СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании, в том числе коррекционном и инклюзивном

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕФЕРАТ

 

по профессиональному модулю 04

Методическое обеспечение образовательного процесса

 

Использование здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании, в том числе коррекционном и инклюзивном

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании, в том числе коррекционном и инклюзивном»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«КОЛЛЕДЖ ЦИФРОВЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»











РЕФЕРАТ


по профессиональному модулю 04

Методическое обеспечение образовательного процесса


Использование здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании, в том числе коррекционном и инклюзивном








Выполнила:

студентка 3 курса группы 17 -11 -1 КП

Специальность

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Левенкова Наталья Евгеньевна








Тюмень, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

1 Общая характеристика здоровьесберегающих технологий

5

2 Варианты реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях

8

3 Специфика использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном и инклюзивном начальном образовании

11


4 Из опыта учителя начальных классов по применению здоровьесберегающих технологий

14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

20























ВВЕДЕНИЕ


Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучить подрастающее поколение, но и сохранить у него устойчивое здоровье. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. Для того чтобы сохранить или укрепить здоровье детей, учителя используют здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это такая система, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. 

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих проблем.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что применение здоровьесберегающих технологий важно, так как они способствуют сохранению, укреплению и развитию духовных и физических качеств ребенка. Здоровьесберегающие технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

Цель реферата - изучение использования здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании, в том числе коррекционном и инклюзивном.

Задачи:

  • Рассмотреть общую характеристику здоровьесберегающих технологий.

  • Представить варианты реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях.

  • Раскрыть специфику использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном и инклюзивном начальном образовании.

  • Проанализировать опыт учителя начальных классов по применению здоровьесберегающих технологий.

Методы исследования: изучение литературы и ее анализ, изучение и обобщение педагогического опыта.















1 Общая характеристика здоровьесберегающих технологий


В наше время стремительного технического прогресса особенно актуальной и важной становится проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Дети - наше будущее, поэтому состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Поэтому в школе так важно использовать здоровьесберегающие технологии. Рассмотрим, что это за понятие. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья, то есть, здоровьесберегающие технологии – это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [9].

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

  • формировать у школьников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;

  • формировать у школьников потребность в положительных привычках;

  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией [1].

Рассмотрим функции здоровьесберегающих технологий:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;

- информативно - коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

 - диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения;

- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [2].

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;

3) разнообразные психолого - педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода. Обратимся к каждой технологии подробней.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, определяются тем, что от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

  • правильная организация урока;

  • использование каналов восприятия;

  • учет зоны работоспособности учащихся;

  • распределение интенсивности умственной деятельности.

Использование психолого-педагогических технологий здоровьесбережения подразумевает использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности [4].

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья [8].

Таким образом, под технологией здоровьесбережения понимается система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


2 Варианты реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях


Современный ученик не только усваивает определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы и многое другое. И учится он этому на уроке. Высокий процент первоклассников уже приходит в школу с врожденными и приобретенными заболеваниями. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Одной из современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных и обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью [5].

Возрастающий поток информации, постоянная модернизация и интенсификация программ, широкое использование новых средств обучения, увеличивающих объем учебной нагрузки, создают ощутимое давление на организм ребенка (нарушение осанки, зрения, речевого развития, слуха), вызывая напряжение и перенапряжение, способствуя ухудшению состояния здоровья. Следовательно, возникает необходимость активного использования в учебно-воспитательном процессе системы здоровьесбережения [7].

Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии в современной начальной школе должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Урок - это основа учебного процесса. Выделим основные требования к любому уроку или внеурочному занятию, учитывая здоровьесберегающий фактор:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д. Норма: 4 - 7 видов за урок (занятие).

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7 - 10 минут, чередование видов учебной деятельности - 4  - 7).

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма: не менее трех.

5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

6. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами). При несоблюдении гигиенических норм здоровье ухудшается в 2,5 раза.

7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Физкультминутки должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали - для снятия напряжения, смены позы.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.

11. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

12. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

13. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не менее 35 - 40 минут в начальной школе.

16. Темп окончания урока (занятия): спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

17. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика (желательны задания по трём уровням сложности).

18. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода на уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей) [3].

Заключительным этапом педагогического процесса является контроль знаний обучающихся. При оценке знаний, навыков, умений, особого внимания заслуживают меры по воспитанию психологического комфорта. Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов воспитанников, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.

Таким образом, соблюдение требований здоровьесберегающих факторов, то есть чередование видов деятельности, гигиенические условия, рациональное использование времени даёт возможность не только создавать на уроке или занятии атмосферу доверия и взаимопонимания, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


3 Специфика использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном и инклюзивном начальном образовании


Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В настоящее время ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии [10].

Одним из условий реализации здоровьесберегающих технологий является СанПиН для детей с ОВЗ. Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях. Учитель обязательно должен соблюдать требования СанПиН для успешного обучения детей и сохранения их здоровья. Рассмотрим некоторые современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционном и инклюзивном начальном образовании.

Арттерапия. Лечение искусством, творчество увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает младшему школьнику раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития [6].

Таким образом, строя обучение и воспитание в коррекционных и инклюзивных классах, учитель должен ориентироваться на положения СанПиН, кроме того, использовать технологии, которые были перечислены ранее. Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.


4 Из опыта учителя начальных классов по применению здоровьесберегающих технологий



Здоровьесберегающие технологии используются в опыте каждого учителя. Проанализировав опыт, мы выяснили, что учитель начальных классов Юркова Елена Ивановна, МОУ - Гимназия №2 г. Клин, Московская область, использует различные методы для здоровьесбережения детей. Рассмотрим некоторые из них.

Как говорит Елена Ивановна, в норме должно быть 4-6 смен видов деятельности. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хороший результат дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Также Елена Ивановна использует физкультминутки, по её мнению они должны быть разнообразны, проводиться на начальном этапе утомления и предпочтение должны отдаваться упражнениям для утомлённых групп мышц. В состав упражнений для физкультминуток учитель включает упражнения по формированию правильной осанки (рисунок 1).



Рисунок 1 - Специальные упражнения на формирование осанки


Учитель применяет методы простейших зрительнокоординаторных упражнений «Четыре угла». В углах кабинета прикрепляются яркие объекты – зрительные метки. Ими обычно служат красочные иллюстрации из сказок. Картинки подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительный сюжет. Один раз в две недели сюжет меняется. Упражнения с данными метками выполняются стоя. Все поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 быстро фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. Продолжительность - 1-2 минуты.

На уроках также используется рисунок-тренажер (рисунок 2), который проецируется с помощью мультимедийного проектора на экран. Одновременно учащиеся, делая непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от напряжения мышцы.



Рисунок 2 - Рисунок – тренажер

Таким образом, применение подобных методов Юрковой Еленой Ивановной на уроках способствуют развитию у детей понимая здорового образ жизни. Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу «здорового» урока. Опыт работы учителей показывает, что методы здоровьесбережения все чаще используется педагогами в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физкультминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников. Также обращают внимание на смену учебной деятельности,  на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют достаточно времени  вопросам здоровья, что позволяет детям понимать, что такое здоровый образ жизни не только по словам, но и на деле.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время применение здоровьесберегающих технологий является актуальным для использования их в образовательных организациях. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. 

В ходе исследования мы выяснили, что здоровьесберегающие технологии представляют собой систему, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов окружающей среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Как и все технологии, здоровьесберегающие имеют цель и выполняют ряд задач. Ведущей целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Для того чтобы реализовать поставленные задачи, здоровьесберегающие технологии выполняют ряд функций. К функциям здоровьесберегающих технологий относятся формирующая, информативно – коммуникативная, диагностическая, рефлексивная и интегративная функции. Также здоровьесберегающие технологии делят на 3 группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;

3) разнообразные психолого - педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

В начальной школе здоровьесберегающие технологии должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни. Для этого существует ФГОС, который определяет эту задачу как одну из приоритетных. Также выделяют основные требования к любому уроку или внеурочному занятию, которые учитывают здоровьесберегающий фактор. Такими требованиями являются чередование видов учебной деятельности, гигиенические условия, рациональное использование времени и другие.

В процессе исследования также было изучено применение технологии здоровьесбережения в коррекционном и инклюзивном образовании. Важным элементом является то, что для детей с ОВЗ разработан СанПин, правила которого распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Применение таких технологий как арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, су-джок терапия и методика Монтессори позволяет учителям снять у детей нервное и/или эмоциональное напряжение, узнать, что их беспокоит и помочь в воспитании самостоятельности. В итоге, здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий является обязательным условием в работе учителя. Поэтому проанализировав опыт Юрковой Елены Ивановны, учителя начальных классов Гимназии №12 г. Клин, Московской области, можно сказать, что здоровьесберегающие технологии активно используются на уроках. Нами были рассмотрены некоторые методы, с использованием здоровьесберегающих технологий, например, методы простейших зрительнокоординаторных упражнений «Четыре угла», также упражнения по формированию правильной осанки. Также Елена Ивановна отмечает, что в норме на уроке должно быть 4 – 6 смен видов деятельности, что позволяет избежать утомления на уроке.

Изучив общую характеристику, варианты реализации, особенности использования и опыт учителя по применению здоровьесберегающих технологий, можем сказать, что здоровьесберегающие технологии используются эффективно, о чём говорят полученные результаты. В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».







































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Бойко, Е.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности [Текст]: учеб, пособие/ Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев. – Брянск: БГУ, 2004. – 307с.

2 Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Н.В. Бордовская. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с

3 Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебное пособие/ Д.З. Ахметова [и др.] – Казань: «Познание», 2013. – 204с.

4 Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст]:/ Н.К. Смирнов – Москва: АРКТИ, 2003. – 270с

5 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. [Текст]/ серия «Энциклопедия образовательных технологий» Т.1/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556с.

6 Современные здоровьесберегающие технологии в школьном образовании [Текст]:/ Н.В. Полтавцева [и др.] – «ФЛИНТА», 2016. – 267с.

7 Тихомирова, Л. Ф. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения [Текст]/ Л.Ф, Тихомирова//Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №6. – С.21-22

8 Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]/ Московский государственный университет; Материал подготовила: Е.А. Косенкова – Режим доступа: https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-pri-rabote-s-detmi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1525178.html

9 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]/ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №86»; Материал подготовил: В.А. Бахтимов. – Режим доступа: https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-1193842.html

10 Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]/ Тульский Государственный Педагогический Университет им Л.Н. Толстого; Материал подготовила: Е.И. Привезенцева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiek.html



20