Научно-исследовательская работа
: «Использование упражнений на равновесие для развития координационных способностей гимнастов».
Исполнитель: студентка 4 курса группы ФК – 41
Косенок Полина.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физической культуре и спорту. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику.
Одной из задач развития координационных способностей у гимнастов является - развитие специфических координационных способностей: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной деятельности.
Важнейшие требования к способности к равновесию предъявляются в спортивной гимнастике так, как целый ряд соревновательных упражнений выполняется в жестких условиях сохранения равновесия. Развитие координационных способностей в период начальной подготовки в спортивной тренировке гимнастов идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, гимнастов нужно обучать широкому кругу разнообразных двигательных действий.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей гимнастов.
Предмет исследования: методика использования упражнений на равновесие для развития координационных способностей гимнастов.
Цель исследования: изучить процесс развития координационных способностей, используя упражнения на равновесие в спортивной тренировке гимнастов.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей гимнастов.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей и подготовить комплекс упражнений на равновесие.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников;
Изучение документов и материалов;
Метод проекта;
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретический анализ развития координационных способностей в спортивной тренировке гимнастов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что одной из задач развития координационных способностей у гимнастов - развитие специфических координационных способностей: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной деятельности.
Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный тренировочный процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно подготовленности занимающихся.
Сохранение устойчивости при выполнении упражнений в спортивной гимнастике — одно из важнейших требований, предъявляемых к технической подготовке гимнасток. Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет.
Для развития равновесия рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу).
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития координационных способностей при помощи упражнений на равновесие в спортивной тренировке гимнастов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности была изучена методика определения уровня развития координационных способностей в спортивной тренировке гимнастов.
На втором этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников помог подобрать следующие тесты для оценки способности к равновесию:
1. Для оценки динамического равновесия использовался тест - балансирование на гимнастической скамейке.
2. Для оценки статического равновесия использовался тест - "Стойка на одной ноге".
3. Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников использовался тест - "Три кувырка вперед". (слайд)
На третьем этапе исследовательской деятельности были подобраны упражнения на равновесие для подготовительной и основной части тренировочного занятия.
Следующим этапом исследовательской деятельности были подобраны упражнения на равновесие для подготовительной и основной части тренировочного занятия.
Автором комплекса упражнений на BOSU является инструктор групповых программ Елена Слащева.
Для подготовительной части тренировочного занятия выбраны следующие упражнения:
Сохранение равновесия после резкого изменения направления движения;
Чередование ходьбы с поворотами;
Комплекс упражнений на BOSU.
Это тренировка на нестабильной поверхности надутой полусферы BOSU. Веселая и динамичная тренировка баланса и функциональной силы. Поможет стать сильными, крепкими, ловкими, укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, научиться контролировать положения своего тела в пространстве. BOSU - это тренировка баланса, мышечной выносливости и силы. Может использоваться в комплексе со всеми видами оборудования, как функциональное оборудование. Рекомендуется для всех уровней подготовленности, любого возраста и пола.
Был выбран комплекс упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и на спортивной тренировке. Для тренировки потребуется: 30-50 мин. свободного времени, мат, нестабильная поверхность BOSU.
Упражнения делаются в быстром темпе, под динамичную музыку, с определенным количеством повторений.
1. ПРИСЕДАНИЯ НА BOSU
2. УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СПИНЫ
3. УКРЕПЛЕНИЕ ПРЯМОЙ МЫШЦЫ ЖИВОТА
4. УПРАЖНЕНИЕ НА БАЛАНС
5. УПРАЖНЕНИЕ «ОТЖИМАНИЯ»
6. УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СПИНЫ
7. УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЖИВОТА
Во время тренировки необходимо контролировать положение корпуса - держите осанку; плечи опущены вниз, лопатки сведены к центру, мышцы живота напряжены. (слайд)
Для основной части тренировочного занятия были подготовлены специальные задания – выполнение упражнений на равновесие:
Ходьба по гимнастической скамейке;
Ходьба по гимнастической скамейке с поворотами;
Уменьшение площади опоры во время ходьбы – по малому бревну;
Повторение упражнений с закрытыми глазами, которое рекомендуют многие авторы.
Ходьба по гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке с поворотами, уменьшение площади опоры во время ходьбы – по малому бревну и повторение упражнений с закрытыми глазами использовались, как подводящие и подготовительные упражнения при решении задач освоения техники работы на бревне.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической работы показали, что одной из задач развития координационных способностей у гимнастов является - развитие специфических координационных способностей: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности.
Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет.
Для развития равновесия рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу).
Для развития способности к сохранению равновесия используются следующие упражнения:
сохранение равновесия после резкого изменения направления движения;
чередование ходьбы с поворотами;
ходьба по гимнастической скамейке;
уменьшение площади опоры;
повторение упражнения с закрытыми глазами, которое рекомендуют многие авторы.
тренировка на нестабильной поверхности надутой полусферы BOSU. Веселая и динамичная тренировка баланса и функциональной силы. Комплекс поможет научиться контролировать положения своего тела в пространстве. BOSU - это тренировка баланса, мышечной выносливости и силы. Может использоваться в комплексе со всеми видами гимнастического оборудования. Рекомендуется для всех уровней подготовленности гимнастов, любого возраста и пола.