СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование "Комсомольская юность моих земляков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа про комсомольскую юность жителей села Дракино.

Просмотр содержимого документа
«Исследование "Комсомольская юность моих земляков"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего.

Комсомольская организация – это страницы истории. Однако совсем недавно Россия отмечала юбилей со дня создания этой организации. Повсюду в школах, домах культуры проходили торжественные мероприятия, вечера, встречи с ветеранами комсомола. Присутствовав на одной из таких встреч, мне стало интересно: «Знают ли о комсомоле мои сверстники?».

Для этого я провела анкетирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы.

Вот результаты анкетирования:

- как расшифровывается аббревиатура ВЛКСМ – знают 15 % учащихся;

- сколько лет исполнилось комсомолу в 2018 году – ответили 30 % учеников;

- знаете ли вы, чем комсомольцы помогали стране – ответили 40 % учащихся;

- как вы думаете, существуют ли подобные организации сейчас – этот вопрос остался без ответа.

Следовательно, можно сделать вывод, что современные подростки не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ.

В этом я вижу актуальность моей исследовательской работы на сегодняшний день.

Целью исследовательской работы является изучение комсомольской юности моих земляков и выявление влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проследить этапы развития комсомольской организации в селе Дракино.

3. Провести интервью и зафиксировать воспоминания бывших комсомольцев.

4. Обобщить полученный материал и выступить с ним на конференции.


Гипотеза: Я уверена, что комсомол имел огромное влияние на жизнь людей того времени и до сих пор остается у них в сердцах.


Методы исследования:

-интервью

-фотографирование

- изучение семейных архивов, материалов СМИ, исторической литературы

- анкетирование


Практическая значимость исследования

Собранный материал может быть использован для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, приуроченных к юбилею села, при проведении уроков Мужества.













Глава 1. Теоретическая часть


Немного из истории комсомольской организации

Комсомол – это сокращенное название созданного 29 октября 1918 года в нашей стране Коммунистического союза молодежи. Позже, в 1926 году, появилось общеизвестное название - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). [3]

Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал В.И. Ленин.

В начале своей истории члены комсомола были активными участниками Гражданской войны. Комсомол провёл три всероссийские мобилизации на фронт. Несмотря на огромные потери, численность комсомольской организации постоянно росла: в октябре 1918 года — 22 100, в октябре 1920 — 482 000 человек. [4]

После Гражданской войны перед комсомолом встала задача подготовки рабоче-крестьянской молодёжи к мирной, созидательной деятельности. Комсомол направил все усилия на восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса, железных дорог страны. Комсомольцы оказывали содействие Советской власти в борьбе со спекуляцией, вредительством, бандитизмом.

Суровым испытанием для всего советского народа, его молодого поколения явилась Великая Отечественная война. Комсомол, вся советская молодёжь по зову Коммунистической партии выступили на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Невиданные мужество, отвагу, героизм проявили комсомольцы, юноши и девушки, защищая от врага Брест, Одессу, Севастополь, Смоленск, Москву, Ленинград, Киев, Сталинград и другие города и районы страны.

Огромный труд вложил комсомол в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, в восстановлении Ленинграда, Харькова, Курска и многих других городов, в возрождение промышленности, колхозов и совхозов.

Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С помощью комсомольцев решались многие важные государственные и общественные дела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно событие не прошло мимо комсомольцев. Стать членом ВЛКСМ мечтал каждый! Но чтобы стать комсомольцем каждый ученик еще в школе должен был готовиться к этой ответственной роли. Необходимо было прилежно учиться, хорошо себя вести, чтобы сначала стать октябренком, затем пионером, а уже потом комсомольцем.

В 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде комсомола в связи со сложившейся политической обстановкой в стране было принято решение о самороспуске организации, как исчерпавшей свою политическую роль.













Глава 2. Практическая часть

В годы гражданской войны Воронежская губерния была ареной военных действий. В нашем селе, как и в других селах и городах молодой Советской республики, создавались добровольческие отряды, отряды Красной Гвардии для защиты социалистического Отечества. Вместе со своими отцами и старшими братьями, с оружием в руках, на защиту завоеваний революции встала молодежь нашего села во главе с Дмитрием Селезневым. Он со своими товарищами служил в конном корпусе С.М.Буденного. После освобождения родного села от деникинских войск, молодые ребята остались налаживать мирную жизнь. Они организовывали помощь продовольствием Питеру и Москве, так как этим городам нужен был хлеб. В 1920 году молодые ребята и девчата организовали первую комсомольскую ячейку в селе, новоиспеченные комсомольцы одни из первых стали восстанавливать сельское хозяйство. Но многим селянам не по душе была их деятельность, и в эти грозные годы, двое комсомольцев нашего села Селезнев Дмитрий Денисович и Зайчиков (к сожалению, имени и отчества не знаю) были зверски убиты.

Жизнь села понемногу налаживалась. Единоличные крестьянские хозяйства объединялись в коллективные хозяйства, появлялись колхозы, их на территории села было вначале четыре, а через четыре года их стало шесть.


2.1 Евдокия Владимировна Чаплина.

Первой комсомолкой и трактористкой села Дракино была Евдокия Владимировна Чаплина. Она родилась в бедной крестьянской семье в 1915 году. После окончания трёх классов начальной школы Дуся решила стать трактористкой. Она определилась на курсы трактористов вольным слушателем, потому что считать Дусю курсанткой не позволял её возраст. Затаив дыхание, слушала девушка объяснение преподавателя о назначении коленчатого вала, коробки передач, дифференциала… Преподаватель обратил на неё внимание и попросил рассказать о том, что она узнала. Девушка подошла к развёрнутой схеме, показала порядок включения передач, объяснила принцип переключения, ответила на дополнительные вопросы.

Утром следующего дня Евдокия Владимировна прочитала свою фамилию в списке курсантов. Узнав об этом зачислении, мать одобрила выбор и стремления дочери. Курсы она окончила с отличием.

«После курсов, - вспоминает Евдокия Владимировна, - нас стали распределять на тракторы. К этому времени в село пришло несколько отечественных машин марки «СТЗ». Когда она впервые проехала по селу на тракторе, односельчане диву давались. И удивлял их не новый трактор отечественного производства (хотя и это было в диковинку), а то, что сложной машиной управляла девчонка.

Евдокия Владимировна попросилась на полевой стан. Вернулась домой через три недели. Мать поняла, что дочери не нужна другая работа, ей полюбилась эта профессия. И пятнадцатилетняя девушка стала первой трактористкой в селе, а вскоре возглавила женскую тракторную бригаду.

Бригада у Чаплиной была дружная. Вместе с ней работали Маша Кузнецова, Таня Воронина, Нюра Зароченцева и другие девушки-комсомолки. В 1937 году всей тракторной бригадой ездили в Москву.

В Челябинске проводились курсы инженеров-механиков. Евдокия Владимировна Чаплина попросилась туда вольным слушателем, так как у неё было лишь трёхлетнее образование. Её приняли. А потом она отлично выдержала экзамены по программе курсов.

18 июня 1938 года за Евдокию Чаплину голосовали избиратели как за кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР. Она работала там два созыва, то есть до 10 февраля 1947 года.

В 1938 году Евдокия Владимировна поступила в Воронежский сельскохозяйственный институт на механическое отделение. Сочетая заочную учёбу в институте с работой, она возглавляла Давыдовскую МТС в качестве директора, а затем работала управляющим отделения… После выхода не пенсию проживала в посёлке Давыдовка.

Евдокия Владимировна являлась членом правительства республики, членом райкома, членом обкома партии, общественно-политическим деятелем. Немного найдётся людей с такой биографией.

    1. Николай Семенович Ефимов

В 1936 году в нашем селе из бывшей церкви построено 2-х этажное здание школы. В этот год в школу пришли 410 учащихся. В 1938 году в Дракинской школе была образована первая школьная комсомольская организация, которую возглавил Фирсов Павел Григорьевич, к сожалению, его судьба неизвестна, но известна биография комсомольца-школьника Коли Ефимова, которого в 1938 году приняли в комсомол за отличную учебу и хорошее поведение.

Поколение, к которому принадлежит Николай Семенович Ефимов, родившийся в 1923 году, сразу за школьным порогом ждала война.

Николай Семенович, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу же после выпускного бала, теряя на этой войне друзей и близких.

«21 июня 1941 года у нас был выпускной вечер, - вспоминает Николай Семенович, - а утром началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года был призван в Красную Армию, хотя мне ещё не исполнилось 18 лет. 8 сентября я принял военную присягу, и началась напряжённая солдатская жизнь. 4 августа 1942 года на Западном фронте вступили в бой в составе 312 стрелковой дивизии 859 артполка. Самым памятным днём для меня является 6 марта 1943 года. Я был командиром орудия в 5 батарее, в которой насчитывалось 20 огневиков- артиллеристов, 17 солдат и командиров орудий. Я, связист и ещё один солдат остались в батарее, а остальные ушли на оборонительные работы. Около двух часов дня начался вражеский обстрел батареи, который длился 30 минут. Вдруг один из снарядов попал в нишу со снарядами. Загорелись ящики. Мы, вдвоём, под обстрелом вражеской артиллерии, по-пластунски подползли к нише и руками ликвидировали пожар. Командир батареи ст. лейтенант Демьяненко объявил благодарность, и я был представлен к награде - ордену Отечественной войны 2 степени, которую получил на фронте 4 апреля 1943 года.

Затем шли упорные бои в районе Дорогобужа. Нужно было взять одну высоту. Моё второе орудие поставили ночью на открытую позицию. Своим орудием поддерживал роту пехоты 79-батальона. 6 августа 1943 года высота была взята. За этот бой я был представлен к награде - ордену Красной звезды.

1 сентября 1943 года при освобождении г. Дорогобужа я был тяжело ранен, на лошадях доставлен в медсанбат. Затем самолётом доставлен в г. Вязьму. Снова операция ноги. Ночной налёт бомбардировщиков. Мне запомнилась выдержка наших врачей: под бомбёжкой они сделали всё возможное. Затем я был направлен в Москву. Снова бомбёжка санитарного эшелона. К счастью, наш состав благополучно добрался до г. Череповца Вологодской области, и снова госпиталь. Здесь мне и отняли ногу. Сначала я впал в отчаяние: «Как буду жить инвалидом». Надо было бороться, жить и трудиться. Затем я находился в госпитале в г. Омске, где меня лечили и одновременно учили специальности.

Я окончил курсы бухгалтеров и юридические курсы. 28 мая 1944 года вернулся домой. С 18 июля начал работать экономистом РАЙПО. Затем поступил учиться в педагогический институт заочно. Проучился 2 года и перешёл в ВГУ. Всю свою дальнейшую жизнь я посвятил работе в школе».

С1943 года Николай Семенович - член партии.

Работал в Бодеевской школе, а затем в середине 70-х перешёл работать в Дракинскую школу. Николай Семёнович преподавал историю и возглавлял всю поисковую работу по военно-патриотическому воспитанию в селе. Им собрано много исторических документов. Это переписка красных следопытов Бодеевской и Дракинской школ с участниками боёв на Дону во время Великой Отечественной войны, с родственниками погибших здесь воинов, уникальные фотографии, вырезки и другие исторические документы.

Даже находясь на заслуженном отдыхе, Николай Семенович поддерживал связь со школой, помогая воспитывать в детях мужество и героизм, а также помогал юным следопытам в их поисковой работе. Кроме фронтовых Орденов и медалей, в мирное время награждён медалью «Ветеран труда». Умер Николай Семенович Ефимов 7 марта 1990 года.

    1. Татьяна Семёновна Силина

Татьяна Семёновна Силина родилась в селе Дракино в 1919 году в семье бедняков. Она родилась в тот год, когда через Давыдовку проходила белая армия Мамонтова, в самый разгар гражданской войны. Эти годы для родителей Тани были самыми трудными. Отец всё время тяжело болел и вскоре умер. Кроме Тани, у матери осталось ещё двое детей – Дуся и Миша.

В 1928 году Таня поступила учиться в Дракинскую начальную школу.

В 1930 году Татьяна первой вступила в пионеры. Принятие в пионеры было для неё большим и радостным событием. Она вспоминает об этом: «Как сейчас помню, нас было пять девчонок и два мальчика. Когда мы перед всеми ребятами дали пионерское обещание, нам повязали красные галстуки. От волнения на глазах появились слёзы. В следующем году в июне месяце меня как лучшую ученицу школ Давыдовского района послали в пионерский лагерь Артек – в составе пионеров Воронежской области»

Начиная с 6 класса и по 10 класс Таня всегда была пионервожатой, а в летние периоды вожатой пионерских лагерей, которые тогда располагались в Первом Сторожевом.

В 1935 году Таня вступает в члены ВЛКСМ. По решению бюро РК ВЛКСМ она назначена учительницей среди взрослого населения по ликвидации неграмотности (ликбез).

Очень трудно было девушке. Днём сама училась в школе, а вечерами преподавала в ликбезе. Сколько было бессонных ночей. Учащимися были парни и девчата старше её на 5-7 лет. Сначала не очень слушали молодую учительницу, посмеивались. А она, преодолевая робость и смущение, терпеливо учила их читать и писать, решать задачи. И её стали по- настоящему уважать как хорошего человека и интересного собеседника.

Как-то спросили Татьяну Семёновну, что в её жизни было самым трудным. Она ответила: «Когда я училась в 6 классе, то заболела тифом и пролежала в больнице три месяца. Вернулась домой в начале мая и пришла в школу. Здоровье было очень слабым. Учителя советовали остаться на повторный курс обучения. Но я твёрдо решила не отстать от товарищей и стала упорно навёрстывать упущенное. Тогда мы в каждом классе сдавали экзамены. И я по всем предметам сдала на «отлично»».

В 1938 году Татьяна Силина с отличием окончила Давыдовскую среднюю школу и была там оставлена работать учителем начальных классов.

А через три месяца после начала учебного года (в декабре 1938 года) на районной комсомольской конференции она была избрана первым секретарём Давыдовского райкома комсомола.

Очень трудными для Татьяны Семёновны были 1941-1942 годы. Отправка молодёжи на фронт, на оборонные работы, эвакуация населения. С 1943 года и до ухода на пенсию Силина Татьяна Семёновна работала в аппарате Воронежского обкома партии.

    1. Зайчиков Владимир Иванович

Еще хочется рассказать о неутомимом комсомольце нашего села, на долю которого тоже выпало много трудностей. Это Зайчиков Владимир Иванович – отличник образования, выдающийся педагог.

Родился Владимир Иванович 21 ноября 1931 года в селе Дракино. В мае 1941 года окончил три класса сельской школы. В четвертый класс пошел только в 1944 году, после эвакуации.

«Помню 1944 год. Зима. Холодно. Но дети пришли в школу. Занимались только устно. Писать было нельзя, так как температура отрицательная, чернила замерзали. Сидели в шапках за столами, парт не было. Парты сожгли зимой 1942-43 г.г. во время противостояния с фашистами. Но мы учились без учебников и тетрадей.

1945 год. В апреле месяце меня приняли в члены ВЛКСМ. Учился я на отлично и меня наградили премией в размере 100 рублей.

1946 год. Все школьники работали на уборке урожая, а кто постарше вязали снопы. Ночевали все в поле, и там мы жили всё лето. В августе месяце нам выделили по мешку зерна. Радости не было предела.

Шёл 1949 год. Июнь. Я окончил 9 классов Давыдовской средней школы. Надо было подумать о подготовке к 10 классу. На родителей надеяться нечего. Семья - 8 человек. Но где брать деньги? Я умел немного рисовать, писать плакаты, лозунги. И придумал. Обращусь-ка в сельский Совет к председателю Тихону Пантелеевичу Сальникову с просьбой: не найдётся ли мне какая-либо работа? В районе говорят: «Нашлись бы у вас книги около 2000 экземпляров, то можно было бы открыть библиотеку». Мы решили собирать книги среди населения. Обошли своё село. Немного набрали, около 400 штук. Обратились с просьбой в райком и обком комсомола. Давыдовский райком комсомола тоже немного помог. Ждали помощи из Воронежа. Хотя знали. Город был в оккупации, весь разрушен, что же там могло уцелеть?

И случилось чудо. Пришло письмо из Воронежского обкома комсомола: «Приезжайте, товарищи, за книгами. Набрали вам 2 мешка». И вскоре Давыдовский культотдел открыл еще одну сельскую библиотеку при Дракинском сельском клубе. Я стал ее первым заведующим и заодно комсомольским организатором на селе. Я впервые работал, помогал семье».

В этом же 1950 году Владимир Иванович поступил в педагогический институт заочно, который закончил в 1955 году. С августа 1950 года начался его педагогический путь в Бодеевской семилетней школе. С 1963 по 1995 годы он работал в Дракинской средней школе.


Можно привести множество имён молодых девушек и юношей села Дракино, шагавших в ногу со своим временем.

Зайчиков Василий Никифорович (1919–1988). Родился в селе Дракино Давыдовского района Воронежской области. Секретарь ЦК ВЛКСМ с января 1952 года по март 1953 года.

Салецкая Галя и Фирсова Валентина. «В 1975 году по комсомольской

путевке, на легендарную по тем временам стройку Байкало-Амурской магистрали, первой уехала Галя, ей было чуть больше 18 лет, - рассказывает Валентина Николаевна Фирсова, - а через два года на стройку поехала и я. Недалеко от Сургута, в 12 километрах, был маленький поселок Пытьях, который впоследствии стал городом, где мне предоставили жилье. Но в поселке мы, строители были редкими гостями, в основном жили в тайге, где находился наш объект. Жили в палатках. Я работала поваром, Галка строителем. От работы уставали, работали до ночи, так как старались перевыполнить план, были между бригадами соревнования. Приходилось, и померзнуть, и страдать от насекомых, которых в тайге было видимо-невидимо. Но на стройке действительно было весело и интересно».





Заключение


Изучив яркие и незабываемые страницы истории комсомола, я поняла, почему же сегодня, будучи уже пожилыми, бывшие комсомольцы с такой радостью вспоминают о комсомоле, о комсомольской организации, о том, какими они были, какой энергией и великим смыслом была наполнена их жизнь, как много сделал комсомол для укрепления могущества и процветания страны.

Комсомол – это целая эпоха в жизни нашей страны. Наш долг записать воспоминания очевидцев, чтобы помнить прошлое, знать настоящее и увидеть будущее.

Я считаю, что цель моей исследовательской работы достигнута.

А именно, я изучила комсомольскую юность жителей села и влияние комсомола на формирование их жизненной позиции.  Тем самым моя гипотеза подтвердилась, комсомол имел огромное влияние на жизнь людей того времени и внёс огромный вклад в развитие страны.

Мы должны быть благодарны ветеранам за их верность комсомольским традициям, за уважение к славной истории комсомола, за отношение к нам, молодежи.











Список литературы

  1. Фотоархивы музея.

  2. Устные материалы, собранные за время бесед.

  3. История Комсомола // Википедия: Всероссийская свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%F1%EE%EC%EE%EB

  4. Комсомол // Letopisi.Ru. Режим доступа: letopisi.ruindex.php/Комсомол 
































Приложение 1


Первая комсомольская организация села Дракино





Приложение 2




Ефимов Николай Семёнович















П риложение 3






Зайчиков Владимир Иванович

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!