СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использования метода проектов на уроках географии, как средство формирования функциональной грамотность обучающихся».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Аннотация статьи. Цель исследования – определить эффективные методы и практики, обеспечивающие результативность работы по формированию различных видов функциональной грамотности. В статье рассматриваются вопросы использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Основное внимание уделяется применению метода проектов на уроках географии.

Ключевые слова: метод проектов, функциональная грамотность, формирование, география, форма обучения, проектная технология.           

Просмотр содержимого документа
««Использования метода проектов на уроках географии, как средство формирования функциональной грамотность обучающихся».»

Направление: «Эффективные методы и практики, обеспечивающие результативность работы по формированию различных видов функциональной грамотности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

(из опыта работы)

«Использования метода проектов на уроках географии, как средство формирования функциональной грамотность обучающихся».

О.Н.Попова, учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57»,

город Чебоксары

Аннотация статьи. Цель исследования – определить эффективные методы и практики, обеспечивающие результативность работы по формированию различных видов функциональной грамотности. В статье рассматриваются вопросы использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Основное внимание уделяется применению метода проектов на уроках географии.

Ключевые слова: метод проектов, функциональная грамотность, формирование, география, форма обучения, проектная технология

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Несмотря на то, что метод проектов, был, разработан в 20 веке, он все равно остается актуальным и в современном информационном обществе.

Что из себя представляет проектная технология обучения? Это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Учебный проект по географии – совместная учебно-познавательная, игровая ли творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.

Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. На своих уроках я стараюсь использовать следующие типы учебных проектов:

  • информационный проект – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.

  • исследовательский проект – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов

  • творческий проект – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.

Работа над учебным проектом предполагает очень тесное сотрудничество и взаимодействие учителя и ученика. Ученик должен чувствовать, что проект – это его работа.

Тем не менее, урок географии впервые начинается для учеников только в 5-6 классах, поэтому пяти- и шестиклассники практически на всех этапах работы над проектом в значительной степени нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя. Но для детей данного возраста есть и определенные ограничения – им трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на уроках стараюсь использовать урочные и краткосрочные проектные работы. Основные проектные работы, которые выполняют учащиеся 5-6 класса – “Времена года”, “Оболочки Земли”, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам путешественников» и т. д.

Семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать проблему и цель проекта – их учебных знаний и опыта уже достаточно для этого. Самой большой проблемой для этого возраста учащихся является мотив к деятельности – это слабое место подросткового возраста. Поэтому, при ненавязчивом контроле и необходимой помощи учащиеся 7 класса успешно справляются с такими проектами как “Влияние природных условий на черты народа материка” (можно составить проект по данной теме по любому из материков Земли), “Современные исследования Арктики и Антарктиды” и т.д.

Восьми - и девятиклассники обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Этнические традиции народов Поволжья», «Народные промыслы Центральной России»,“Стихийные природные явления в России”, “Заповедные территории, зачем они нужны?”, “География литературного произведения” и т.д.

Старшеклассники (10 – 11 класс), практически самостоятельно могут работать на всех этапах проекта. Они самостоятельно формируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план работы, разделяют все необходимые роли в группе, разрабатывают подробный план работы, учитывая необходимые ресурсы и имеющийся у себя материал. Они, как правило, сами выбирают темы проектов и работают над ними – например «Литературно – туристический маршрут: по стопам родной литературы – Михаил Сеспель», “География международного туризма” и т.д..

В своей работе я давно применяю метод проектов, использую на предметах, которые веду. Темы проектов, которые выполняли мои ученики: на элективном курсе География мирового туризма: «Создание визитной карточки сраны», «Лучшие туристические маршруты мира», «Маршрут выходного дня по Республике Чувашия», «Просторы Родины моей» и др. В конце учебного года каждый ученик выступает с защитой своего проекта «Лучшая турфирма».

Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Например, мини-проект по теме: «Путешествие по России» - два урока (8-9 класс), «Возрождение сельских поселений Центрального района» - два урока (8-9 класс), «Природные зоны Евразии» - один урок (7 класс).

Материалы и презентации к проектам широко использую как во время уроков, так и во внеклассной работе. В результате работы над проектами по географии повышается функциональная грамотность обучающихся, обеспечивается возможность самореализации обучающихся через дополнительное образование, участие в олимпиадах, конкурсах и исследовательской деятельности. Таким образом, целесообразность использование метода проектов на уроках географии, как средство формирования функциональной грамотности обучающихся очевидна.

Список литературы:

1. Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2012. – с.151.

2. Иванов Ю.А.. Педагогические технологии в обучении географии – Брест, БРГУ им. А. С. Пушкина, 2014.

3. Интерактивное образование (электронная газета) №30, октябрь, 2013.

4. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии, География в школе. – 2013. №2. – с. 38 – 43.

5. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2013. №6. с.37-43.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!