Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж» |
Тема: «Кибербуллинг как фактор риска в подростковой среде». |
Исследовательская работа |
|
Специальность: 33.02.01 “Лечебное дело”
Работу выполнили: Чернышёва Наталья, Томашевич Кристина.
Группа 201 Ф
Руководители: Ковальская А.С., Гагарина Е.С.
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР РИСКА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 5
1.1 Кибербуллинг: понятие и формы проявления 5
1.2 Причины кибербуллинга 8
Способы борьбы с кибербуллингом и его профилактика 10
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Материалы и методы практической работы 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 19
ВВЕДЕНИЕ
Доступность Интернета и развитие социальных сетей позволило многим людям расширить границы своего общения. Для взрослых людей виртуальные знакомства стали дополнением к уже имеющимся навыкам реальной коммуникации. Подростки осваивают навык общения одновременно и в жизни, и в Интернете. Удалённое общение может быть анонимным, что даёт возможность для экспериментов со своим образом: внешностью, возрастом, социальным статусом и даже полом.
В процессе общения между людьми возникают конфликты. Виртуальное общение не исключение. Выкладывая фотографии и личную информацию на страничках социальных сетей, подросток может стать объектом преступных действий. Публикуя посты, участвуя в обсуждении, они могут столкнуться с непониманием их мыслей и взглядов, с неадекватной реакцией со стороны других людей. В условиях анонимности подросткам трудно соблюдать этику общения. Банальные оскорбления часто перерастают в нешуточные угрозы жизни и здоровью, которые продолжаются без остановки двадцать четыре часа в сутки. Так возникает кибербуллинг [1].
Актуальность темы исследования связана с тем, что количество подростков, пользующихся социальными сетями, растет, при этом они не видят опасности в удалённом общении и оказываются незащищенными в виртуальном мире, подвергаясь кибербуллингу. Это, на наш взгляд, представляет собой социальную проблему и нуждается в обсуждении и поиске методов решения.
Цель исследования – сформировать у студентов представление о поведении в случае столкновения с кибербуллингом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Провести анкетирование студентов в возрасте 15-19 лет «Кибербуллинг в социальных сетях».
-
Изучить источники информации по теме кибербуллинга.
-
Подготовить памятку о действиях в случае угрозы кибербыллинга.
-
Сформулировать правила поведения в сети.
Объектом исследования является межличностная коммуникация студентов в информационной среде Интернет.
Предметом исследования стало изучение ключевых характеристик кибербуллинга как вида коммуникации.
Методы исследования: анкетирование, анализ результатов анкетирования, изучение литературы по теме.
1 КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР РИСКА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Кибербуллинг: понятие и формы проявления
В связи с развитием информационных технологий многие явления приобретают в современном обществе новые черты. Это в полной мере касается феноменов социализации и повседневного общения. Российские эксперты отмечают, что процесс социализации все больше и больше перемещается в Интернет вместе с знакомствами, освоением различных социальных ролей и норм. Однако погруженность в виртуальный мир меняет специфику межличностного общения [6]. Виртуальная коммуникация отличается от реального взаимодействия анонимностью, опосредованностью, неконтролируемостью, снижением пределов нравственных и социальных границ, что может приводить к случаям буллинга в Сети [7].
Буллинг (от англ. bullying — издевательство, травля, запугивание) в реальном общении случается в разных возрастных группах, например, в рабочих коллективах или армии, однако чаще всего он наблюдается в среде подростков. Травля в сети Интернет, онлайн, получила название кибербуллинга [3].
«Целевая аудитория» участников кибербуллинга - подростки в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей.
В последнее время появилось много исследований отечественных учёных, которые посвящены проблеме кибербуллинга. По мнению исследователя А.И. Черкасенко под кибербуллингом понимают отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой людей или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Главной целью кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение ее социальных отношений. Кибербуллинг включает в себя диапазон различных форм поведения, от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать суицид [10].
Термин «киббербуллинг» ввёл в научный оборот канадский педагог Билл Белси, обозначив так преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии [5].
Кибербуллинг представляет собой явление, возникающее при переходе коммуникации в Интернет-среду. Включает в себя использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих честь и достоинство человека [9].
В кибертравле часто преследуется цель не персонального оскорбления, а унижения достоинства публично. Поэтому визуальные материалы делаются доступными максимальному числу людей, даже незнакомых – для этого они выкладываются на специальных веб-страницах, фото- и видеохостингах, страницах в блогах и социальных сетях с целью причинения вреда или смущения жертвы. Иначе говоря, интернет-травля – координированные действия в Интернете, направленные на моральное «избиение» человека [2].
Зачастую жертвами становятся неуверенные в себе подростки или подростки, относящиеся к культуре, отличающейся от культуры окружающих; слишком нагло себя ведущие, «доставшие» [4].
Как и традиционный буллинг, кибербуллинг может быть прямым и косвенным. Прямой кибербуллинг — это непосредственные атаки на ребенка через звонки или сообщения. При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди: преследователь может взломать аккаунт жертвы и, маскируясь под владельца, рассылать с этого аккаунта сообщения знакомым жертвы, разрушая его коммуникативное поле и порождая сомнение в его моральных качествах [11].
Симхович В.А., ссылаясь на труды Ковальски Р., Ламбер С. и Агатстон П., называет несколько распространенных форм Интернет-травли [7]:
1) Исключение или остракизм. Одна из самых безобидных форм кибербуллинга. Под исключением понимается неприятие человека в определенный коллектив, который может быть представлен закрытой социальной группой или локализованным сообществом. На первый взгляд, исключение из онлайн-сообществ кажется не критичным. Однако, если данное сообщество является значимым и человек чувствует свою принадлежность к нему, то политика исключения может переживаться как социальная смерть.
2) Флейминг. Наиболее эмоциональная форма кибербуллинга. В переводе с английского означает воспламенение. Флейминг ― «спор ради спора», процесс обмена сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения, таких как чаты, Интернет-форумы, социальные сети и др. К флеймингу так же относят прозрачные намеки, двусмысленные шутки, грубые высказывания и неаргументированная критика, абсурдизация высказываний, претензии личного характера, критика умственных способностей собеседника.
3) Кибертроллинг. Изначально термин «троллинг» означал ловлю рыбы на блесну, но потом стал применяться и для обозначения травли. Провокаторы используют «слабые места» других людей для того, чтобы с помощью манипуляции поддеть человека и получить удовольствие от его «взрыва».
4) Киберсталкинг или кибер-преследование. Близок по смыслу кибертроллингу, но более агрессивен. Это форма запугивания жертвы с использованием электронных коммуникаций посредством рассылки сообщений, содержащих угрозы физическому благополучию ребенка и/или его безопасности.
Разновидностью кибер-преследования является секстинг ― распространение и публикация фотографий, видеоматериалов с полуобнаженными или обнаженными людьми. И чем старше дети, тем более высока вероятность вовлечения их в секстинг.
К кибер-преследованию также относят и распространение клеветы. В этом случае рассылаются унижающие или ложные данные о человеке, фото и видеоматериалы, в частности в сексуализированном и/или наносящем вред его репутации виде.
-
Раскрытие или аутинг. Аутинг ― распространение в Глобальной Сети личной, секретной, конфиденциальной информации о человеке. Действие направлено на то, чтобы смутить или публично унизить жертву кибербуллинга.
-
Фрэппинг. Фрэппинг ― это использование чужого аккаунта в социальных сетях с целью публикации от этого лица неприемлемого контента. Для многих пользователей сети Интернет фрэппинг считается занимательной забавой и не воспринимается всерьез.
Таким образом, мы видим, что кибербуллинг включает в себя широкий спектр поступков: начиная от действий, которые с трудом распознаются окружающими как преследование, заканчивая жестоким поведением со стороны агрессора, которое может довести жертву травли до самоубийства [8].
1.2 Причины кибербуллинга
Основной причиной онлайн-травли подростков является стремление к превосходству. Тинейджерам очень важно добиться общественного признания тогда, когда у них еще не хватает ресурсов, сил и терпения, чтобы утвердиться самостоятельно. Именно по этой причине подростки стремятся самоутвердиться за счет унижения других в глазах окружающих. Желание самоутвердиться или повысить свой авторитет в компании сверстников может иметь негативное направление у тех, кто обнаруживает слабую способность к адаптации, кто агрессией борется за превосходство [2].
Другой причиной является чувство собственной неполноценности, которое влечет за собой зависть и месть. Комплекс неполноценности у индивида может возникнуть в результате разных причин: дискриминации, душевных травм, ошибок, неудач и т. п.
Кибербуллинг содержит все необходимые условия для компенсации собственной неполноценности – от создания виртуального идеального образа «Я» до самоутверждения через принижение другого.
К иным причинам относятся страх, когда из-за боязни стать жертвой травли примыкают к сильной группе коллектива; скука, вызывающая негативный комментарий и т. п.; межкультурные конфликты (различия в культуре, языке, традициях); проблемы в семейных взаимоотношениях; неумение разрешать конфликты; индивидуальные особенности индивида (нетипичная внешность) и даже развлечение.
Кибербуллинг может начаться с шутки, если она носит язвительный характер. Агрессию могут вызвать ироничная или даже безобидная шутка, если ее адресат не обладает чувством юмора [2].
Причинами кибербуллинга можно назвать следующие аспекты [8]:
-
Стремление к превосходству. Это врожденное чувство и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Примером стремления к превосходству у подростков может быть к примеру борьба за социальный статус в группе сверстников.
-
Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности – совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.
-
Зависть – то же соперничество, только скрытое: человек стремится победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет уже тогда, когда воображаемый соперник об этом даже и не подозревает.
-
Месть – действия, произведенные из побуждения адекватно ответить на реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее.
-
Развлечение. Кибербуллинг может начаться с обычной шутки. Юмор над другим человеком также считается самовозвышением за счет другого.
1.3 Способы борьбы с кибербуллингом и его профилактика
В настоящее время современные подростки научились самостоятельно искать в Интернете информацию и завязывать знакомства. Но наедине с Сетью им труднее критически оценивать найденное, осваивать свой контент и осуществлять взаимодействие с интернет-сообществами. Сейчас разрабатываются способы и методы борьбы с онлайн-буллингом, которые включают [7]:
- технические средства, ограничивающие нежелательный контент (фильтры, цензура);
- кнопки тревоги («пожаловаться») в социальных сетях и на веб-сайтах, предназначенные для подключения к неприятной ситуации сотрудников сайта;
- настройки конфиденциальности персональных аккаунтов.
Помимо этого, каждый пользователь должен знать номера телефонов «горячих линий» и владеть инструментами, с помощью которых можно сообщить о противозаконном поведении других пользователей.
Для профилактики кибербуллинга подросткам следует помнить, что:
- нельзя сообщать в Интернете свои персональные данные;
- нельзя открывать доступ к своей странице незнакомым людям;
- нельзя посылать сообщения с изображениями, которые могут кого-нибудь обидеть;
- необходимо следить за информацией, которую они выкладывают в Интернете [3].
Так же подросткам, подвергшимся кибербуллингу, рекомендуют абстрагироваться от критики и игнорировать обидчиков; делиться своими переживания со взрослыми; изменить настройки конфиденциальности – как можно меньше информации о себе публиковать в соцсетях; хранить подтверждение фактов о нападении в интернете [3].
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.
1 Материалы и методы практической работы Проведение исследовательской работы запланировано на период с 1 октября 2020 года по 1 февраля 2021 года. В начале проекта было проведено анкетирование студентов - «Кибербуллинг в социальных сетях» (приложение А). Вопросы для анкеты составили самостоятельно, количество вопросов - 9.
На основе анализа анкеты, был составлен перспективный план исследовательской работы в зависимости от формы обучения.
Перспективный план исследовательской работы:
№ | Название мероприятия (очное обучение) | Название мероприятия (дистанционное обучение) | Сроки |
-
| Анкета «Кибербуллинг в социальных сетях». (раздаем листовки) | Анкета «Кибербуллинг в социальных сетях». (платформа Google форм) | Октябрь |
-
| Анализ результатов тестирования. | Анализ результатов тестирования. | Октябрь. |
-
| Разработка и раздача листовок «Кибербуллинг» | Разработка и рассылка интерактивного плаката «Киберрбулинг» | Октябрь |
-
| Проведение классного часа «Соц. сети – польза или вред?» | Проведение классного часа «Соц. сети – польза или вред?» (платформа Moodle - видеоконференция). | Октябрь |
-
| Подготовка буклетов «Остановите кибербуллинг: что делать если вас травят в интернете» | Подготовка буклетов «Остановите кибербуллинг: что делать если вас травят в интернете» | Ноябрь |
-
| Подготовка и проведение круглого стола по теме «Кибербуллинг» (информация, вопросы, ситуационные задачи) | Подготовка и проведение он-лайн круглого стола по теме «Кибербуллинг» на платформе Moodle. (информация, вопросы, ситуационные задачи) | Ноябрь - декабрь |
-
| Оформление со студентами стенгазеты «Все о кибербуллинге». | Оформление студентами плакатов, рисунков «Все о кибербуллинге». Размещение на сайте колледжа. | Декабрь |
-
| Участие студентов во всемирном уроке безопасности. | Участие студентов во всемирном уроке безопасности. Единыйурок.рф | Декабрь (по плану портала Единыйурок.рф) |
-
| Тест «Кибербуллинг» | Тест «Кибербуллинг» помогла ли | Январь |
-
| Анализ результатов тестирования. | Анализ результатов тестирования. | Февраль |
В
анкетировании (приложение А) принимали участие студенты ГБПОУ Кк «Камчатский медицинский колледж» в возрасте от 15 до 19 лет, всего 150 человек. Так как анализ показал, что на вопрос «Знаете ли вы, что такое кибербуллинг»? (рисунок 1) из 100% опрошенных ответили отрицательно 13 человек, что составило 8,7%, была разработана памятка «Кибербуллинг» (приложение Б) и интерактивный плакат «Кибербуллинг» (приложение В). Памятку раздали студентам в колледже, интерактивный плакат разместили на платформе Moodle.
Рисунок 1 – Количественный анализ на вопрос «Знаетели вы, что такое кибербуллинг?»
В результате анкетирования выяснили, что большинство студентов 149 чел. (99,3 %) пользуются социальными сетями и многие 128 чел. (85,3 %) считают, что интернет-среда, не оказывает на них негативное влияние (рисунок 2).
Рисунок 2 – Количественный анализ на вопрос «Считаете ли вы, что интернет-среда оказывает на вас негативное влияние?»
В связи с этим, в октябре 2020 года был подготовлен и проведен классный час на тему «Соц. сети – польза или вред?» (приложение Г). Классный час проходил в дистанционном формате на платформе Moodle. В ходе классного часа студентам рассказали об истории создания и развития социальных сетей. Так же были определены плюсы и минусы использования социальных сетей. Далее было предложено принять участие в опросе:
-
Сколько времени вы проводите в соц.сетях в день?
-
Как вы считаете, наносят ли вред соц.сети вашему здоровью?
В результате было выявлено, что большинство студентов проводят в социальных сетях от 3 и более часов в день, а некоторые даже и ночь. При этом почти все ответили, что социальные сети наносят вред их здоровью (портится зрение, болит спина). Для того чтобы избежать подобных проблем, мы продемонстрировали как нельзя и как нужно сидеть за компьютером, как правильно держать телефон, чтобы избежать нагрузки на спину и глаза. В завершении классного часа просмотрели видеоролик «Вся правда о социальных сетях» [12].
Так как 78 человек (52 %) из опрошенных считают, что бесполезно обращаться за помощью, если они подвергаются кибертравле. Мы обратились в Краевое государственное автономное учреждение «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», где нам дали номера телефонов, по которым подростки и их родители могут обратиться за помощью, в случае, если подверглись кибербуллингу. Планируем разработать буклет «Остановите кибербуллинг: что делать если вас травят в интернете» в котором разместим рекомендации, что делать если подросток столкнулся кибербуллингом.
При анализе анкетирования выяснили, что 27 человек (18%) подвергались кибербуллингу, 11 человек (7,3%) являлись инициаторами кибербуллинга. Самые популярные ответы на вопрос «За что, по вашему мнению, могут травить человека в интернете?», были следующие:
-
За внешность 39 чел (26%).
-
За все! 31 чел (20,6%).
-
За своё личное мнение (что не такой как все) 22 чел (14,7%).
А на вопрос «Почему, по вашему мнению, человек совершает травлю в интернете?» самые популярные ответы:
-
Зависть 42 чел (28 %).
-
Злость, плохое настроение 40 чел (26,6%).
-
Скука, нечего делать 25 чел (16,7 %).
Для того чтобы снизить уровень проявления кибербуллинга среди студентов колледжа, а также, повысить осведомлённость по данной теме, запланировали ряд профилактических мероприятий:
-
Проведение круглого стола по теме «Все о кибербуллинге»;
-
Оформление со студентами плакатов, стенгазеты.
-
Участие студентов во Всемирном уроке безопасности на платформе Единыйурок.рф.
Как заключительный этап работы планируется проведение тестирования «Кибербуллинг» (приложение Д)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская работа по теме «Кибербуллинг как фактор риска в подростковой среде» началась 1 октября 2020 года. Мы провели анкетирование, в результате, которого выяснили, что некоторые студенты подвергались кибербуллигу, а некоторые даже являлись его инициаторами. Многие считаю, что социальные сети наносят вред их здоровью, но как выяснилось, при проведении классного часа «Социальные сети: польза или вред» и опросе, студенты знают об этом, но никогда не задумывались и не предавали значения. После просмотра видеоролика «Вся правда о социальных сетях», многие подчеркнули, что живое общение, на много важней и лучше, чем виртуальное. Что все таки они много времени проводят в социальных сетях и тратят его понапрасну. Из этого можно сделать вывод, что проведение подобных мероприятий положительно влияет на студентов, их больше нужно посвящать в данную проблему, т.к. кибербуллинг все таки является фактором риска у подростков, как мы уже выяснили из анкетирования.
Таким образом, на данном этапе данного исследования, можно сделать вывод, что в наше время кибербуллинг является действительно актуальной проблемой, ведь сейчас информационное поколение, и люди не могут находиться без гаджетов, ноутбуков, и сотовых телефонов. Нужно принимать меры для решения этой проблемы и соблюдать меры предосторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга детям и подросткам, сидящим в интернете ежедневно.
Поэтому наша исследовательская работа продолжается и в перспективе, провести ряд профилактических мероприятий по данной теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева, А.О. Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). - Магнитогорск: МаГУ. – 2015. – С. 21-28.
-
Баранов, А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Психология. Педагогика. Философия. – 2015. – № 3. – С. 5-8.
-
Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка / Е.А. Бенгина // Вестник университета. Современные тенденции в психологии. – 2018. - № 2. – С. 153-156.
-
Березина, О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). - Магнитогорск: МаГУ. – 2015. – С. 63-67.
-
Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университетата им. Н.И Лобачевского. Социальные науки. – 2014. – №3 (35). – С. 122-124.
-
Кондрашкин, А.В. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.10.2020).
-
Симхович, В.А. Кибербуллинг как социальная проблема современного общества [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bseu.by:pdf (дата обращения: 10.10.2020).
-
Федоренко, И.А. Исследование кибербуллинга в современном мире [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 10.10.2020).
-
Черкасенко, О.С. Социальная сеть как разновидность социальной коммуникации / О.С. Черкасенко // Материалы 36 международной конференции: Вопросы педагогики и психологии. − 2015. − № 3. – С. 141-143.
-
Черкасенко, О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. − № 6. – С. 52-54.
-
Шевко, Н.Р. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях / Н.Р. Шевко, И.И. Исхаков // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2017. – Т.2. – № 1 (3). – С. 19-22.
-
Видео «Шокирующая правда о социальных сетях» URL : blob:https://www.youtube.com/c5fa8e9e-524c-4b8a-bf58-a12aba383f9a
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкетирование «Кибербуллинг в социальных сетях»
-
Пользуетесь ли вы социальными сетями?
-
Знаете ли вы, что такое кибербуллинг?
-
Подвергались ли вы кибербуллингу?
-
Являлись ли вы инициатором кибербуллинга?
-
Как часто вы наблюдали проявления кибербуллинга в интернете?
-
Если Вы подвергнитесь кибербуллингу в социальной сети, Вы обратитесь за помощью?
-
Считаете ли вы, что интернет-среда оказывает на вас негативное влияние?
-
За что, по вашему мнению, могут травить человека в интернете?
-
Почему, по вашему мнению, человек совершает травлю в интернете?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Памятка «Кибербуллинг»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Интерактивны плакат «Кибербуллинг»
h
ttps://www.thinglink.com/card/1376772405506080769
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Классный час «Социальные сети: польза или вред?»
Цель: Профилактика зависимости студентов от социальных сетей. Формирование навыков использования социальных сетей в правильном направлении.
Задачи:
-
Рассказать студентам об истории появления социальных сетей.
-
Ознакомить студентов с плюсами и минусами использования социальных сетей.
-
Выяснить, сколько студенты проводят времени в соц. сетях.
-
Выяснить, наносит ли вред, по мнению, студентов социальные сети и среда интернет.
-
Формирование культуры ответственного и безопасного использования социальных сетей.
-
Сделать выводы.
План:
-
Историческая справка «Первые социальные сети в интернете».
-
Опрос – «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?», «Как вы считаете наносят ли вред соц.сети вашему здоровью?».
-
Выявить плюсы и минусы от использования социальных сетей.
-
Здоровье сберегающие технологии (как правильно сидеть за ПК, как пользоваться телефоном, сколько времени можно проводить).
-
Просмотра видеоролика «Вся правда о социальных сетях».
-
Опрос – «Поменялось ли ваше мнение – влияют ли социальные сети на вас, наносят вред вашему здоровью?»
-
Выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Тест «Кибербуллинг»
-
Знаете ли вы, что такое кибербуллинг?
-
Если Вы подвергнитесь кибербуллингу в социальной сети, Вы обратитесь за помощью?
-
Будете ли вы учувствовать в кибертравле, если вам не нравится человек?
-
У Вас появилось свободное время, вы предпочтете провести это время:
-
В социальных сетях просто пролистывая сториз.
-
Общаясь в социальных сетях с людьми.
-
Пойдете гулять с друзьями.
-
Займетесь любимым делом (вышивка, рисование, спорт и т.д.)