Исследование методики развития прыгучести у волейболисток 10-11 лет
Автор: Воронцова О.В., учитель физкультуры, МБОУ «Школа № 5», г. Муравленко
Актуальность
Прыгучесть - одно из наиболее сложных двигательно-координационных качеств, имеющих многочисленные проявления.
Наряду с такими физическими качествами, как ловкость, подвижность, гибкость и другие, прыгучесть имеет большое значение в достижении высоких результатов юных волейболистов.
Исследование вопросов прыгучести волейболистов является актуальной проблемой на современном этапе.
Объект исследования -
Тренировочный процесс, ориентированный на развитие прыгучести волейболисток 10-11 лет.
Предмет исследования -
является методика развития прыгучести у волейболисток 10-11 лет и ее влияние на результативность игровых действий
Цель исследования -
выявление эффективности предложенной методики повышения уровня прыгучести у девочек 10-11 лет занимающихся в секции пионербола.
Задачи исследования:
- Изучить состояние вопроса по проблеме развития прыгучести волейболисток 10-11 лет.
- Проследить динамику показателей прыгучести в контрольной и экспериментальной группах за период эксперимента.
- Исследовать эффективность предложенной методики развития прыгучести у девочек- волейболисток.
Гипотеза исследования
Объект, предмет и цель позволили сформулировать рабочую гипотезу , заключающуюся в предположении, что в результате внедрения специально разработанной методики можно добиться более высоких показателей прыгучести у девочек волейболисток в отличие от общепринятой методики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования тренерами по волейболу и учителями физической культуры.
Методы исследования:
- Теоретический анализ методической и специальной литературы.
- Педагогический эксперимент.
- Тестирование.
- Метод математической статистики.
Этапы исследования:
- первый этап (сентябрь 2017г.) – 1 этап – был направлен на теоретический анализ методической и научной литературы о развитии прыгучести у девочек волейболисток 10-11 лет.
- Обобщался педагогический опыт учителя физкультуры, первой квалификационной категории, Воронцовой Ольги Викторовны.
В результате анализа была разработана методика повышения прыгучести волейболисток 10-11 лет.
Этапы исследования:
- второй этап (октябрь-апрель 2018г.) – был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого было проведено тестирование. Проводилось в три этапа в начале и в конце сезона.
- исходное тестирование (16.01.2018 года) – для определения прыгучести волейболисток;
- промежуточное тестирование (25.02.2018 года) – для сравнения темпов прироста показателей прыгучести и сравнение полученных результатов с предыдущими;
- итоговое тестирование (30.04.2018 года) – для сравнения с предыдущими и исходными результатами.
секция
ПИОНЕРБОЛ
ПИОНЕРБОЛ
Этапы исследования:
третий этап (апрель -май 2018г.) –
– математико-статистическая обработка экспериментальных данных для определения развития прыгучести девочек волейболистов 10-11 лет под влиянием разработанной методики; теоретический анализ и интерпретация результатов исследования.
Тестирование
Тестировались девочки 10-11 лет занимающиеся в секции ПИОНЕРБОЛ. Приняло участие 14 человек.
Тесты для оценки физической подготовленности:
- Прыжок в высоту с места, по В.М.Абалакову (для оценки прыгучести).
- Прыжок в длину с места (для оценки скоростно-силовых качеств).
- Прыжок вверх в разбега.
- Прыжок вверх с места со взмахом рук и без взмаха рук.
Сравнительная характеристика результатов на этапе исходного тестирования
Таблица 1
Контрольная группа
x
Прыжок в длину с места, см.
164,8
Прыжок в высоту с места, см.
σ
m x
42,1
2,4
Прыжок в высоту с разбега, см.
Экспериментальная группа
0,9
49,7
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
V
1,3
3,7
Прыжок в длину с места, см.
1,4
0,5
1,4
163
0,5
Прыжок в высоту с места, см.
0,2
3,1
41,5
0
3,0
Прыжок в высоту с разбега, см.
3,9
51,2
1,4
6,1
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
1,7
0,6
1,9
3,6
2,4
0,7
0,2
3,4
0,1
3,8
7,4
0.05 51,2 0,6 3,7 3,6 1,6 0.05 0.05 0,8 0.05 " width="640"
Различия результатов тестирования прыгучести у девочек волейболисток 10-11 лет на этапе исходного тестирования Таблица 2
Тесты
Показатели
Прыжок в длину с места, см.
X 1 - К.Г.
Прыжок в высоту с места, см.
164,8
X 2 – Э.Г.
Прыжок в высоту с разбега, см.
163
t
42,1
49,7
1,0
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
P
41,5
0.05
51,2
0,6
3,7
3,6
1,6
0.05
0.05
0,8
0.05
Сравнительная характеристика результатов на этапе промежуточного тестирования
Таблица 3
Контрольная группа
x
Прыжок в длину с места, см.
166,1
σ
Прыжок в высоту с места, см.
Прыжок в высоту с разбега, см.
2,3
45,5
m x
0,8
Экспериментальная группа
52,5
2,2
V
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
2,1
3,8
0,8
Прыжок в длину с места, см.
1,4
168,2
0,8
4,8
Прыжок в высоту с места, см.
0,2
4,0
3,4
47,1
Прыжок в высоту с разбега, см.
0,1
1,2
55
7,3
2,5
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
0,9
2,0
3,9
2,0
0,7
0,2
5,3
0
3,6
5,9
0.05 3,8 1,2 4,9 2,1 0.05 1,0 0.05 " width="640"
Различия результатов тестирования прыгучести у девочек волейболисток 10-11 лет на этапе промежуточного тестирования
Таблица 4
Тесты
Показатели
Прыжок в длину с места, см.
X 1 - К.Г.
166,1
X 2 – Э.Г.
Прыжок в высоту с места, см.
Прыжок в высоту с разбега, см.
168,2
t
45,5
P
1,3
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
47,1
52,5
55
0.05
3,8
1,2
4,9
2,1
0.05
1,0
0.05
Сравнительная характеристика результатов на этапе итогового тестирования Таблица 5
Контрольная группа
Прыжок в длину с места, см.
x
167,1
σ
Прыжок в высоту с места, см.
m x
45,8
2,6
Прыжок в высоту с разбега, см.
0,9
53
Экспериментальная группа
V
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
2,2
1,5
0,8
1,6
Прыжок в длину с места, см.
3,9
0,6
177,4
0,2
Прыжок в высоту с места, см.
4,9
55,4
1,7
Прыжок в высоту с разбега, см.
3,0
0
60,1
0,6
2,9
6,1
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
0,9
5,0
1,1
3,7
1,4
0,1
5,2
0
6,2
3,2
Различия результатов тестирования прыгучести у девочек волейболисток 10-11лет на этапе итогового тестирования Таблица 6
Тесты
Показатели
Прыжок в длину с места, см. 8 %
X 1 - К.Г.
167,1
Прыжок в высоту с места, см.
X 2 – Э.Г.
177,4
Прыжок в высоту с разбега, см.
45,8
t
P
53
8,7
55,4
Разница прыжка в верх с места, со взмахом рук и без взмаха рук, см.
60,1
6,8
3,9
5,0
4,6
9,9
Рис. 1. Динамика результатов в тесте «Прыжок в длину с места» (см)
Рис. 2. Динамика результатов в тесте «Прыжок в высоту с места» (см)
Рис. 3. Динамика результатов в тесте «Прыжок в высоту с разбега» (см)
Рис. 4. Динамика результатов в тесте «Разница прыжка вверх с места, с взмахом рук и без взмаха рук» (см)
Выводы:
- Анализ и обобщение материалов литературных источников по проблеме развития прыгучести девочек волейболисток показал, что степень детализации и конкретизации в подборе специальных упражнений, направленных на развитие отдельного физического качества, зависит от длительности этапов спортивной подготовки. Типичными для волейболисток 10-11 лет является значительное количество движений прыжкового характера с места и с разбега вверх (до 120 – 140 за игру).
- У волейболисток в возрасте 10-11 лет, при целенаправленном развитии прыгучести отмечается значительный прирост соответствующих показателей. В прыжке в длину с места прирост в экспериментальной группе составил 8,1 %, в контрольной группе 2,1 %; в тесте прыжок в высоту с места в экспериментальной группе 24,9 %, в контрольной группе 8 %; в прыжке в высоту с разбега в экспериментальной группе 15,2 % , в контрольной группе 5,9 %; в тесте «Разница прыжка вверх с места со взмахом рук и без взмаха рук» в экспериментальной группе 27,8 % , в контрольной группе 5,1 %.
- Результаты итогового тестирования в экспериментальной группе на достоверном уровне превышают аналогичные показатели контрольной группы, что может свидетельствовать о том, что методика проведения учебно-тренировочных занятий с использованием методики прыжковой подготовки волейболисток 10-11 лет, применяемая в экспериментальной группе, оказалась более эффективна, чем методика, применяемая в контрольной группе
Спасибо за внимание!