СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследование рефлексивности мышления» (методика В.Г. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Исследование рефлексивности мышления» (методика В.Г. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова)»

«Исследование рефлексивности мышления»

етодика В.Г. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова)


Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.



Задание: восстановите слова анаграммы, полученные путем перестановки входящих в них букв.


1. л б к о
2. р а я и
3. у п к с
4. г и а р
5. т и г о

6. е р а в ш н
7. р к д е т и
8. а ш н р р и
9. л ф ж а к о
10. р г п у а п

11. о к а м д н р и
12. л г н и з о м е
13. р б к а д о л е
14. л к б у и н а к
15. т о р к т ы а к




«Исследование рефлексивности мышления»

(Методика В.Г.Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова)

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.


Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Перед началом исследования испытуемым дается бланк с анаграммами:

1. л б к о
2. р а я и
3. у п к с
4. г и а р
5. т и г о

6. е р а в ш н
7. р к д е т и
8. а ш н р р и
9. л ф ж а к о
10. р г п у а п

11. о к а м д н р и
12. л г н и з о м е
13. р б к а д о л е
14. л к б у и н а к
15. т о р к т ы а к

Испытуемый должен контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

Протокол исследования (форма отчетности)

Испытуемый


анаграммы

Время

Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

1. блок
2. ария
3. пуск
4. игра
5. итог

6. реванш

7. кредит

8. шарнир

9. флажок

10. группа

11. командир

12. глинозем

13. бракодел

14. клубника
15. открытка

 1 сек

1 сек

1 сек

1 сек

1 сек

1 сек

1 сек

2 сек

1 сек

1 сек

2 сек

2 сек

1 сек

1 сек

2 сек

 Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена достаточно быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена достаточно быстро

Последовательность обнаружена достаточно быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена легко, быстро

Последовательность обнаружена достаточно быстро

Инструкция испытуемому: "Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"

Обработка результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы, а так же заполнить протокол исследования.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.


Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:

  1. хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

  2. формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;

  3. содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам, преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;

  4. свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой "К" обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

"К"

Уровень сформированности
рефлексивности мышления

0 – 0,3
0,31 – 0,7
0,71 – 1,0

низкий
средний
высокий






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!