СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использовании технологии Mind Map на уроках иностранного языка в ООШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассказывает о методе Mind Map и возможности его использования на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Использовании технологии Mind Map на уроках иностранного языка в ООШ»

Технология Mind-mapping в преподавании иностранного языка.

Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Изучение иностранного языка сопровождается запоминанием большого количества лексических единиц, грамматических структур. Одним из эффективных приемов запоминания лексико-грамматического материала является метод с использованием технологии MIND-MAPPING ( метод интеллект-карт).

Впервые я узнала об интеллект-картах (в оригинале Mind Maps, по-другому их еще называют картами ума, ментальными картами, мыслительными картами, диаграммами связей и т.п.) из замечательной книги Тони Бьюзена «Супермышление». Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д.) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!

Принцип построения любой интеллект-карты – центральный объект и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Интеллект-карты проще использовать для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент), с текстовым материалом, для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор и т.д. Не менее интересные результаты даёт использование интеллект-карт при работе с лексическим материалом. Что представляет собой обучение лексике английского языка? Это определенный процесс расширения словарного запаса. Объемы новой профессионально ориентированной лексики, подлежащей изучению, не так уж малы. Интеллект-карты помогают сделать этот процесс интересным и увлекательным.

Пример построения интеллект-карты по теме «Здоровье».





На первых порах преподаватель помогает обучающимся создавать интеллект-карту. Отдельно предлагаются лексические единицы, которые нужно поставить на свои места. Например, изучаем тему “ Describing Pain ”. Студенты встречают много новой профессионально- ориентированной лексики. Чтобы помочь эффективнее её запомнить, предлагаю всем вместе составить интеллект-карту на доске (а при наличии технической возможности - можно и на компьютере) Задаём ключевое слово – «Pain». Прошу студентов предлагать любые понятия, ассоциативно связанные с данным (описание боли, место и характер боли, интенсивность, длительность симптомов, иррадиация боли, периодичность, сезонность, возможные проблемы, решения, действия и т.д.). Все названные понятия укладываем в определенную схему.

Decide, where to put the words:

Intensity Ratings (of pain)

Duration (of pain)

Location (of pain)

Pain description - Is it acute or chronic? Pricking or throbbing? Dull or unbearable? Etc.

What makes it worse or better? (Things that increase the pain (such as physical activities, things that decrease the pain, (such as lying down, heating pad, medication).

Treatment,

etc.

Активизирует словарный запас, работу мысли и запоминание нового лексического материала следующее задание:

Decide, where to put the words:

Mild - but does not interfere with activities.

Moderate - present and interferes with activities but not disabling.

Severe - disabling. Unable to function.

Более продвинутые в компьютерных технологиях студенты создают mindmap с помощью программ MindManagerPro 6,ConceptDrawMindMapPro 4.5, EdrawMindmap. Отличные программы с множеством символов и рисунков.

no pain hurts a little hurts a lot severe pain

   

I don't have any pain It hurts a little. It hurts a lot. I’m in severe pain

Логические связи студенты могут строить самостоятельно, постепенно дополняя интеллект-карту. Такие карты хороши именно тем, что их можно расширять, оставаясь в пределах одной темы. Это простой и эффективный способ записать как можно больше лексических комбинаций с одним и тем же словом или относящихся к одной теме. Если дополнять карту рисунками, визуализация, следовательно и запоминаемость слов, увеличивается, да и весь процесс становится значительно интереснее.

Таким образом, в создании интеллект-карт задействуются воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет эффективнее запоминать лексический материал.

Правила построения интеллект-карт:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа, лист бумаги располагаем горизонтально.

2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, которые мы рисуем, используя разные цвета. На них пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Слова пишем разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами, важные идеи записываем более крупным шрифтом.

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. Для каждого ответвления пишем ключевое слово или словосочетание, оставив возможность для добавления деталей.

4. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.

5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами.

6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Применение интеллект - карт на занятиях английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком, как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность обучающихся. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с целью овладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

6. Технология Mind mapping окажется полезной и при составлении презентаций или веб-проектов. В таком случае обучающимся можно порекомендовать интернет-ресурсы, с помощью которых графические схемы и карты будут генерироваться автоматически:

www.mindjet.comwww.mindgenius.comwww.imindmap.comwww.mindmeister.comwww.xmind.net, - очень удобный ресурс для составления mind maps - http://www.bubbl.us/- навигация простая, всё понятно, но я рекомендую составлять интеллект-карты именно рисованием – это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Интеллект - карты можно использовать на занятиях для:

  • определения логических связей между понятиями,

  • работы с лексическим материалом,

  • запоминания грамматических правил,

  • создания опорного конспекта,

  • генерирования проектных или исследовательских идей,

  • запоминания большого объема информации и т.д.

Практика показывает, что занятия с применением новых образовательных технологий неизменно вызывают интерес обучающихся.

Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться высокой эффективности не только в повышении качества знаний обучающихся, но и в активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка.

Использование технологии «Mind mapping» позволяет реализовать заложенный в основу ФГОС системно-деятельностный подход, а именно:

- формировать готовность к саморазвитию;

- организовывать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, направленную на освоение профессиональной терминологии, развитие умения анализировать и переводить узкоспециальные тексты в рамках той специальности, по которой они проходят обучение.

- выстроить образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

С использованием метода меняется роль преподавателя, формируется новый стиль профессионального поведения. Основной задачей становится не изложение новых знаний, а организация его усвоения.















Интеллект-карты как универсальный метод развития одаренности школьников и повышения мотивации к изучению иностранного языка. 


Я никого ничему не могу научить. Я могу только заставить думать.

Сократ

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.



Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. В то же время одаренного ребенка неустраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.

В настоящее время главная цель образования– научить детей учиться. Мы, учителя, должны создать условия, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие учителя, применяющие на практике различные современные технологии и методики, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

«Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является метод Mind Maps как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения.

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, интеллект-карты, карты памяти, ментальные карты, умственные карты) были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. В переводах книг Т.Бьюзена чаще всего используется термин" интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant –испускающий свет, лучи (лучистый). Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит"информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".Получается, что карты памяти (Mind Map) – это естественный продукт деятельности нашего мозга. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности. Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге“How to Mind Map”, а именно:




  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. 


  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. 


  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. 


  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 


  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 


  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 


  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 


  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:




  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения. 


  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся. 


  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся. 


  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся. 


  • Организовывать самостоятельную работу учащихся. 


  • Организовывать проектную деятельность учащихся. 


  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений. 


  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности. 


Мыслительные карты можно использовать для:

1) работы с лексическим материалом:




  • введение новой лексики 


  • закрепление новой лексики 


  • контроль лексики. 


2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену,так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то,что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”.

С помощью карт можно создать сотни и более идей,которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов.

Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения,результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:




  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке. 


  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре. 


  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре. 


  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома. 


Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом




  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном; 


  • правильности написания английских слов и выражений; 


  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме; 


  • наличия оригинальных идей, оформительских решений; 


  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности. 


Применение данной методики на уроках английского языка дает устойчиво положительные результаты во всех направлениях учебно-воспитательной работы. Ее использование на уроках английского языка способствует: 


  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; 


  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; 


  • Повышению уровня комфортности обучения; 


  • Повышению активности и инициативности школьников на уроке; 


  • Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности; 


  • Становлению новых отношений между учителем и учениками. 


В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении одаренных школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Творите сами и вместе с детьми!!!


Литература. 


  1. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г. 


  2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г. 


  3. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г. 


  4. Научно- методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г. 


  5. Аксенова Эльвира Айсеновна, доктор педагогических наук, профессор, гл. науч. сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО. «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом». (http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm) 


  6. http://www.mindmap.ru 


  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Mindmap 


  8. http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/ 


  9. http://www.buzanworld.com/ 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!