УЧЕБЫЙ ПРОЕКТ
На тему :
Исследование проблем цифровой экономики РФ.
Содержание.
1 раздел – Актуальность проблем цифровой экономики РФ.
2 раздел – Проблема кадров цифровой экономики России .
3 радел – Законодательство РФ в сфере IT .
4 раздел –Кибербезопасность и экономика РФ.
5 раздел – Развитие ИТ технологий в России.
6 раздел – ссылки на материалы используемой информации.
Автор проекта – Быстрова Наталья Владимировна, преподаватель спецдисциплин, ГБПОУ ВО Владимирский химико-механический кол
1 раздел. Информационные технологии, начиная со второй половины ⅩⅩ века, приобретают все более значимую роль в экономическом развитии большинства стран. Благодаря научно-техническому прорыву стало возможным формирование единого информационного пространства.
Понятие «цифровая экономика» было введено в оборот Николасом Негропонте в 1995 году. По его мнению, достоинствами цифровой экономики являются: низкие затраты ресурсов на производство виртуальных товаров, мгновенное перемещение цифрового товара через сеть, отсутствие физического веса продукции и другое.
Так ли безупречна цифровая экономика ? Что скрывается за виртуальным комфортом движения экономики вперед?
В современном мире развитие цифровой экономики актуально для всех стран мира, так как цифровые технологии стали неотъемлемой частью во всех сферах жизни общества. Эта актуальность существует и для РФ.
28.07.2017 года Правительство РФ опубликовало программу развития ЦЭ РФ, которая охватывает период с 2017 по 2024 г.г. Содержание : цели, задачи, направления, сроки для создания условий развития ЦЭ.
Направления развития программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:
«Нормативное регулирование цифровой среды»
«Кадры для цифровой экономики»
«Информационная инфраструктура»
«Информационная безопасность»
«Цифровые технологии»
«Цифровое государственное управление»
«Искусственный интеллект»
Однако данная программа не имеет четкости формулировки, недостаточно проработана. В результате, у данной программы нет целостной концепции ее реализации. Отсутствует описание понятия цифровой экономики, как она должна относиться к экономике государства, не прописаны факторы, которые необходимо учесть при реализации программы, нет четкой структуры программы, и не указана взаимосвязь с другими национальными программами.
Кроме проблем в программе, существуют и другие риски и угрозы, которые влечет за собой некачественное внедрение цифровой экономики.
Научно-технический прорыв в области информационных технологий привел к формированию единого информационного пространства, что позволяет стремиться к экономическому росту путем повышения производительности труда. Термин цифровой экономики закреплен в Указе Президента РФ ОТ 09.05.2017 года № 203 « О стратегии развития информационного общества в РФ…».
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» нуждается в определении приоритетов технологического развития цифровой экономики, акцентировании отдельных сфер цифровой экономики и их развитии. Есть необходимость привлечь к реализации программы региональные органы власти.
Бизнес, связанный с цифровой экономикой, нуждается в поддержке и стимулировании развития. Необходимы государственные гарантии по банковским кредитам, при формировании целевых инвестиционных фондов, поддержка через механизм государственных закупок, льготы компаниям, разрабатывающим цифровые технологии, стандарты качества конечного продукта в области.
Особое внимание вызывают следующие темы:
1.Кибертерроризм ;
2.Несовершенство законодательства ;
3.Инновационные технологии.
Позиции стран-лидеров, России и Китая в Глобальном рейтинге цифровой конкурентоспособности за 2019 год (IMD WORLD DIGITAL COMPETITIVENESS RANKING 2019)
Положение в рейтинге 2019 года, в скобках – 2018г. | Страна | Значение индекса 2019г., в % |
1 (1) | США | 100 |
2 (2) | Сингапур | 99,37 |
3 (3) | Швеция | 96,07 |
4 (4) | Дания | 95,22 |
5 (5) | Швейцария | 94,65 |
6 (9) | Нидерланды | 94,26 |
7 (7) | Финляндия | 93,73 |
8 (11) | Гонконг | 93,68 |
9 (6) | Норвегия | 93,67 |
10(14) | Южная Корея | 91,30 |
… | … | … |
22 (30) | Китай | 84,29 |
38 (40) | Россия | 70,40 |
Тематические вопросы к разделу :
1.Почему цифровизация экономики невозможна в условиях слабой экономики?
2.Какую роль играет государство в цифровизации экономики страны?
3.Как понимается термин «единое информационное пространство»?
2 раздел. Один из барьеров для цифровизации общества РФ - отсутствие навыков и инертность персонала(населения).
В России, как показало совместное исследование Минпромторга, АНО «Цифровая экономика» и ГК «Цифра», одним из барьеров на пути цифровизации предприятий стал низкий уровень цифровой зрелости трудовых коллективов.
58% российских компаний на пути цифровизации встает отсутствие у сотрудников «необходимых навыков». В опросе ГК «Цифра», Минпромторга и «Цифровой экономики» «недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям», называется среди трех основных препятствий цифровизации промышленности (наряду с высокой стоимостью ИТ-проектов и изначально низким уровнем автоматизации). Около 34% опрошенных глав российских компаний сообщили, что решить проблему поможет переподготовка сотрудников к работе с новыми технологиями и повышение компьютерной грамотности.
Фактор, сдерживающий развитие цифровой экономики в России, - нехватка специалистов в сфере информационных технологий. Ежегодно российские вузы выпускают около 25 тыс. IT-специалистов, но лишь 15% из них готовы к немедленному трудоустройству.
Решение проблемы - кадровое увеличение специалистов в сфере IT-технологий. Развитие инфраструктуры образование и подготовка новых преподавателей, сможет повысить уровень подготовки специалистов и устранить серьезную нехватку кадров.
Согласно недавнему опросу MAXIMUM Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирается поступать в ВУЗы на ИТ-специальности. Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек, и этого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно. Согласно Минцифры, сегодня дефицит ИТ-кадров составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, и, как прогнозируют эксперты, может увеличиться до 2 млн к 2027 году. Отсюда два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать ??
Где взять 2 млн ИТ-специалистов ?
Чтобы обеспечить приток людей в отрасль, о востребованности и крутости ИТ-профессий уже вещают по всем каналам и представители правительства, и зарубежные и отечественные ИТ-селебрити. Но на одном хайпе далеко не уедешь. Во-первых, ИТ — это сложная дисциплина, требующая определенного склада ума и сильных математических знаний. Те, кто приходит на ИТ-факультеты на хайпе, думая, что это легко и просто, отваливаются уже в процессе обучения. То есть нам определенно нужно начинать привлекать в профессию тогда, когда дети впервые начинают задумываться о выборе жизненного пути — в 9-10, а то и в 5-7 классах, или даже раньше — рассказывать о профессии, объяснять, почему это круто и что нужно изучать, чтобы стать вторым Илоном Маском. На это хорошо работают музеи робототехники и интерактивные профориентационные центры для детей, и, возможно, мобильные компьютерные игры (подрастающее поколение не выпускает мобильники из рук). Во-вторых, ИТ-профессии все еще не слишком популярны среди девушек из-за устойчивого гендерного стереотипа. Женщин и мужчин в ИТ примерно равное количество, но программист, инженер, разработчик и другие технические профессии обычно достаются мужчинам, тогда как женщины в ИТ в основном работают в маркетинге или в дизайне, часто не в разработке, а в тестировании. Родители в три раза чаще ИТ-профессию рекомендовали бы сыновьям, чем дочерям. То есть, требуются активности по разрушению стереотипа, что ИТ — не для девчонок.
Спорить о том, что студентам нужно больше практики во время обучения и что специалистов нужно готовить на опережение — то есть учить будущим технологиям, а не нынешним, — никто не будет. У нас есть мощные образовательные центры как в столицах, так и в регионах, их и нужно развивать: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения.
Большую симпатию вызывает идея позволить студентам посещать курсы за пределами ВУЗа в рамках программы обучения, в том числе корпоративные курсы. Например, «Цифра» уже третий год ведет онлайн-практикум «Цифровое производство» для промышленников и студентов технических специальностей, на котором практики делятся своим опытом по цифровой трансформации различных отраслей промышленности. Так мы стремимся не только просветить нашу аудиторию в области цифровых технологий, но и показать, что работа ИТ-специалиста в промышленности может быть не менее увлекательной, чем в «Яндексе» и Google.
Также на качество образования положительно повлияет сотрудничество технологических компаний с ВУЗами: открытие новых кафедр, создание корпоративных центров при учебных заведениях, привлечение сотрудников для практической подготовки студентов. Так, например, налажено сотрудничество «Яндекса» с Высшей школой экономики, у той же ВШЭ есть магистерская программа, разработанная совместно со Сбером. Если вернуться к промышленности, то «БелАЗ» создает инновационный центр компетенций на базе Санкт-Петербургского горного университета, где большое внимание будет уделено информационным технологиям. В рамках стратегического партнерства «Цифра» предоставит для этого центра свои ИТ-разработки для горной промышленности.
Кроме того, чтобы учить студентов будущим технологиям, нужна сильная научная база, которая и будет эти будущие технологии развивать. Wifi, Bluetooth, VPN, распознавание лиц, искусственный интеллект — всего лишь несколько технологий, которые вышли из научных центров и лабораторий и широко используются сейчас. Впереди квантовые компьютеры, другие прорывы, которые изменят жизнь многих людей. Их авторами станут нынешние студенты и школьники, те, кого мы сегодня заинтересуем профессией и наукой, в том числе благодаря тесной коллаборации научных центров, ВУЗов и бизнеса.
Вопросы к разделу:
1.Как мотивация к образованию в сфере ИТ влияет на цифровые технологии страны?
2.Как влияет менталитет человека на выбор профессии ?
При этом российские ИТ-специалисты остаются одними из лучших в мире. Наши студенты или даже сотрудники компаний в качестве хобби выигрывают мировые хакатоны и чемпионаты по программированию и другим цифровым направлениям. За таких профессионалов конкурирует не только российский рынок труда. Еще в 2018 году эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) прогнозировали, что к 2027 году Россия столкнется с недостатком двух миллионов IT-специалистов.
Среди тех, кто трудится в ИТ-сфере, только 3,5 процента полностью соответствуют требованиям к квалификации. К такому выводу пришли эксперты Microsoft и IDC. Нехватка кадров негативно влияет на динамику цифровой трансформации бизнеса во всех сферах, отмечается в исследовании.
К моменту выпуска из университета у студентов есть сильная теоретическая база, но есть ощутимые трудности в том, чтобы применить эти знания на практике. По словам некоторых студентов, они испытывают трудности в адаптации к рабочему режиму. Эксперты полагают, что вузам стоит больше времени уделять практическим задачам, решению бизнес-кейсов и вовлечению компаний в процесс обучения.
3 раздел. Вторая проблема цифровизации экономических отношений в российском обществе - Законодательство в IT .
В российской IT-сфере фиксируют рост числа судебных дел — более 519 тысяч за 2020 год. Согласно данным исследования компании RTM Group, за 2020 год число судебных дел в российской IT-сфере выросло на 21% по сравнению с 2019 годом. Учитываются все инциденты, в которых информационных технологии выступали предметом спора, в том числе гражданские, административные и уголовные дела. Материалы исследования опубликованы в открытом доступе в статье «Анализ судебной практики за 2020 год по спорам, связанным с применением IT-технологий».
Большая часть разбирательств связана с тремя сферами:
неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности;
защита исключительных прав и взысканием компенсации за незаконное использование программ;
признание распространяемой в Сети информации запрещённой информацией и/или информацией ограниченного доступа.
Всего за прошлый (2020) год оформили 519 016 актов по гражданским, административным и уголовным делам. В 2019 году число актов составило 428 780. В сфере защиты интеллектуальных прав вынесено 1264 акта и 1270 актов по незаконному использованию программного обеспечения. Также в отчёте RTM Group упоминает 54 802 документа (решения, постановления, определения), направленных в суд с целью признания информации в Сети запрещённой. Из них удовлетворили 53 294 иска.
Общая сумма исков имущественного характера составила 95 млн рублей. Из них 76 млн рублей назначены за незаконное использование программ. Суммы исков варьировались в пределах от 50 тысяч рублей до 49 млн рублей. Максимальная выплата пришлась на разбирательство «Ай Эф Эс Расчетные системы» с банком «Резервные финансы и инвестиции».
Вместе с тем утром 29 сентября стало известно об обысках в московском офисе компании по информационной безопасности Group-IB и задержании основателя и гендиректора компании Ильи Сачкова. Его арестовали на два месяца по обвинению по статье 275 УК РФ «Государственная измена». Материалы дела засекречены. Максимальное наказание по статье — до 20 лет лишения свободы. Сачков отказался признавать вину.
Вопросы к разделу :
Как Вы думаете, Интернет-законодательство отличается от обычного нормативного регулирования экономики РФ?
Насколько законодательство в сфере ИТ зависит от международных стандартов (норм права) в этой области ?
4 раздел. Проблемный вопрос в цифровизации российской экономики номер три – Кибербезопасность.
Расходы на информационную безопасность в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» составят 30,7 млрд руб. за период до 2024 г. Основная часть расходов связана с поддержкой отечественных разработчиков ПО и созданием так называемого «Суверенного интернета».
Целевые показатели федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика»
| Целевые показатели | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
1 | Объем затрат на продукты и услуг в области информационной безопасности, млрд руб. | 56 | 67 | 80 | 96 | 116 | 139 | 167 |
2 | Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, час | 65 | 48 | 24 | 18 | 12 | 6 | 1 |
3 | Доля населения, использующего отечественные средства защиты информации по субъектам РФ, (в процентах от общей численности населения, использовавшего интернет в течение последних 12 месяцев, соответствующего субъекта), процент | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 95 | 97 |
4 | Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности, с использованием в образовательном процессе отечественных высокотехнологичных комплексов и средств защиты информации, тыс. человек | 7 | 8,4 | 10 | 12 | 14,5 | 17,4 | 20,9 |
5 | Стоимостная доля закупаемого и арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами испольнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, процент | 50 | 60 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 |
6 | Стоимостная доля закупаемого и арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения, процент | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 |
Еще 1,66 млрд руб. будут направлены на поддержку экспортно-ориентированных российских производителей продуктов и услуг ИКТ. Большую часть этой суммы, 1,3 млрд руб. выделят внебюджетные источники. Из федерального бюджета на эти цели будет направлено 360 млн руб.
В то же время в нынешней версии федерального проекта, по крайней мере напрямую, отсутствуют расходы на самое дорогостоящее мероприятия в рамках «Суверенного интернета» — закупку государством аппаратно-программных средств для мониторинга и управления сетями связи общего пользователя.
По итогам реализации мероприятий федерального проекта «Информационная безопасность» объем затрат на продукты и услуги в данной области увеличится с 56 млрд руб. в 2018 г. до 167 млрд руб. в 2024 г.
Бюджеты на кибербезопасность вырастут более чем у половины компаний. 55% руководителей в сфере технологий и безопасности, участвовавших в нашем Глобальном исследовании «Доверие к цифровым технологиям – 2021», планируют повысить бюджет на обеспечение кибербезопасности, а 51% респондентов собираются увеличить численность штатных сотрудников, обеспечивающих кибербезопасность, даже несмотря на то, что большинство руководителей организаций (64%) ожидают снижения выручки. 52% руководителей из России также планируют повышение бюджета на кибербезопасность, а 42% респондентов заявили о намерении увеличить численность персонала кибербезопасности. Очевидно, что кибербезопасность стала как никогда значимым аспектом бизнеса.
Вопросы разделу :
Как Вы думаете, рост расходов в финансировании проектов по кибербезопасности страны оправдан ?
Как Вы понимаете термин «Суверенный интернет»?
5 раздел. В первые три месяца пандемии, по словам руководителей компаний, процесс цифровизации в их организации проходил с удивительной скоростью, достигая показателей второго или третьего года их пятилетних планов. Будущее уже наступило: появилась цифровая медицина, автоматизация промышленного производства и роботизация, усовершенствованная электронная торговля, чат-боты служб клиентской поддержки, виртуальная реальность, облачные кухни, финтех и многое другое. Наше глобальное исследование «Доверие к цифровым технологиям» 2021 показывает, что пандемия и экономический спад подстегнули изменения: 40% опрошенных по всему миру руководителей говорят об ускорении цифровизации. При этом используются новые бизнес-стратегии, о которых они раньше даже и не думали. В России об ускорении цифровизации заявили 24% руководителей, что почти в 2 раза меньше, чем по миру.
Вопрос номер четыре в цифровизации экономики РФ – развитие новых технологий с использованием научно-технического прогресса.
28 октября 2020 года Распоряжением Правительства РФ № 2790-р АНО "Цифровая экономика" определена организацией, представляющей предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, за исключением направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций финансового рынка.
Организация создавалась для поддержки общественно значимых проектов в области информационных технологий. В число учредителей "Цифровой экономики" входят ведущие российские инновационные компании, включая "Сбер", "Яндекс", Mail.ru, Rambler, "Роснано".
Развитие экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ, вступивший в силу 28 января 2021 года.
Существует 10 перспективных групп технологий "Цифровой экономики» :
нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта;
технологии работы с большими данными;
квантовые технологии;
производственные технологии;
технологии робототехники и сенсорики;
технологии систем распределенного реестра;
технологии беспроводной связи;
технологии виртуальной и дополненной реальности;
технологии промышленного интернета (интернет вещей);
отраслевые цифровые технологии.
Каждая из указанных групп детализируется в перечне. Например, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, включают в себя технологии в области:
компьютерного зрения;
обработки естественного языка;
распознавания и синтеза речи;
машинных рекомендаций и поддержки принятия решений;
нейропротезирования;
нейроинтерфейсов;
нейростимуляции.
В технологии робототехники и сенсорики включены сферы:
приборных и цифровых компонент робототехники для человекомашинного взаимодействия;
нейросенсорики;
сенсоромоторной координации и пространственного позиционирования;
сенсоров и обработки сенсорной информации;
сенсоров и систем сбора и обработки информации
для эффективного функционирования робототехнических систем;
интеллектуальных систем управления робототехническими системами;
систем автоматизации управления.
Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере – амбициозная цель, которая успешно реализуется
лишь в очень немногих ведущих странах.
К сожалению Россия не входит в пятерку сильных держав, которые занимают передовые позиции в области ИТ технологий.
Ответ за будущим страны.
Доля России в общемировом финансировании науки и технологий (по состоянию на начало 2013 года)
Вопросы к разделу :
1.Как Вы думаете, у России есть шанс войти в число передовых государств по информационным технологиям, а следовательно и по цифровизации сфер жизни российских граждан?
6 Раздел . Ссылки на материалы используемой информации :
https://vc.ru/hr/256931-deficit-it-specialistov-kto-vinovat-i-chto-delat
https://habr.com/ru/news/t/580624/
https://rg.ru/2020/04/28/vypusknikam-it-specialnostej-v-rossii-ne-hvataet-navykov.html
https://www.cnews.ru/news/top/2020-03-20_kak_vlasti_rossii_raspredelyat
https://www.pwc.ru/ru/publications/dti-2021/e-version-digital-trust-insights-2021-in-russian.pdf
https://zen.yandex.ru/info_law_society
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-ekonomike-problemy-puti-i-osobennosti-razvitiya
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=18739&hilit=ставка+платы+за+древисину&sid=329ec943af2df910f6a63fbd0dbd28e1