«Портрет успешного человека» глазами старшеклассников
Хмельницкая Оксана Владимировна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
e-mail: okhmelynitskaya@rambler.ru
Цель исследования – выявить мотивационные установки на успех у современного выпускника, и на основе анализа результатов предложить пути и методы формирования необходимых качеств граждан России, которые в перспективе будут определять демографическую, экономическую и технологическую ситуацию в государстве.
Ключевые слова: успешность, установки, самоидентичность, универсальные учебные действия, профориентация.
Введение
В связи с изменениями, происходящими в России на современном этапе во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании, сегодня актуальной становится проблема воспитания современного гражданина как активного, конкурентоспособного, нравственного члена общества, ответственного за свою жизнь и сопричастного к судьбе своей страны, заинтересованного в ее благополучии.
Какой современный человек не хотел бы быть успешным? Ведь часто и сам человек, и общество измеряет ценность личности именно по ее успехам. Вопрос же состоит в том, что «успешность» каждый понимает по-разному, кроме того, существуют навязанные стереотипы оценивания, что сбивает с толку молодых людей, впрочем, как и тех, кто уже подводит итоги на определенных, более поздних, жизненных этапах. Ведь то, что для одного человека полный провал, несостоятельность – для другого может быть высшей планкой достижений, и напротив, успех в чем-то для одного не имеет никакой значимости для другого.
Действительно, и психолог в работе с клиентом, помогая сформулировать запрос, при постановке целей для личностного роста и развития, просит ответить на вопрос «Как Вы поймете, что достигли желаемого результата?». Таким образом, необходимы не только четкие ориентиры, куда идти, но и правильный выбор средств, сроков, и критерии для понимания, туда ли пришел.
По каким же критериям можно оценить «успешность»? Нас заинтересовал этот вопрос не случайно. В Концепции развития психологической службы до 2025 года (далее – Концепция) говорится: «Современное российское общество переживает период серьезных демографических, экономических и технологических трансформаций, характерных для большинства развитых стран мира. Эти изменения приводят к новым рискам, предъявляют высокие требования к подготовке детей к жизни в быстро меняющихся условиях, требуют формирования критического мышления, новых жизненных установок, развитие личности с позитивными ценностями, формирование ответственного гражданина, способного взять ответственность за себя и свою судьбу. На переломе эпох, в условиях изменяющегося общества особенно важной становится реализация права ребенка на полноценное и свободное развитие. В сложившейся ситуации повышаются требования к системе образования, поскольку для обеспечения конкурентоспособности страны критически важным становится человеческий капитал как важнейший социально-экономический фактор развития инновационной экономики и экономики знаний, общества и государственности». Мы уверены, что успех страны соизмерим с успешностью каждого отдельно взятого члена общества. Важно, с какими установками выходят в самостоятельную жизнь те, кто через 5-10-15 лет будут определять ту самую демографическую, экономическую и технологическую ситуацию в государстве.
Исследование
К изучению вопроса нас подвели сразу несколько факторов: опрос в рамках курса «Граждановедение», беседы на занятиях по профориентации, а также изучение критериев успешности в рамках подготовки к родительской конференции по теме о воспитании успешного ребенка. С группой учеников возникла небольшая дискуссия об «успехе» (эти ребята, еще будучи учениками школы, уже занимались собственным бизнесом, посещали тренинги личностного роста, участвовали в масштабных проектах, например, «Бизнес-молодость» и пробовали создавать собственные проекты, запускать стартапы), и это стало отправной точкой для проведенного исследования.
В анкете «Гражданская позиция школьника» первый вопрос позволяет извлечь много информации для анализа и интерпретации: мы попросили учеников в течение 1-2 минут спонтанно ответить на вопрос «Кто я?».
Существуют различные типологии самоидентификации, но поскольку цель нашего исследования заключалась не в том, чтобы исследовать самоидентичность, то мы сгруппировали ответы старшеклассников, используя свои критерии и термины. Подчеркнем, что классификация ответов условная, созданная нами для анализа возможных убеждений по поводу успешности/неуспешности выпускников.
Так, в группу «Личностная» (1) мы объединили такие ответы как «личность, человек, гражданин мира…» – 74%; «Гражданская» (2) – «гражданин РФ, гражданин РТ, патриот, житель России, член общества, носитель менталитета, татарин» – 40%; «Семейная» (3) – «дочь/сын, брат/сестра, внук, тетя, крестная, племянник и т.д.» – 72%; «Ролевая» (4) – «певец, художник, хоккеист, ученик, физик, спортсмен, биолог и др.» – 69%; «Гендерная» (5) – «девушка/парень» – 28%; «По достижениям» (6) – «лучший (в чем-либо), отличник, лидер, мастер, сильный соперник, красавица и т.п.» –19%; «Эмоционально-негативная» (7) – «человек без цели, эгоист, сплетница, игроман, непутевая ученица, ничтожество, лентяй, толстуха, проблема, транжира, паникер, обуза, кости-мышцы, и др.» – 17%; «Эмоционально-позитивная» (8) – «юморист, ЗОЖница, альтруист, перфекционист, философ, фантазер, творец своей судьбы, любящий сын, мечтатель, оптимист, филантроп, хороший друг/подруга и др.» – 36%; «Метафорическая» (9) – «книжный червь, страх, энергия, мелодия, сомнение, любовь, боль и радость, забота, буря, душа, вода, противоречивость, шкатулка…» – 9%.
Ответы большинства старшеклассников распределились в трех основных категориях: Личностная, Семейная, Ролевая. Можно предположить, что более уверенными в собственной успешности окажутся те, кто указал на свои достижения (19%), а также давшие себе эмоционально-позитивную оценку (36%). И, конечно, пессимистический прогноз в отношении эмоционально-негативных самооценок.

Среди старшеклассников лицея был проведен опрос по теме «Портрет успешного человека».
На первый вопрос, считает ли каждый из них себя успешным человеком, утвердительно ответили – 31% участников опроса, отрицательно – 69%.

Поскольку лишь 1/3 опрошенных оценили себя как успешных людей, закономерно возникает интерес, по каким критериям ребята определяют успешность/неуспешность человека.
На вопрос «Что лично для вас значит понятие «успешный человек» (составить своего рода портрет)?» ответили: добился в жизни своих целей – 25%, много знает, опытный, разносторонний – 18%, удовлетворенный собой и своей жизнью, счастливый – 17%, получил уважение, признание, известность – 13%, обладает материальными ценностями – 11%, хорошая работа, карьера – 10%, самодостаточный, высокая самооценка – 9%, успех в разных сферах жизни (семья, работа, здоровье…), гармония – 8%, общительный – 6%.

Важно отметить, что среди критериев присутствуют как внешние (оценка со стороны по внешним достижениям, таким как знания, статус, карьерный рост, достаток), так и внутренние (удовлетворенность, высокая самооценка, гармония).
Мы попросили назвать 5 главных качеств, необходимых человеку, чтобы добиться успеха. Ответы распределились следующим образом: целеустремленность – 48%, ум – 28%, упорство, настойчивость – 25%, терпение, выдержка – 22%, трудолюбие, усердие – 20%, рациональность, расчет, умение планировать, анализировать, ставить цели – 20%, уверенность – 19%, коммуникабельность – 15%, доброжелательность – 13%, открытость, честность – 10%, работа над собой – 8%, решительность – 8%, находчивость – 8%.

Обобщая перечень, можно заметить, что для достижения успеха необходимыми ученики назвали волевые качества, различные умственные/аналитические способности и коммуникативные навыки. Иначе говоря, именно те универсальные учебные действия (УУД), на развитие которых ориентирует педагога Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Перечисленные навыки действительно универсальны, поскольку позволяют не только успешно обучаться, а также самостоятельно создавать траекторию своего профессионального пути.
Вопрос «Сколько примерно успешных людей в мире?» был задан с целью проследить корреляцию с первым вопросом. Так, считают, что успешных людей менее 20% – 41% старшеклассников, успешных 20-40% – ответили 29%, 40-60% – 17%, более 60% – 13%.

Получается, что 30% опрошенных считают, что успешных людей в мире более 50%, и вероятнее всего, к таковым они как раз причисляют себя. Но что примечательно, они также склонны замечать «успешность» и у других в большей степени, чем те 70% опрошенных, которые, считают, что успех – удел немногих.
Далее, конечно, мы попросили поразмышлять, над вопросом «Чего не хватает тем, кто не успешен?». Наиболее частые варианты ответов: уверенности, веры в себя – 28%, усердия – 15%, упорства, силы воли – 13%, ума – 13%, желания – 10%, цели, мечты, вдохновения – 9%, решительности – 8%, поддержки – 8%, финансов – 6%, времени – 5%, знаний, опыта – 4%, сконцентрированности на действиях – 4%,удачи – 3%, мешает лень – 3%.

Заметим, что ребята приписывают ответственность за успех самому человеку, а не внешним обстоятельствам, и во многих позициях ответы на этот вопрос совпадают с «пятью качествами» успешного человека, особенно в описании волевых характеристик. И все же ответы не идентичны. Если во втором вопросе мы просили назвать именно личностные качества, то при ответе на поставленный здесь вопрос в списке появились такие составляющие как «вдохновение», «удача», «время», «финансы», как категории внешнего порядка.
Последний вопрос «Сколько времени надо, чтобы из неуспешного человека превратиться в успешного?» имел целью выявить потенциальную готовность к изменениям. Мы получили и обобщили следующие ответы: зависит от человека – 20%, вся жизнь – 13%, годы – 30%, месяцы – 24%, дни/недели – 13%.

Как видим, верят в быстрые изменения 37% опрошенных, что может свидетельствовать косвенно о личной готовности совершать действия для достижения своих целей, будь то работа над собой или получение конкретного материального/духовного продукта. Мы намеренно не учитывали ответ «зависит от человека», как нейтральный, неопределенный.
Наше обследование интересно тем, что мы задавали вопросы обобщенного характера (кроме первого), не имея в виду конкретных людей. Тем не менее, старшеклассники проецировали образ успешного человека на себя, поэтому фактически мы получили портрет современного молодого человека с перспективами на успех. Таким образом, мы имеем около 30-35% юношей и девушек, «программирующих» собственную успешность, и 65-70% – неуспешность.
Исходя из полученных данных и задач «Концепции развития психологической службы до 2025 года» (далее «Концепция»), где говорится, что «Школа (вместе с семьей) должна не только дать знания учащимся, но также непременно заниматься их трудовым и гражданским воспитанием, содействовать формированию профессиональной и личностной зрелости путем: просвещения родителей в области профессиональной ориентации школьников; развития социального партнерства образовательного учреждения с семьей, общественными организациями», актуальным видится вопрос о формировании у подрастающего поколения не только ценностей, но и личностных волевых качеств, коммуникативных навыков, основ экономического мышления (планирование, анализ и т.д.) для построения траектории дальнейшего профессионального самоопределения и развития. Реализация перечисленных задач может происходить как в рамках спецкурсов, например, «Профессиографии», так и внеклассных мероприятий, тренингов, диспутов и т.п. Целесообразно наполнить новым содержанием профориентационную работу со школьниками с учетом того, что «Современное российское общество переживает период серьезных демографических, экономических и технологических трансформаций», как указано в «Концепции», а также проводить просветительскую работу с родителями в данном направлении. В нашем образовательном учреждении ведется работа над созданием «Программы психолого-педагогического сопровождения родительства по вопросам воспитания, развития старшеклассников», с учетом требований времени.
Литература
Концепции развития психологической службы до 2025 года
Анкета «Гражданская позиция школьника», http://www.vashpsixolog.ru/
Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. - https://info.wikireading.ru/56151
Багдасарян В. Управляема ли демография? М.: Власть. 2006.
Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы статистики. М., 2000.
Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. Демографические исследования. М., 2006.
Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», Научный эксперт, 2007.
Демографический ежегодник России 2010