Исследования структуры и расчет затрат дорожной техники
План
- 1Сущность и значение грузоперевозок
- 1.2 Основные особенности грузоперевозок и их классификация
- 2 Система показателей использования грузового автотранспорта
- 3 Классификация затрат грузового автотранспорта
- 4 Анализ показателей использования грузового автотранспорта
1 Сущность и значение грузоперевозок
B современных условиях транспорт играет важную роль в осуществлении специализации и кооперирования производства по отраслям, районам и странам. Специализация производства по предприятиям и производственным объединениям способствует росту производительности труда и снижению затрат на производство продукции.
Главная задача — обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Особенно важно это при выполнении срочных работ.
1.2 Основные особенности грузоперевозок и их классификация
Основные особенности грузовых перевозок:
- Транспорт не производит продукцию, а только участвует в ее создании;
- Транспорт зависит от географических условий (особенностей горных цепей, долин, равнин и т.д.
- Формирование транспортной сети целиком зависит от: городских поселений, направления транспортно-экономических связей (ТЭС), , развития и размещения хозяйства, мощности ТЭС, расположением крупных курортных (туристических) объектов;
- Основные активы труда - транспортные средства;
- Производство является фондоемким.
- Промышленные - грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами, узлами внешнего транспорта и складскими территориями;
- строительные — грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование и машины, грунт и строительный мусор;
- сельскохозяйственные — сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.;
- потребительские — грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения. и др.
- по размеру партий груза :
- массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза;
- мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности подвижного состава (ПС)
- по территориальному признаку :
- технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла выпуска продукции;
- городские, выполняемые по территории города;
- пригородные, выполняемые на расстоянии не далее 50 км от границ города;
- междугородные, выполняемые далее 50 км от границ города;
- международные, выполняемые между различными государствами;
2 Система показателей использования грузового автотранспорта
Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.
К таким показателям относятся:
- характеристики автомобиля по его габаритам,
- массе,
- грузоподъемности,
- проходимости,
- скорости
- устойчивости
- маневренности
- экономичности.
Эффективность использования автомобильного транспорта определяется по:
- Себестоимости перевозок,
- Производительности,
- энергоемкости др.
3 Классификация затрат грузового автотранспорта
Издержки транспорта — это затраты на перемещение грузов и пассажиров. Транспортные издержки выступают в двух видах: общественные и издержки транспортных предприятий. Общественные, или народнохозяйственные, издержки транспорта измеряются совокупными затратами живого и овеществленного труда, т. е. стоимостью транспортных услуг, которая отражается в тарифах на транспортные услуги.
Издержки транспортных предприятий выражаются фактической величиной затрат на перевозки, т. е. эксплуатационными расходами, или себестоимостью перевозок.
Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 т.км. грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 1 т., по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу - на 1 час.
4 Анализ показателей использования грузового автотранспорта
Наряду со специализированными автотранспортными предприятиями многие промышленные предприятия и предприятия других отраслей имеют свой грузовой автотранспорт, который используется для перевозки грузов. От того, насколько эффективно он используется, зависит себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности.
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.
Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км):
Количество отработанных дней автомобилями
Км = ———————————————————————
Количество машино-дней нахождения в работе
Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя. И, наоборот, чем больше целодневные простои машин, тем ниже величина коэффициента. Основная причина его снижения сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Для характеристики этого явления определяется коэффициент технической готовности машин (Кт.г.) :
Автомобиле-дни Автомобиле-дни в ремонте
нахождения — и его ожидании
Кт.г. = ———————————————————————————
Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня. Не весь рабочий день они находятся в пробеге: часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Сокращение простоев является важным средством повышения уровня использования автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр).
Время нахождения машин в пробеге
Кр = —————————————————
Время нахождения машин в наряде
Бывают случаи, когда грузовики делают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:
Пробег с грузом, км
Кп = ——————————
Общий пробег, км
Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка.
Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. Нередко машины большой грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов, в результате чего ухудшается использование автопарка. Для характеристики такого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр):
Средняя загруженность 1 машины, т
Кгр = —————————————————————————
Средняя техническая грузоподъемная 1 машина, т
Чтобы подсчитать средний загруженности автомашины, необходимо общий грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.
Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения и средней дальности перевозки. Отличают техническую скорость движения (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин В пробеге) и эксплуатационную (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в наряде). Среднее расстояние перевозки определяется делением объема грузооборота на вес перевезенных грузов.
Для обобщающей характеристики работы грузового автотранспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин. Однако они не учитывают средней грузоподъемности машин и поэтому несопоставимы. Более точно уровень производительности работы машин характеризует выработка на один автомобиле-тонно-день :
Объем грузооборота, ткм
В = ——————————————————————
Автомобиле-тонно-дни пребывания в хозяйстве
Анализ себестоимости услуг автотранспорта
Себестоимость автоперевозок является важным показателем, характеризующим эффективность работы автопарка. Ее уровень непосредственно зависит от полноты использования автомашин. Если машины много времени в году простаивают, совершают холостые пробеги, недостаточно полно загружаются, то себестоимость 1 т/км будет высокая, а соответственно хуже и финансовые результаты деятельности предприятия.
Себестоимость 1 т/км рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин за вычетом стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад., на объем грузооборота.
Следовательно, с одной стороны, себестоимость 1 т/км зависит от суммы затрат, а с другой от объема грузооборота. Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих одинаковых условиях.
Увеличение объема грузооборота содействует снижению себестоимости услуг, так как с его ростом возрастают не все затраты, а только переменная их часть. Постоянные затраты не изменяются при увеличении или уменьшении объема грузооборота. К ним относятся расходы по управлению и организации работы автопарка, затраты на содержание гаража, сторожевой охраны и др.
Переменные затраты зависят от динамики грузооборота. Они включают зарплату водителей, работающих на сдельной форме оплаты труда, стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, амортизацию автомобилей, которая начисляется от балансовой стоимости машин по нормам на 1000 км пробега, затраты на ремонт машин. При увеличении объема грузооборота сумма этих расходов возрастает и наоборот.
Зависимость суммы затрат от объема грузооборота можно выразить следующим уравнением:
Y = a + bx,
Y - сумма затрат на эксплуатацию и содержание грузового автотранспорта;
а - сумма постоянных затрат;
b - сумма переменных затрат на 1 т/км;
х -объем грузооборота, т/км.
Следовательно, чем больше объем грузооборота, тем ниже себестоимость 1 т/км, так как меньше постоянных затрат будет приходиться на единицу работ.
Таким образом, если не изменяется сумма постоянных и переменных расходов на единицу работ, то можно легко прогнозировать себестоимость 1 т/км в перспективе с учетом динамики грузооборота.
Следует отметить, что постоянные затраты не зависят от изменения объема производства или выполненных работ только при условии, и не изменяется производственная мощность предприятия, в ном случае численность грузовых машин, площадь гаража, ремонтной мастерской и пр. Если же производственные мощности изменяются, то изменяется и сумма постоянных затрат. Кроме того, они могут измениться на протяжении времени в связи с инфляционными процессами, так как растет зарплата ИТР, сумма амортизации, про центы за кредит и т.д. Изменяются и переменные расходы на единицу работ и услуг по независимым причинам в связи с повышением цен на нефтепродукты, зарплаты и по внутренним причинам (изменение производительности труда, экономия или перерасход ГСМ и т.д.).
Поэтому, чтобы установить, как изменилась себестоимость 1т/км за счет суммы постоянных и переменных затрат и объема грузооборота, необходимо сделать следующий расчет (методом цепных подстановок).
Сумма затрат по статье «нефтепродукта» в расчете на 1 машину зависит от пробега машины, нормы расхода на 100 км пробега и средней стоимости 1 кг нефтепродуктов, а в расчете на 1 т/км - еще и от коэффициента использования пробега и средней загруженности машин. Факторную модель этого показателя можно записать так:
Сумма амортизации в расчете на 1 машину зависит от балансовой стоимости машин, их пробега и норм амортизации, а в расчете на 1 т/км - еще и от годовой выработки. Расчет влияния этих факторов можно выполнить способом цепных подстановок.
Затраты на ремонт машин, управление и организацию производства являются комплексными статьями. В процессе анализа необходимо изучить состав расходов и выяснить конкретные причины перерасхода средств по каждому элементу, что позволит найти резервы сокращения затрат на содержание и эксплуатацию машин.
Резервы снижения себестоимости 1 т/км за счет увеличения объема грузооборота, сокращения затрат на содержание машин (недопущение перерасхода средств по вине предприятия):
Р С – резерв снижения себестоимости 1 ткм;
З ф – фактическая сумма затрат на содержание машин;
Р З – резерв сокращения затрат за счет экономного использования средств на содержание и эксплуатацию машин;
З д дополнительная сумма затрат, необходимая для освоения резервов увеличения объема грузооборота;
V ф фактический объем грузооборота, ткм;
Р V резерв увеличения объема грузооборота, ткм;
С в и С ф соответственно возможный и фактический уровень себестоимости 1 ткм.
Чтобы определить резерв сокращения затрат нужно детально проанализировать затраты по каждой статье и причины их изменения. Если перерасход средств произошел по вине предприятия и может быть ликвидирован силами коллектива, то его можно отнести к резервам снижения себестоимости.
Дополнительные затраты подсчитывают отдельно по каждому источнику резервов увеличения объема грузооборота, так как для освоения разных резервов потребуются неодинаковые затраты. Чтобы освоить резервы увеличения объема грузооборота в связи с количественным ростом автопарка, необходимо соразмерное увеличение затрат по всем статьям, за исключением расходов по управлению и организации производства.
Увеличение объема грузооборота за счет сокращения целодневных и внутрисменных простоев машин вызовет дополнительные затраты на оплату труда за дополнительный объем работ, возрастет расход нефтепродуктов, сумма амортизации на дополнительный пробег и затраты на ремонт машин и замену автопокрышек.
При освоении резервов повышения объема грузооборота за счет увеличения скорости движения, средней загруженности машин, сокращения холостых пробегов возрастут только затраты по оплате труда и несколько увеличится расход нефтепродуктов.
Определив резерв снижения себестоимости тонно-километра и зная, какую долю занимают услуги автотранспорта в себестоимости каждого вида продукции растениеводства и животноводства, несложно подсчитать, как в связи с этим изменится ее уровень.
4.4 Анализ системы показателей грузовых перевозок
Система показателей работы ПС
Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются по разработанным системам показателей и измерителей. Система показателей работы подвижного состава положена в основу организации и планирования деятельности грузовых перевозок.
Уровень организации перевозок грузов и степень использования ПС, характеризуется и оценивается следующими технико-эксплуатационными показателями (ТЭП):
- парк подвижного состава и его использование в работе;
- время работы ПС на линии и его производительное использование;
- грузоподъемность подвижного состава и ее использование;
- скорость движения подвижного состава;
- пробег подвижного состава и степень производительного его использования;
- время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой;
- расстояние перевозки груза и длина ездки.
Готовность подвижного состава к работе на линии оценивается коэффициентом технической готовности парка, а количество подвижного состава, находящегося в эксплуатации на линии, - коэффициентом выпуска.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности :
Возможная транспортная работа - Полное использование грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом. Таким образом, коэффициент динамического использования грузоподъемности учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояния перевозки. Кроме того существует показатель номинальной (паспортной) грузоподъемности единицы ПС - это максимально допустимое количество груза, которое может быть погружено при полном использовании вместимости кузова. Номинальная грузоподъемность устанавливается заводом-изготовителем АТС, а в процессе эксплуатации - допустимыми нагрузками на ось подвижного состава с учетом дорожных условий.
При организации перевозок стремятся к более полному использованию грузоподъемности подвижного состава , так как повышение использования номинальной грузоподъемности способствует увеличению массы перевозимого груза и снижению затрат на перевозку . Рассчитывается данный показатель следующим образом:
Величина коэффициента использования грузоподъемности может и не зависеть от плотности перевозимых грузов. В практике нередко встречаются случаи, когда из-за малых партий грузов или плохой организации перевозок не полностью используется номинальная грузоподъемность подвижного состава. В этих случаях степень использования грузоподъемности подвижного состава будет зависеть только от фактического количества груза в кузове подвижного состава, а не от показателя его плотности.
Следующий показатель - коэффициент выпуска подвижного состава на линию:
АД р — число отработанных авто-дней;
АД орг — продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, авто-дни;
Коэффициент выпуска подвижного состава определяют по типам и моделям подвижного состава раздельно.
Рассмотренный метод расчета коэффициента выпуска ПС через число отработанных автомобнле-дней учитывает только то количество дней, в течение которых автотранспортное предприятие может выполнять перевозку грузов.
Коэффициент выпуска ПС отражает только количественный выпуск подвижного состава на линию, при этом совершенно не учитывается использование его на линии во времени. Между тем фактическое время работы ПС на линии в часах может не совпадать по величине с запланированным временем работы. А учет использования ПС во времени чрезвычайно важен, так как планируемое время работы на линии не всегда используется полностью (вследствие преждевременного возвращения с линии по технической неисправности, отсутствия работы, позднего выезда на линию или по другим причинам).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!