ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКИ
Земисева Ассоль Юрьевна,
учитель музыки
Кимовск 2014
содержание
- 1.В в едение
- 2. Основная часть:
- А). Здоровьесберегающие технологии
- Б). Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
- В).Принципы здоровьесбережения
- Г).Секреты здоровьесберегающих технологий
- Д).Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
- 3. Заключение
- 4. Литература
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр
Актуальность . Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий : 1.Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, методическим умениям и знаниям).
2.Воспитательные ( направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия).
3.Оздоровительные ( направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний ).
4.Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий).
Здоровьесберегающие технологии -система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии
Это такие технологии, которые можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения .
Причины здоровьесбережения наших учащихся
1. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
2. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся -желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
3.Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; - несовершенство учебных программ и технологий; - авторитарный стиль преподавания; - отсутствие индивидуального подхода к учащимся; - использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; - недостаток двигательной активности учащихся; - неправильное питание учащихся; - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; - недостаточное финансирование школы
Что делает урок здоровьесберегающим?
- Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут.
- В классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.
- Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии
- Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
- Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
- Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
- Активизация развития всех сфер личности.
- Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
- Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
- Мониторинг качества урока.
- Использования нестандартных форм обучения.
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
- а)Чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся
- запись основных моментов нового материала
- чтение
- слушание
- рассказ
- рассматривание наглядных пособий
- ответы на вопросы
- решение задач
- Норма 4-7 видов за урок.
- б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
- Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
- в) Проведение физкультурных минуток.
- расслабление кистей рук
- массаж пальцев перед письмом
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
- г) Работа по предупреждению утомления глаз.
- д) Дыхательная гимнастика.
- Все это повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
- 1. Принцип ненанесения вреда
- 2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
- 3. Принцип непрерывности и преемственности
- 4. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
- 5. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
- 6. Комплексный, междисциплинарный подход
- 7. Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)
- 8. Приоритет активных методов обучения
- 9. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
- 10.Принцип контроля за результатами
Принципы здоровьесбережения
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Принципы здоровьесбережения
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Принципы здоровьесбережения
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Принципы здоровьесбережения
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Принципы здоровьесбережения
- Приоритет позитивных воздействий над негативными — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Принципы здоровьесбережения
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Принцип контроля за результатами - качественное обучение предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии
Они вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета. Надпись сливается с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
Секреты здоровьесберегающих технологий
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя, а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
Секреты здоровьесберегающих технологий
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности.
Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
Секреты здоровьесберегающих технологий
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
Секреты здоровьесберегающих технологий
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
Секреты здоровьесберегающих технологий
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.
Секреты здоровьесберегающих технологий
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!),
а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультур -ное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.
Секреты здоровьесберегающих технологий
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 гада (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).
Секреты здоровьесберегающих технологий
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
Секреты здоровьесберегающих технологий
10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки
Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
Влияние инструментов на организм
Инструмент
Влияние на человека
Скрипка
Уводит в астрал, интеллектуально возвышает
Арфа
Воздействует на сердечно-сосудистую систему
флейта
Снимает физическую и интеллектуальную усталость
Саксофон
Улучшает мужскую потенцию
Виолончель
Убирает у женщин фригидность
Фортепиано
Универсальный
Кларнет
Влияет на образное восприятие
Тромбон
Снимает костные зажимы, лечит остеохондроз
Ударные
Создавая ударную волну, ведёт к уравновешенности
Барабан
Желудок
Симфонический оркестр
Воздействует на все органы
Хоровое пение
Помогает при лечении астмы, заикании
Соответствие нот и органов
Нота
Точка на теле
си
Орган
Теменная часть
ля
соль
Ощущение
Гипофиз
Теменная часть
Цвет
Холодное покалывание
Гортань
Эпифиз
фа
Фиолетовый
Холодное покалывание
Щитовидная железа
Вкус
Солнечное сплетение
ми
Синий
Холод
Горький
ре
Вилочковидная железа
Поджелудочная железа
Голубой
Горький
Прохлада
до
Надпочечники
Полусладкий
Предста-тельная железа
Зеленый
Полове органы
Тепло
Желтый
Полусладкий
Горячее покалывание
Половые железы
Сладкий
Оранжевый
Горячо
Сладкий
Красный
Сладкий
Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии: • МУЗЫКОТЕРАПИЯ • ВОКАЛОТЕРАПИЯ • РИТМОТЕРАПИЯ • ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ • ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
Музыкотерапия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
Вокалотерапия
1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; 2.Массирует гортань, щитовидную железу; 3.Влияет на работу сердца; 4.Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека; 5.Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.
Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шёпоте). И более совершенного музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы). Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где «тело звука» реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь.
Фольклорная арттерапия
Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времён. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.
В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, темп которых может возрастать и снижаться очень сильно (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение, препятствующее качественному проживанию ситуаций, за счёт таких перепадов постепенно снимается.
Терапия творчеством
Дед Мороз и Санта Клаус
Пародия на Стаса Михайлова
Терапия творчеством содействует духовно-нравственному воспитанию детей, открывая перед ними всё новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо, чтобы помочь ребёнку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы и т.д. Созданное ребенком дарит радость не только ему самому, но и окружающим его людям!
Терапия творчеством
8 «Б» - исполнение военных песен
1 «А» - исполнение частушек
Вокальная группа «Горошины»
Физминутки
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
Роль физминуток на уроке Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер. Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят
1.ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”. На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
2 .ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
3 .ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
4. ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо. Повторить 8 раз. Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз. После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
5 .ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!
6 .ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ . Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
В огороде рос подсолнух Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-жёлтой головой. Головою он вертел, Всё увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там Он сейчас расскажет нам.
- А теперь все тихо встали… - А сейчас мы в лес пойдём… - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
Упражнения для снятия напряжения
Большую часть жизни человек проводит на бегу, не имея ни времени, ни желания прислушиваться к своим внутренним потребностям, тратит много душевных сил на страхи и сомнения, в результате чего чувствует себя хронически усталым.
Уже неоднократно доказано, что произведения классиков действительно имеют сильное воздействие на человеческий мозг. Классическая музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей это означает активное формирование нейронных сетей и, поэтому, эффективно помогает умственному развитию ребенка.
В результате прослушивания дети восстанавливают свою энергию, активируют творческие потенциалы мозга, гармонизируют внутреннее состояние, возвращают ощущение радости жизни, свежесть восприятия.
Рекомендуется для лечения и профилактики депрессии, апатии, избавления от стресса.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Здоровьесберегающие технологии дают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г
2. Безруких, М. «Здоровьесберегающая школа» / М. Безруких, В. Сонькин, В. Безобразова // Управление школой. - Издательский дом «Первое сентября». – 2005.
3. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г.
4. Дегтерев, Е.А. Управление современной школой. Выпуск VIII . Педагогика здоровья. Учебно- методическое пособие / Е.А. Дегтерев, Ю.Н. Синицин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2005.
Литература
5. «Здоровье дети – здоровое будущее». Сборник докладов заключительной конференции // Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». - М., 2005
6. Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3. 7. «Оптимизация эмоциональных состояний учащихся в процессе музыкально-творческой деятельности» Методическое пособие. Архангельск, 2009.
8 .Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М.: Владос, 2000г.