Исследовательская работа
Образ собаки в произведениях художественной литературы.
Работу выполнили обучающиеся 5 класса МБОУ Троицкая СОШ
Руководитель : Алексеева Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Собака-это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя.
Дж. Биллингс
Проблема исследования :
выяснить, как изменялось изображение собаки в русской литературе 19-20 веков и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам то или иное художественное произведение.
Цель исследования :
выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях писателей 19-20вв.
Гипотеза исследования:
образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Образ собаки
Мифология
Литература XIX – XX веков
Фольклор
Лирика
Проза
Мифология
Золотая собака в Древнегреческой мифологии - Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос.
В древнем Египте собака считалась проводником в потусторонний мир
Полубожественные существа
Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала.
Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых.
Фольклор
Во дворе поставлен дом - На цепи хозяин в нём.
В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт.
Белый хвост, чёрный нос Наши тапочки унёс В уголок под кровать И не хочет отдавать
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь .
Басни
В самом начале становления русской словесности образ собаки был лишь символом или знаком и, как правило, появлялся только в баснях, где собака олицетворяла определенные качества, чаще всего преданность и верность.
Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! «Две собаки »
Литература XIX-XX веков
С помощью образа собаки писатели начинают показывать героя в действии, в поступках. И первым это сделал И. С. Тургенев в своём бессмертном рассказе «Муму».
«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам»
Антон Павлович Чехов
Развитие образа собаки в литературе 20 века
Л. Андреев
Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира.
«С. Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных».
М.Горький
«Песнь о собаке» написано в 1915 году.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.