СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование по теме "Камнерезное дело на Алтае" проект учащегося

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по краеведению о возикновении камнерезного дела на Атае. Проект учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Исследование по теме "Камнерезное дело на Алтае" проект учащегося»

МКОУ «Лобанихинская СОШ»

Новичихинский район

Алтайский край













Номинация: «Историко-культурное наследие Алтая"



ТЕМА: «Камнерезное дело на Алтае.

Стрижков Филипп Васильевич»





Автор: Вопилова Виктория Юрьевна, 11 класс.

Руководитель: Стукалова Людмила Павловна, учитель















1. Камнерезное дело на Алтае.

Демидовское медеплавильное дело на Алтае – это прелюдия к той симфонии камнерезного искусства, которую исполнили русские мастера XIX века в глубинах сибирских гор, но звуки которой и до сего дня не затихают в музейных залах Москвы и Петербурга. К 1786 г., когда начиналось камнерезное дело на Алтае, в России уже была создана собственная школа обращения с камнем. Это весьма примечательно – становление камнерезного искусства в сибирской стороне, на Алтае, связано с именами русских мастеров, воспитанных в Петергофе и Екатеринбурге. Но чтобы явились на свет чаша, ваза, стол или камин из камня, только мастера недостаточно. Необходимо еще обретение самого камня, способность которого стать произведением искусства и выявит придирчивый, пытливый глаз мастера! В 1785 г. на Колывано-Воскресенских заводах побывал чиновник Кабинета ее императорского величества П.А. Соймонов. По его приказанию на берегах горных речек были отобраны гальки разноцветных камней. Вернувшись в Петербург, генерал Соймонов представил алтайские камни императрице. Она приняла их с восхищением. И последовал высочайший указ об устройстве шлифовальной фабрики на Алтае. Так уж складывались события и обстоятельства на Алтае, что первые опыты обработки самоцветов были произведены не в Колывани, а на Локтевском заводе. Именно там, где река Алей круто поворачивает к востоку, более двухсот лет назад петергофский каменнодельный мастер Петр Бакланов давал алтайским ученикам первые уроки обращения с твердым камнем, о приемах обработки которого сибиряки дотоле не имели никакого представления. Именно там, на Локтевском заводе, свершился поворот в судьбе горного ученика Филиппа Стрижкова – ему повезло встретиться с мастером Баклановым и, таким образом, петергофская школа камнерезного дела нашла в Сибири своего достойного продолжателя.

Колыванский камнерезный завод (первоначальное название - шлифовальная фабрика) был построен в заводском поселке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых, перешедшего во второй половине 18 в. в собственность Кабинета Его Императорского Величества. Это была третья и последняя фабрика после Петергофской и Екатеринбургской в Российской Федерации, но отличалась принципиально от двух первых тем, что на Колыванской шлифовальной была впервые применена энергия воды для механической обработки камня. Заводской пруд, приводивший в движение меха, подававшие кислород в медеплавильные печи, был использован для привода водоналивного колеса диаметром более 5 метров, от которого посредством ременно-блочной трансмиссии механическая энергия передавалась на ручные шлифовальные машинки

2. Стрижков Филипп Васильевич.

Филипп Стрижков оказался на редкость способным подмастерьем. Но плох тот ученик, который сравнялся в мастерстве с учителем и замер на этом уровне. К счастью, со Стрижковым этого не произошло. Локтевские каменные вазы, размером чуть более одного аршина, после 1794 г. изготавливались на машинах, изобретенных Ф. Стрижковым. Они могли обрабатывать только круглые вазы или небольшие колонны. Но это был шаг, ускоривший ручную обработку и отделку в десятки раз. Локтевский период и для Стрижкова, и для его соратников был серьезной репетицией перед тем, как выйти на иной творческий простор – в Колывань.

В конце XVIII в., просуществовав семьдесят лет, Колыванский рудоплавильный завод окончательно погасил свои печи. Этот демидовский первенец, породивший множество алтайских заводов и рудников, казалось, отжил свой недолгий век, и прекрасное место среди скал, сопок и сосен могло быть оставлено людьми. От запустения берега речки Белой под горой Синюхой спасло камнерезное дело. Горное начальство решило, используя добротную демидовскую плотину, построить на месте завода новую шлифовальную фабрику. Стараниями Стрижкова она поднялась на удивление быстро даже для того времени. Начатая летом 1800 г., фабрика менее чем за два года была выстроена из гранитного камня и оснащена новыми камнерезными станками. В феврале 1802 г. пришли в движение первые станки, а в августе – фабрика пущена на полную мощность. Проект новой механизированной шлифовальной фабрики был разработан и осуществлен сыном мастерового Алтайских медеплавильных заводов Филиппом Васильевичем Стрижковым. Механик, изобретатель, художник, мастер-камнерез, отличный организатор Стрижков за два года (1801-1802 гг.) построил шлифовальную фабрику и руководил ее в течение десяти лет. Его изобретение в несколько раз ускорило обработку камня по сравнению с Петергофской и Екатеринбургской фабриками и позволило колыванским мастерам ваять крупные вещи. За время существование фабрики было изготовлено более 900 значительных произведений. Большая часть их сохранилась до сего времени. Только в каталоге Государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа насчитывается 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи, в том числе и знаменитая непревзойденная овальная "Царица ваз", размером по большому диаметру более 5 метров.

   Изделия завода разошлись по всему свету. Их можно встретить в государственных музеях и частных коллекциях Турции и Японии. Швеции и Франции, в таких городах, как Париж, Вена, Чикаго, Лондон.

   Заказчиком изделий являлся Императорский Кабинет. Изготавливались вазы по эскизам лучших архитекторов, таких, как А.Воронихин, Ч.Камерон, Д.Кварнеги, К.Росси.

Олицетворяя гранитными стенами историю достопамятного для России места, фабрика прочно встала за первой на Алтае заводской плотиной, вслушиваясь в неутомимый плеск мимо летящей речки Белой. Стрижкову от щедрот земных досталось несоизмеримо большее: в его камнесамоцветной кладовой оказались богатейшие месторождения, где можно было, орудуя не только клиньями и кувалдой, но еще и не забывая русскую смекалку, добывать прекрасные монолитные блоки порфира и яшмы. Вот на эту алтайскую особенность и делал ставку Стрижков, проектируя фабрику в Колывани. По сравнению с другими российскими камнерезными центрами того времени в Колывани был сделан решительно отличный шаг по увеличению масштабности изделий. Колывань с самого ее основания настраивалась работать над крупными вещами и в этом равных ей не было и нет.

Результаты стрижковского замысла не замедлили последовать. Если первые колыванские изделия – вазы яйцевидной формы из красно-фиолетового коргонского порфира – по размерам не превышали одного аршина (чуть более 70 сантиметров), то к 1810 г. Колывань уже отправляла в Петербург каменные пустотелые чаши трехаршинного диаметра, причем сделаны они были из прочнейшего и весьма капризного материала – из ревневской яшмы, о которой Стрижков писал: "…я со своей стороны лучше и достойнее в своем виде камня не нахожу зеленоволнистой ревневской яшмы, как по величине штук, так и по офигурованному ее виду".

В залах Государственного Эрмитажа под каменными чашами и вазами табличка с фамилией Стрижкова не редкость. Он по праву соавтора шедевров декоративно-прикладного искусства вписался в историю императорской сокровищницы. Стрижков – исполнитель, но исполнитель, равный по таланту авторам проектов. А за проектом каждой вазы или чаши из камня стоят известные миру имена архитекторов Кваренги, Камерона, Воронихина, Росси. Именно с этими творцами каменного Петербурга посчастливилось работать сибирскому мастеру. Расцвет архитектурного облика северной столицы, связанный со взлетом русского классицизма, находил творческое и природное обеспечение в глубинах Урала и Сибири. И далеко не последнюю роль в искусстве создания дворцовых интерьеров сыграли колыванские мастера! Чтобы не создалось впечатление о Стрижкове, как о самородке-одиночке, необходимо назвать имена других колыванских исполнителей столичных проектов. Рядом с основателем Колыванской фабрики работали умельцы первой руки: Иван Колычев, Петр и Григорий Мурзинцевы, Иван Толстов, Алексей Осколков, Иван Окулов, братья Поднебесновы и Никита Трапезников. Этих имен вы не встретите на музейных табличках, но они неотъемлемы от истории зарождения Колывани камнерезной.

3. Мастерство камнерезов Алтая.

Колыванские вазы вошли не только в историю русского декоративно-прикладного искусства. Некоторые из них связаны с историей дипломатии. В этом смысле чрезвычайно любопытна судьба квадратной чаши из коргонского порфира. Она была закончена в 1806 г. В столицу ее сопровождал отдельщик Яков Протопопов. Из Колывани везли чашу почти полгода, а когда она появилась в столице и была представлена Александру I, то он решил, что эта чаша из неведомой Сибири может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы, подаренные ему Наполеоном после заключения Тильзитского мира. История этой вещи интересена еще и тем, что у квадратной чаши есть три сестры. Две пропали без вести, но одна осталась в России и находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Куда делись две других – сказать трудно. Романовы владели Алтаем по праву императорской фамилии и имели обыкновение делать подарки своим немецким родственникам, не оставляя в архивах никаких записей. Но и то, что уцелело в стенах Эрмитажа из колыванского наследия, достойно удивления. Это прежде всего удивительные не только по красоте, но и по размерам круглые чаши: одна на химерических ножках из коргонского порфира – это работа 1810 г., другая – из зеленоволнистой ревневской яшмы. Ее привезли в Петербург в 1819 г., и столичная пресса не замедлила откликнуться на это событие восторженными словами. Появление огромной чаши как бы предвосхищало следующее событие камнерезной жизни и жизни столичной.

Самая крупная в мире чаша, которую часто называют "царицей ваз", вырезана из цельного монолита тоже в Колывани. Работу над "царицей ваз" начали еще в 1825 г. К тому времени более десяти лет фабрикой управлял механик Михаил Лаулин, сменивший рано умершего Ф. Стрижкова (1811 г.). Лаулин хорошо усвоил уроки своего предшественника и, понимая природные возможности алтайского камня, рядом со стрижковской фабрикой выстроил в 1820 г. здание для обработки колоссальных вещей. Отсюда, с левого берега реки Белой, и пошли в Петербург монолитные многометровые колонны и чаши размеров небывалых. Достаточно сказать, заготовка на "царицу ваз" весила не одну тысячу пудов, и огромный грубо обсеченный яшмовый каравай из каменоломни на фабрику тащило, впрягаясь в лямку, 406 работных людей с окрестных рудников. Путешествие заготовки от горы Ревнюхи до Колывани длилось около трех месяцев. Еще медленнее – более десяти лет – шла обработка вазы, начатая в период расцвета технического таланта М. Лаулина. Именно в его время, к 1825 г., Колывань научилась резать камень в прямом смысле слова, то есть украшать поверхность изделий рельефной резьбой. Один из лучших образцов такой работы – декорированная ножка "царицы ваз". Листья аканта вместе с волнистыми линиями яшмы создают необыкновенную игру объема, цвета и тени. Кажется, какое-то древнее дерево вырастает из глубин земли и неожиданно раскрывается цветком фантастических размеров.

Помимо тех каменных вещей, что выставлены в залах российских музеев или хранятся в различных собраниях Турции, Швеции, Японии, Франции и Китая, существует целый ряд малоизвестных колыванских изделий, которые рассеяны по стране в силу превратностей судьбы. Вот нечто вроде краткого путеводителя по Колывани неизвестной:

Заключение.

Рассвет художественного камнерезного производства, достигший своего апогея к началу второй половины XIX-го века, постепенно угас к концу века. В 20 столетии Колыванская шлифовальная фабрика вследствие социальных потрясений мало что выдала из высокохудожественных произведений, выполняя лишь единичные заказы руководства страны и Алтайского края.

   Только с середины восьмидесятых годов (20-го века) начал проявляться интерес к камнерезной Колывани. Первым заказчиком крупных изделий стал Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства, для которого колыванские мастера изготовили 3 вазы по образцам, находящимся в Павловском дворце-музее.

   Основательное возрождение Колыванского камнерезного завода имени И.И.Ползунова (такое имя присвоили Колыванской шлифовальной фабрике в 1949 году) началось в 1999 году, благодаря мудрому решению администрации Алтайского края, о присоединении его в качестве дочернего предприятия к государственному унитарному предприятию "Алтайавтодор". Серьёзные финансовые вливания позволили модернизировать завод, вдохнуть в него новую жизнь.

   С развитием материальной базы рос и уровень мастерства Колыванских камнерезов. К 200 летнему юбилею завода Колыванские мастера изготовили (эксклюзивную) восьмигранную вазу из зеленоволнистой ревнёвской яшмы (материал, из которого выполнена знаменитая "Царица ваз", находящаяся в Государственном Эрмитаже), "Юбилейную", которая впоследствии была подарена президентом РФ В.В.Путиным от имени Совета Федерации России городу Санкт-Петербургу в честь его 300 летнего юбилея.













Использованные ресурсы:

  • Портал"Русское Воскресение«

  • Фотографии автора

  • http://www.kolyvan.ru/history/

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/

  • http://dmitriev-anatoly2010.narod.ru

  • http://www.agkm.ru/arhiv_news_2009.html

  • http://russiasib.ru/strizhkov-filipp-vasilevich/

  • http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru