Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Здоровье школьника является важнейшим фактором, определяющим эффективность обучения. Но в последние годы состояние здоровья школьников вызывает серьезную обеспокоенность, негативно сказываясь на их успеваемости, качестве всей последующей жизни. В связи с этим уместны будут слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения выделено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. А подписанное В.В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны.
По данным Всемирной организации здравоохранения, понятие «здоровье» включает в себя: здоровье физическое, подразумевающее хорошее и бодрое самочувствие; уравновешенное психическое и эмоциональное состояние; социальную адаптированность; здоровую окружающую среду.
На здоровье человека влияет целая группа факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.
Однако установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Приобщение младших школьников к ведению здорового образа жизни требует
от образовательного учреждения повышения качества образовательной среды, организации обучения и воспитания без ущерба для здоровья. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность младших школьников.
Здоровьесберегающая образовательная среда в начальной школе направлена на создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному развитию младших школьников, воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Значимыми элементами здоровьесберегающей образовательной среды являются: инфраструктура и внутришкольная среда; рациональность организации учебного процесса и внеурочных нагрузок, показателями которой являются:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему
учебной и внеурочной нагрузки (домашние задания) учащихся;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям учащихся (использование только методик, прошедших апробацию, утвержденных методическим или педагогическим советом образовательного учреждения);
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем
специалистов (наличие программы апробации, оценки результатов и т.п.);
строгое соблюдение всех гигиенических требований к использованию
технических средств в обучении (компьютеров, аудиовизуальных средств, интерактивных досок и т.п.);
рациональная и соответствующая требованиям организация режима в
школе продленного и полного дня;
индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей
развития), работа по индивидуальным программам (с логопедом, психологом и т.п.).
Формы приобщения младших школьников к ведению здорового образа жизни
Важный этап в формировании здорового образа жизни – младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. И от того, какие условия для учёбы и развития ребёнка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.
Формированию здорового образа жизни содействует повседневная жизнь школьника при включении в неё разнообразных форм поведения, необходимых для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, внедрение валеологического компонента на разных уроках).
Для приобщения младших школьников к ведению здорового образа жизни, сохранению их физического и психологического здоровья учителю необходимо использовать разнообразные формы воспитания, которые будут этому содействовать. Так, необходимо систематически проводить физкультминутки на уроках: они положительно влияют на мозговое кровообращение, активизируют психические процессы, обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся.
Учитель может проводить оздоровительные двигательные минутки сам или с помощью подготовленных учащихся-инструкторов. Желательно использовать различные предметы и подручные средства (ластик, книгу, карандаш, газету и т.д.): это позволит сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Упражнения, используемые для физкультминуток, должны иметь сюжет и название. Регулярное проведение оздоровительных минуток – важная часть формирования здорового образа жизни младших школьников.
Примеры физкультминуток:
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
*****
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Необходимо также регулярно проводить Уроки здоровья в начальной школе. На таких уроках младшие школьники получают знания о том, как надо заботиться о себе, о особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое. Также школьники получают ответы на простые вопросы: «что такое здоровье?», «от чего зависит здоровье?», «что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?».
Целями урока здоровья являются:
— образовательная цель, которая дает и обобщает знания учеников о правильном образе жизни. Также данная цель проектирует поведенческие навыки учеников в различных ситуациях, которые происходят в жизни.
— развивающая, которая направлена на развитие у учащихся познавательных интересов к различным способам восстановления, поддержания и сохранения здоровья.
— воспитательная цель, способствующая воспитанию потребности в сохранении жизни и здоровья человека.
— ознакомительная цель, позволяющая учащимся ознакомиться с особенностями их организма и различными методами его сбережения от негативных факторов окружающей среды.
Данные цели основные, но имеется ряд личностных, которые сам учащийся ставит для себя, стремясь к ведению правильного, здорового образа жизни.
Помимо целей, урок здоровья должен содержать определенные задачи. Задачи урока здоровья следующие: во-первых, активировать личный опыт каждого ученика; во- вторых, призвать школьников к более тщательному отношению к своему здоровью и здоровью тек, кто их окружает; в-третьих, познакомить со способами сбережения своего здоровья.
Уголки здоровья в школе являются частью санитарно-просветительской работы, пропагандирующей здоровый образ жизни, профилактику различных заболеваний, повышение умственной активности и работоспособности учащихся. Задача таких уголков – с раннего возраста приучать детей к здоровому образу жизни, информировать о болезнях и мерах профилактики. Он представляет собой стенд с красочными иллюстрациями по различным темам.
Кроме того, в школах регулярно должны проводиться Дни здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. День здоровья в школе – это весёлый праздник, праздник хорошего настроения, спорта и здоровья. Он имеет большое профилактическое и воспитательное значение, так как отсутствие личных мотивов человека в сохранении здоровья приводит к тому, что в настоящее время во всём мире отмечается тенденция к его ухудшению.
Рассмотрим подробнее здоровьесберегающее направление воспитательной работы, проводимой в классе. Так, в классе регулярно проводятся беседы по культуре поведения, по профилактике здорового образа жизни, о пользе физкультуры и спорта. Все это способствует наибольшей информированности детей о пользе ведения здорового образа жизни, о возможностях, которые откроются перед ними, когда они осознают ценность своего здоровья и необходимость его сбережения. Помимо этого я провожу работу с родителями в форме родительских собраний, индивидуальных бесед. Для родителей читаются доклады «Режим дня», «Свободное время в семье», «Здоровый образ жизни». Все это как нельзя лучше влияет на приобщение младших школьников к ведению здорового образа жизни. Ведь, как известно, именно в семье у ребенка формируются все ценностные отношения, в том числе и к своему здоровью. И только родитель, обладающий определенным набором знаний способен передать их ребенку, научить заботиться о своем здоровье, помочь ему в приобщении к ведению здорового образа жизни.
Пример внеклассного воспитательного мероприятия с младшими школьниками
Воспитательное мероприятие считается одним из наиболее часто и результативно используемых способов организации внеурочной деятельности младших школьников. Оно представляет собой общее дело коллектива класса (и учителя, и учащихся), направленное на решение поставленных им задач. Воспитательное мероприятие может проводиться в самых разнообразных формах. Приведенный в качестве примера конспект воспитательного мероприятия в форме представления-игры. Данная форма выбрана нами не случайно: она не только интересна младшим школьникам, но и полезна, так как с ее помощью мы осуществляем приобщение младших школьников к ведению здорового образа жизни. Тема представления-игры – «Страна Непослушания».
Основные задачи, которые предстоит решить в ходе представления-игры:
воспитывать послушание в вопросах культуры здоровья;
формировать полезные навыки здорового образа жизни;
развивать творческие способности;
познакомить с историей происхождения предметов личной гигиены.
Роль учителя на подготовительном этапе – организатор предстоящего
представления-игры, помощник в подборе реквизита для выступления действующих лиц. На этапе проведения учитель выступает в роли ведущего.
Согласно требованиям, предъявляемым к организации подготовительного этапа, предусмотрены роли и поручения для учащихся класса.
Оборудование, которое необходимо для проведения представления-игры: компьютер, памятки.
Полное содержание мероприятия:
Организационный момент:
Учитель: Сегодня мы с вами примем участие в интереснейшем представлении-игре, в ходе которого узнаем много нового и интересного. Вы готовы? Тогда начнем!
В стране Непослушании
Не хочется нам жить,
С хорошими привычками
Мы будем все дружить!
Выходит мальчик - Советник
Советник: Внимание, внимание! Добро пожаловать в страну Непослушанию!
Ведущий: А кто ты такой? И почему ты приглашаешь наших ребят в эту страну?
Советник: Я – главный советник этой страны. Мне нравятся все вредные, непослушные мальчишки и девчонки. Но их не так много в моей стране. Хочу, чтобы их было все больше и больше слуг. Хочу командовать ими. Они будут слушаться меня и выполнять все мои приказания, т.е. делать все то, о чем им говорят взрослые, наоборот. Почему? Да все потому, что будут прислушиваться к моим советам!
Ведущий: Ребята, кто-нибудь хочет посмотреть, что же это за страна? Давайте посмотрим, что же делается в этой стране.
Выходят два мальчика, один падает, а другой хочет ему помочь подняться, но тут вмешивается Советник.
Советник:
Подумаешь, друг твой упал.
Подумаешь, он поскользнулся
Сделай вид, что ты его не узнал,
И как раз в тот момент отвернулся.
Или можешь хохотать.
За живот держаться
Не тебе ведь, а ему в луже той грязной валяться!
В стране Непослушании.
Такие все «друзья».
Вместе с ними хохочу
Каждый день и Я.
Мальчик подает руку своему другу, помогает ему встать.
Мальчик: Нет, так нельзя поступать, а вы знаете почему, ребята? (отвечают дети)
Мальчики:
В стране Непослушании живет плохой народ.
Там очень злые люди, там все наоборот.
Огорчать своих друзей никогда не будем.
И поможем им всегда, всем поможем людям.
Мальчики уходят.
Советник: (кричит им вслед)
Ну и не надо, и без вас не скучно.
Мне здесь хватает непослушных -
Тех, кто не умывается,
В ладошку чистит нос,
Кто делает не то, не так.
Таких хватает – не вопрос
Появляются два неумытых мальчика.
Советник:
Вот видите, идут мальчишки,
Грязны их лица, грязны их книжки.
Им сказали: умывайтесь. Они не умылись.
Результат «на лицо» мальчики добились.
С ними будете дружить?
Ну-ка дайте мне ответ. (отвечают дети)
Грязнули:
Не поймем мы почему,
Что-то вам не нравится?
(обращается к девочке)
Девочка не умывайся.
Станешь ты «красавицей».
Ведущий:
Знаем, девочка упряма,
Не переспорит ее мама.
Девочка:
Кто бы мне ни сказал,
Кто бы что не приказал,
Я подчиняться не хочу,
Я упряма, я молчу.
Мне сказали, а я вот
Все сделаю наоборот.
Ведущий: Девочка сделает наоборот, но это как раз то, что надо, Потому что это правильно. Лицо, все ваше тело, наша кожа должны дружить с мылом и мочалкой. Ребята, давайте объясним этой упрямой девочке, почему это так важно? (отвечают дети)
Появляется микроб
Микроб:
Иначе, появлюсь Я – Микроб!
Я – Микроб, я вредный, грязный.
Доберусь до вас однажды.
Нет, не стану вас жалеть,
Будите болеть, болеть.
Девочка (обращаясь к Советнику и Грязнулям)
Нет у меня никакого желания,
Чтобы жить в вашей стране Непослушании.
Последнее мое непослушание –
Не слушать ваш совет.
Лицо и руки мыть я буду
Утром, вечером в обед.
Советник:
Уходит мир мой, рушится.
Такой хорошею была
Девчонка непослушницей.
(обращается к детям)
Зачем такие умные вы все здесь собрались?
Уж лучше б вы ругались!
Или передрались!
Все сидите и молчите,
Не двигайтесь и не дышите.
Все хочу вас покорить,
Непослушанием наделить.
Ведущий: Сейчас дадим тебе ответ
Будем его слушать? (отвечают дети)
Ведущий: Чем же мы сейчас займемся, ребята? Зарядкой, потому что мы уже долго не двигались.
(Встают и шагают на месте)
Мы подвигаться хотим,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы такие непоседы,
На месте нам не устоять.
(прыгают на месте)
И попрыгать то же любим,
Вместе прыгать дружно будем.
Раз, два, три, четыре, пять.
На месте нам не устоять.
(Выполняют движение по тексту)
Утром долго мы не спим,
В ванную бежим, бежим,
Мы бежим все дружно,
Нам умыться нужно.
А потом мы зубы чистим,
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтоб красивою улыбкой
Мы людей могли встречать.
Руки с мылом, руки с мылом
Дружно моет детвора.
Мы умылись, причесались,
Значит, завтракать пора!
Советник: А вот я советую никогда не умываться с мылом. Зачем? Ведь все равно все скоро испачкаетесь. Дети в стране Непослушании всегда так делают. Вон сколько у меня их грязных, неумытых. И даже не причесанных.
Ведущий: Хоть Советник и считает себя умным, оказывается, что он многого не знает. Придется нам его поучить и рассказать ему, почему так важно мыть руки с мылом? (отвечают дети)
Советник: Ладно, руки вымою, а вот ногти оставлю. Вот они у меня какие! (грязные и длинные) В стране Непослушании у всех такие ногти. Иногда бывает, что мы их даже грызем! И помоем и наедимся!
Ребята, а кто из вас любит ходить с грязными руками и грызть ногти? Вам, наверное, родители не раз говорили, мойте руки перед едой, давай стричь ногти, а вам конечно не охота, да? Не слушались? Молодцы, добро пожаловать ко мне в страну Непослушанию!
Появляется фея Гигиена - вся накрахмаленная, чистенькая, беленькая.
Фея Гигиена:
Пора с таким Советником и мне сразиться,
А то беда ведь может приключиться.
В Непослушанию – страну он вас заманит.
Советами своими всех обманет.
Должна за вас вступиться непременно.
Не зря зовусь я – Фея Гигиена!
Ведущий: Как хорошо, что ты к нам пришла, наша умная и чистая фея. Будем вместе сражаться против Советника Непослушной страны, уж ты точно знаешь, что делать.
Фея Гигиена: А я уверена, что об этом знают и многие ребята. Но самое главное, чтобы не попасть в эту страну, нужно обязательно слушаться своих родителей, учителей, которые рассказывают вам, ребята, как надо соблюдать мои правила, их обязательно выполнять. А сейчас для знатоков моих правил викторина.
Вопросы
Что такое гигиена? (охрана здоровья, создание здоровых условий жизни)
Что включает в себя личная гигиена? (уход за кожей рук, глаз, тела,
одежды, вещей, школьных принадлежностей и т.д.)
Назовите предметы личной гигиены (зубная щетка, паста, мочалка,
мыло)
Почему надо регулярно стричь ногти? (под ногтями скапливаются
микробы, они не видны, но очень опасны)
Почему нельзя грызть ногти? (так как микробы попадают в рот, затем
они все дальше попадают в организм и человек начинает болеть)
Советник:
Вижу, что послушных много,
С гигиеной у них строго.
Ведущий:
В стране Непослушании
Ребятам трудно жить
Все грязные там вредные,
Кто будет их любить?
Их силу воли преумножим,
С плохим сразиться им поможем.
На помощь фея всех зови.
Сейчас мы выведем войска свои.
Выходят зеркало, мыло, зубная паста, зубная щетка.
Зеркало:
Я вам дам такой ответ.
Много-много тысяч лет
Зеркал люди не имели,
Просто в воду все смотрели.
Одна древняя история гласит, Что жил один красивый юноша и вот однажды он увидел свое отражение в воде. Он смотрел долго-долго не отрываясь от воды, так он любовался день и ночь на свое отражение. Время шло и люди поняли, что им не только необходимо любоваться своим отражением, но нужно что бы ухаживать за своим лицом, одеждой. И один юноша натер медную пластинку до блеска и подарил ее соей девушке, так первый раз подарили и сделали первое зеркало. Секрет изготовления зеркала был в секрете в Венеции и карался смертью, но французы узнали его и стали делать зеркала в разных странах мира.
Ведущая:
Что же пахнет так душисто
Что нас моет чисто-чисто?
Выходит Мыло
Мыло:
На помощь мыло к вам спешит
Оно микробы все сразит.
Первые мыловаренные заводы начали строить на Руси при Петре Первом. Мыло было доступно только богатым и знатным. Его варят из жира животных, потом добавляют душистые вещества, лекарственные растения, все варят и делают различные формочки. Сейчас каждый человек расходует за год более 10 кг мыла.
Ведущий:
Кто торопится на щетку,
Кто пускает пузыри?
Выходит Зубная паста.
Зубная паста:
Ну, конечно, это – паста.
На меня ты посмотри.
Паста появилась недавно. До 20-х гг. XIX в. для чистки зубов использовали мел.
Ведущий:
Она ершиста, но полезна,
Ведь бережет нас от болезней.
Выходит Зубная щетка.
Зубная щетка:
Ершиста, бегаю туда-сюда,
Мне помогает паста и вода.
Вместо щетки давным-давно использовали деревянные палочки. А первая зубная щетка появилась 300 лет назад. И в это же время король Франции издал указ для всей страны «Повелеваю мыть руки и лицо каждый день, держать в чистоте волосы, глаза, зубы, ногти».
Ведущий: Неужели и Фее Гигиене придется тоже издать такой указ?
Фея Гигиена: Думаю, что нет. Потому что наши ребята знают о том, что правила культуры и гигиены каждый человек выполняет не по приказу, а потому, что понимает, для чего эти правила выполняются. Для чего, ребята? (отвечают дети) Для того, чтобы вы не забыли, я раздам вам памятки по личной гигиене.
Памятка
Регулярно умывайтесь, следите за чистотой своего тела.
Регулярно чистите зубы. Это не только красота вашей улыбки, но и здоровье.
Мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце – это предметы индивидуального пользования. Никому их не давайте и чужих не берите.
Свежий воздух и чистота жилища обеспечат вам хорошие условия для работы и отдыха.
Аккуратная и здоровая обувь - залог комфорта, здоровья и успеха!
Ведущая: На этом наше представление-игра подошло к концу. До свидания ребята! Будьте здоровы и счастливы!