СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование функций сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование функций сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки»

Мажай Александр Сергеевич

Учитель физической культуры

Средняя школа № 56

mazhay89”mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Введение

Ограничение двигательной активности, возникающее при обучении студентов в высшем учебном заведении, негативно сказывается на их функциональной и физической подготовке. Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет некоторые недочеты и противоречия между уровнем социальных требований к эффективности физического воспитания, с одной стороны, и средствами, методами и формами, которые используются в высшем учебном заведении – с другой. Различные системы физических упражнений, при всех их достоинствах, имеют один общий недостаток: узкую направленность на функциональные системы организма [1].

С началом обучения в высшем учебном заведении уровень оптимальной двигательной активности заметно снижается, тем не менее, оставаясь столь же важной биологической потребностью, как потребность в пище и сне [2]. Недостаточная физическая активность, способствующая снижению работоспособности, была выявлена у трети студентов, 39 % которых вообще не занимались физической культурой [3].

Одними из наиболее важных показателей физической работоспособности человека являются параметры гемодинамики. Функциональные пробы позволяют проконтролировать изменения гемодинамических показателей, по которым можно судить об интенсивности нагрузки, а также отклонения данных показателей от нормы (если таковые имеются), установить тип реакции организма на физическую нагрузку, время, необходимое для восстановления организма, и определить состояние сердечно-сосудистой системы [4].

Реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные нагрузки можно разделить на три основных типа:

1.      адекватный – с  умеренным учащением не более 50% к исходному уровню, увеличением систолического АД до 30% при незначительных колебаниях диастолического АД и восстановлением в течении 3-5 мин;

2.      неадекватный – с чрезмерным увеличением показателей пульса и АД, задержкой восстановления более 5 мин;

3.      парадоксальный – тип реакции, не соответствующий энергетическим потребностям с колебаниями показателей менее 10% к исходному уровню [1].

Цель исследования – определить функциональные особенности организмов студентов, подверженных учебным нагрузкам.





Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Средней школы №56 у учеников 8 классов. Измерение АД проводилось по методу Короткова, также у испытуемых была определена длительность сердечного цикла по пульсу. Определение АД и пульса проводилось одновременно, измерения проводились несколько раз, пока не были получены две близкие показатели АД и пульса. Испытуемым предлагали встать, затем быстро измеряли давления несколько раз подряд. Одновременно каждые 15 сек записывали данные частоты пульса. Измерение проводилось до тех пор, пока показания не вернулись к исходным величинам (до полного восстановления). Аналогичное наблюдение проводилось после физической нагрузки (20 приседаний).

Для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки использовались такие показатели, как коэффициент выносливости (КВ), показатель качества реакции (ПКР) и показатель двойного произведения (ПДП). Коэффициент выносливости определили по формуле: КВ=ЧССx10/ПД.

Увеличение КВ, связанное с уменьшением пульсового давления (ПД), является показателем детренированности сердечно-сосудистой системы. В норме коэффициент выносливости равен 16 единицам. Увеличение КВ свидетельствует об ослаблении сердечной деятельности, о слабости миокарда, а уменьшение – об утомлении миокарда.

ПДП оценивает состояние сердечно-сосудистой системы в период относительного покоя по формуле:

Оценка:

·         111 и выше – очень плохое;

·         95-110 – плохое;

·         85-94 – среднее;

·         70-84 – выше среднего;

·         69 и ниже – отличное.

 

ПКР оценивает качество реакции сердечно-сосудистой системы на любую нагрузку, по формуле:

ПД2 и ПД1 – пульсовое давление в покое и сразу после нагрузки;

П2 и П1 – пульс в покое и сразу после нагрузки.

Оценка: 0,5-1,0 – хорошее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы; отклонение в ту или иную сторону расценивается как признак плохого функционального состояния сердечно-сосудистой системы.



Результаты исследования и их обсуждение

Результаты показали, что у большинства испытуемых наблюдались нормальные физические данные, т.е. результат оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки был выше среднего. По результатам ПКР было выявлено, что из 25 учеников , у 12 учеников наблюдались нормальные, у 8 - пониженные, а у 5– повышенные показатели. Оказалось, что ПДП у 2 учеников отличный, у 2 – средний, у 2 – плохой, а у 19 учеников выше среднего.

Диаграмма 1. Коэффициент выносливости до нагрузки.

.

 

Диаграмма 2. Коэффициент выносливости после нагрузки.

 

Диаграмма 3. Показатель двойного произведения в процентах после нагрузки.

.

                                                                                                                                                                                   

Диаграмма 4. Показатель качества реакции в процентах после нагрузки.

 

Выводы

1.По результатам исследований, у подавляющего числа учеников нагрузка соответствовала функциональным особенностям организма, установлены характерные для большинства нормальные физические данные.

2. В зоне риска по сниженной переносимости нагрузки может находиться меньший процент учеников, что тем не менее требует большего внимания со стороны преподавателя, в том числе визуального контроля признаков утомления, а также со стороны самих учеников.

3. Выявленные данные могут быть полезны, проводящим занятия с учениками с отклонениями в состоянии здоровья.

Общее функциональное состояние ССС всех испытуемых находится на достаточно высоком уровне, на выполнения работы были здоровы и не находились в состоянии утомления. Таким образом, следует подчеркнуть наличие у них такого качества, как выносливость, - способность организма совершать работу заданной мощности длительное время.

Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют предположить, что внедрение в процесс физического воспитания индивидуальных дополнительных средств физической культуры могут значительно повысить уровень физической подготовки учеников и их функциональные возможности,  улучшить антропометрические показатели.