Тема изучения воспитания ребенка в семье и его влияния на ребенка в настоящее время очень актуальна. Человек как личность начинает формироваться в семье. Воспитание ребенка в семье — тема настолько обширная, что исчерпать ее в данном исследовании полностью невозможно. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в миp своих родных, перенимает нормы их поведения.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлению быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то он ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств личности и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, так как возникают внезапно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от всех членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами ее функционирования осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Когда родители предъявляют к ребенку чрезмерные требования, они провоцируют оппозицию. Частые претензии, непосильная нагрузка порождают у него внутреннее напряжение. Взрослые очень любят «воспитывать», все время что-либо, запрещая детям. Наблюдается чрезмерная регламентация их поведения. Почти все родители считают, что дети обнаруживают любовь непосредственно. Правда, обычно ребенок впервые испытывает любовь к сверстнику, а не к родителям. Это происходит потому, что для ребенка младшего возраста отец и мать – больше объекты зависимости и страха, чем любви, которая по своей природе основана на равенстве и независимости. Любовь к родителям обычно развивается в более позднем возрасте. Тем не менее, многие родители не желают принять эту реальность и реагируют на нее, либо открыто отвергая эту первую детскую настоящую любовную привязанность. Другим примером может служить жестокая авторитарная требовательность отца. Такое отношение отца к сыну, с одной стороны отношения подчинения, а с другой – бунта, то есть содержат в себе постоянный элемент разрыва. Естественно, что они могут вызвать враждебность, которая быстро подавляется, поскольку это властный отец, и обнаруживается в виде нарастающего страха перед ним, приводя либо к приниженной подчиненности, либо выливаясь в бунт против жизни вообще.
Взрослый может избирательно выделять у другого только понравившуюся черту и способен выделять это качество. А вот ребенку свойственно распространять положительную реакцию на всего человека. Ребенок подвержен целостной имитации своего кумира, так часто выпадающего из нравственного поля. И вырабатывая приемы эмансипации, ребенок проецирует способы поведения и черты характера взрослых, перенимая их права и возможности. И не справляется с нагрузкой принятия решений.
Актуальность данного исследования связана с изучением современной проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование защитных механизмов личности ребенка. Отклонения черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Естественно, что взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. Следовательно, у родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
В нашей работе была выдвинута следующая общая гипотеза: особенности семейного воспитания (а именно, стили семейного воспитания) влияют на формирование защитных механизмов личности.
Наши предположения конкретизированы в следующих частных гипотезах:
1. Авторитарный стиль воспитания влияет на формирование вытеснения, проекции, гиперкомпенсации, подавления.
2. Традиционный стиль воспитания влияет на формирование интеллектуализации.
3. Либеральный стиль воспитания влияет на формирование регрессии, замещения, реактивное образования.
4. Пренебрегающий стиль воспитания определяет на формирование замещения, компенсации, гиперкомпенсации.
5. Смешанный стиль воспитания влияет на формирование отрицания, вытеснения.
Объектом нашего исследования являются личностные особенности, предметом исследования являются защитные механизмы личности.
Целью нашего исследования является изучение влияния некоторых особенностей семейного воспитания (а именно, стилей семейного воспитания) на формирование защитных механизмов личности.
Задачи исследования:
Осуществить анализ литературы по проблеме влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности.
Исследовать стили семейного воспитания родителей испытуемых.
Исследовать защитные механизмы личности испытуемых.
Определить влияние стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности испытуемых, сделать анализ полученных результатов.
Наше исследование включало несколько этапов и на каждом этапе исследования мы прорабатывали каждую поставленную нами задачу.
На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности; определение цели, объекта, гипотезы и задач исследования; подбор методик.
Второй этап исследования включал в себя исследование стилей семейного воспитания родителей испытуемых и исследование защитных механизмов личности испытуемых.
На третьем этапе и экспериментальное исследование осуществлялось применение методик на испытуемых и экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности.
Первым шагом на этапе разработки был отбор испытуемых. В исследовании принимали участие два поколения семьи – родительского (отец и мать) и детского. Всего в исследовании приняло участие 40 семей, из которых 40 человек испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет мужского и женского пола и 80 человек родителей. Все испытуемые имеют различный социальный статус и образование (высшее и неоконченное высшее, средне-специальное), схожие факторы – испытуемые в рамках возраста, не превышающего 25 лет, у которых присутствуют родственные связи и имеется в наличии оба родителя (отец и мать).
На экспериментальном этапе, проверялись гипотезы исследования и апробировались опросники и методики: В данном исследовании мы использовали метод эксперимента, методы математико-статистической обработки данных. В организации экспериментальной работы были использованы следующие стандартные методики:
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ). [47]. Данная методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В его основе лежат 20 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я, 19-я, и 20-я шкалы — о механизмах семейной интеграции.
Методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шефер и Р.К. Белл (Адаптация Т.В. Нещерет). [46]. Методика предназначена для изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Методика «Распознавание типов воспитания по рисункам» А. И. Баркан [47]. Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей. Испытуемым предлагается нарисовать их семью.
Методика «Индекс жизненного стиля» Life Style Index (LSI) [35]. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно».
Родителям предлагалось ответить на опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ) и методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шефер и Р.К. Белл (Адаптация Т.В. Нещерет).
Испытуемым предлагалась методика «Распознавание типов воспитания по рисункам» А. И. Баркан (нарисовать свою семью) и ответить на вопросы методики «Индекс жизненного стиля» Life Style Index (LSI) Келлермана - Плутчика. Исследование было проведено в январе-марте 2010г. в г. Туле и Тульской области на работниках ООО ГК «Автокласс», среди семей, состоящих из двух поколений.
На заключительном этапе исследования проводился количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, их обобщение и систематизация. Использовались методы анкетирования, тестирование, метод статистической обработки данных.
Четвертый этап - анализ результатов проведённого исследования, обобщение и интерпретация полученных данных.
Итак, проведя исследование, мы получили следующие результаты:
Авторитарный стиль воспитания действительно влияет на формирование таких механизмов психологических, как вытеснение, проекция, гиперкомпенсация и подавление. Корреляционное значение по шкале «вытеснение» равно 0,37647. Данный факт разрешает нам принять гипотезу при вероятности ошибки равной p = 0,05. Данные по шкале «проекция» равны 0,321757, что также нам позволяют принять гипотезу. По шкале «гиперкомпенсация» корреляционное значение равно 0,307266, а по шкале «подавление» значение равно 0,366555, что тоже позволяет нам принять гипотезу при вероятности ошибки p = 0,05.
Можно сделать вывод, что при авторитарном стиле воспитания у испытуемых наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. А также психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность может приписываться окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Скорее всего, при данном стиле воспитания, испытуемые стремятся действовать так, будто чувствуют свое превосходство над другими.
Традиционный стиль воспитания влияет на формирование «интеллектуализации». Корреляционные данные по шкале «интеллектуализация» равны 0,305276, следовательно, это позволяет нам принять данную частную гипотезу при вероятности ошибки равной p = 0,05.
Используя эту защиту человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Это позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто вопринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом, что делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей. Оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию.
Либеральный стиль воспитания влияет на формирование регрессии, замещения, реактивного образования. Значение по шкале «регрессия» равно 0,327463, по шкале «замещение» - 0,318784, а также по шкале «реактивное образование» равно 0,325647, следовательно, данная гипотеза принимается с вероятность ошибки p = 0,05.
Полученные корреляционные значения говорят о том, что при таком стиле воспитания испытуемые в своих поведенческих реакциях стремятся избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Таким образом, они как бы «упрощают» ситуацию, т. к. известно, что «маленькие детки – маленькие бедки». Они так же могут разрешать эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием определенной ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. Вполне возможно, что при данном стиле воспитания происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное. Это позволяет избежать вторичных вытеснений, вызывая устойчивые изменения в личности.
Пренебрегающий стиль воспитания влияет на формирование замещения и компенсации. Корреляционные значения по шкалам «замещение» и «компенсация» равны 0,362044 и 0,30245 соответственно. Это позволяет принять гипотезу с вероятностью ошибки p = 0,05. Значение по шкале «гиперкомпенсация» равно 0,390469, что также разрешает подтвердить данную гипотезу на 0,01 процентном уровне и является значимой корреляцией. Следовательно, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данная частная гипотеза подтверждена.
Также как и в авторитарном стиле воспитания, испытуемые бессознательно пытаются преодолеть реальные и воображаемые недостатки. При отсутствии самоуважения неизбежные жизненные неудачи интерпретируются как подтверждение неполноценности и справедливое наказание за несостоятельность. Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще, сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над окружающими и в достижениях. Также это может проявляться в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Смешанный стиль воспитания влияет на формированиеотрицания и вытеснения. Данные по шкале «отрицание» равны 0,322411, позволяют нам принять гипотезу с вероятностью ошибки p = 0,05. Значение корреляции по шкале «вытеснение» (0,301162) также позволяют подтвердить нашу гипотезу на 0,05 процентном уровне. Следовательно, данная частная гипотеза полностью подтверждается.
При данном стиле воспитания личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие это проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые не принимаются, не признаются самой личностью. Таким образом, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Испытуемые могут минимизировать отрицательные переживания за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного его выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Чаще всего подвергаются представления связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить.
Так как все частные гипотезы подтвердились определенными результатами, можно сделать вывод о том, что общая гипотеза нашего исследования – особенности семейного воспитания (стили семейного воспитания) влияют на формирование защитных механизмов личности – подтверждается.
Стили семейного воспитания родителей оказывает огромное влияние на формирование детской защитной реакции: во-первых, определенное поведение взрослых может формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, поведение в воспитании взрослых первоначально может способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов. Самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий поведения взрослых членов семьи играют негативно значимые для ребенка взрослые. Этот факт подтверждает теоретическое положение о том, что при пренебрегающем стиле воспитания поведение ребенка в крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Следовательно, испытуемые с таким стилем воспитания наиболее часто используют такой защитный механизм, как гиперкомпенсация, что как раз и подтвердилось в нашем исследовании при коэффициенте корреляции значимом при p = 0,01.
В целом, анализ влияния особенностей родителей на формирование детской психологической защиты показал, что стили воспитания в семье, как правило, больше сказываются на этом процессе. В то же время защитные механизмы ребенка более чувствительны к специфике детско-родительских отношений.
Чувствительность к психологической защите таких характеристик детско-родительских отношений, как требовательность, контроль над ребенком, эмоциональная близость с ним и удовлетворенность складывающимися отношениями, универсальна, т.е. обнаруживается во всех родительских группах. Другие же характеристики подвержены влиянию защитных механизмов у одних родителей и нечувствительны к особенностям психологической защиты – у других.
В заключение отметим, что полученные в исследовании данные интересны и имеют несомненную значимость для понимания того, что родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.
Основной и первостепенной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что о нем заботятся и его любят. Также важно понимать, что нужно не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах о нем, в своих усилиях по воспитанию, но и необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен ощущением этой любви, какие бы не возникали конфликты и сложности.
В нашей работе мы опирались на положения семейной психологии, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий и направлениях психоаналитической психологии. Также в данной работе были использованы работы, основанные на работе с защитными механизмами личности и основами семейного консультирования. Кроме того, были использованы, работы, основанные на положениях, выдвинутыми З. Фрейдом, А. Фрейд, Л.Р. Гребенниковым, К. Роджерсом, Ф. Е. Василюком, Г. Блюмом, В.Ф. Бассиным, Т. В. Маликовой, Л. А Михайловым, В. П. Соломиным, О. В. Шатровой, И.Э. Назаровой, В.М. Целуйко, Э. Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом и К.Г. Юнгом.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в сфере дальнейших исследований возрастной психологии, семейной психологии, а также психологии индивидуальных различий. Установленные взаимосвязи между характерными особенностями психологической защиты детей и родительским воспитательным стилем дают возможность раннего прогнозирования вероятных проблем в системе детско-родительских отношений в конкретной семье.
Выявленный характер влияния родительской стратегии поведения и стиля отношений с ребенком на формирование его психологической защиты позволяет прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психическим здоровьем.
Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты. Данный факт подтверждает идею ряда исследователей о том, что страх наказания со стороны воспитателей становится одной из ведущих причин зарождения психологической защиты в детском возрасте
.