Применение
здоровьесберегающих
технологий на уроках
музыки и пения
Здоровьесберегающие
условия урока:
Игровые формы использования современных здоровьесберегающих технологий на уроке музыки:
● приветствие класса
● дыхательные упражнения
● речевые упражнения
● пальчиковые игры
● двигательные упражнения, ритмопластика
● пение
● восприятие музыки
● физкультурные минутки, физкультурные паузы
Здоровьесберегающие направления
возможностей музыки.
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Логоритмика
- Ритмотерапия
- Фольклорная арттерапия
- Шумовой оркестр
- Улыбкотерапия
Музыкотерапия
Музыкотерапия- это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Восприятие и понимание музыки закладывается в ощущении ее связками, мышцами, движением. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.
Вокалотерапия
Вокалотерапия – это воспитание и развитие детских голосов. Звук во время пения должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, предполагающий устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.
Логоритмика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается .
Ритмотерапия .
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка
Фольклорная арт-терапия.
Фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для народных танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
Шумовой оркестр - это игра, где есть место для фантазии.
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе.
Улыбкотерапия
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
– Повышение уровня речевого развития;
– Снижение уровня заболеваемости;
– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников. Снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).
– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
– Повышение уровня речевого развития;
– Снижение уровня заболеваемости;
– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников. Снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).
Результаты
музыкально - оздоровительной работы:
– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
– Повышение уровня речевого развития;
– Снижение уровня заболеваемости;
– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников. Снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).
Урок музы ки - это урок общения с
искусством