Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД
Исследовательской деятельности младших школьников уделяется большое внимание. И не случайно. Одним из важнейших требований ФГОС НОО является формирование у обучающихся личностных и метапредметных универсальных учебных действий. А именно в процессе исследовательской деятельности происходит их комплексное формирование.
Так что же такое исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельностью. Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение именно ей. Так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
Организация исследовательской деятельности осуществляется мною в различных формах
-урок-исследование
-урок-экскурсия,
-урок-творческий отчёт,
-урок творческая лаборатория,
-урок-презентация
-урок-путешествие,
-кружки,
-олимпиады,
-интеллектуальные марафоны,
-экскурсии,
-исследовательские домашние задания.
Как её организовать? Начиная с первого класса использую игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей. С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютер и т.д.
Впоследствии провожу уроки- тренинги, на которых мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как делают это учёные.
Начиная со 2 класса работаю над формированием умнений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определённые понятия, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Ребята учатся предвидеть события, высказывать предположения, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное. Здесь требуются не только оригинальность мышления, а также такие личные качества как решительность и смелость. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления.
В третьем классе мои отдали предпочтение индивидуальной форме. При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка, применение целиком зависят от творчества и желания учителя. В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу. Для учителя очень важно оценить степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Одним из видов исследовательской деятельности является проект. Степень сформированности УУД можно определить по выполнению проекта.
В этом году у меня был четвёртый класс. Ребятам был предложено ряд тем. Каждый должен был выбрать тему, поставить цель и выбрать решение проблемы. Это предполагает развитие регулятивных УУД. Далее ребята выполняли поисковую работу, изучали информацию, выдвигали гипотезу, подбирали источники, устанавливали причинно-следственные связи - развитие познавательных УУД. Коммуникативные (опрос, анкетирование, общение): умение слушать , вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения. Личностные защита своей работы) : умение уверенно держать во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
Так, ещё работая с прежним выпуском, я старалась применять в своей работе исследовательскую деятельность.
Готовя открытый урок по «Окружающему миру» (тема «Лес и человек»), мы совершили «научную экспедицию» по территории леса. Предварительно были выбраны направления исследований. Ребята на месте провели наблюдения за природой: увидели дары природы (ягоды, грибы, орехи, растительность и красоту осеннего леса). Тут же на месте они выявили проблемы нашего леса: сухостой, пожары, мусор, загрязнение водоёмов. Были удивлены тем, что часто бывая в лесу, не замечали этого. В процессе исследования выяснили, что все эти проблемы и возникли из-за небрежного отношения к нашим лесам. Вывод ребят: не разжигай костров; уноси мусор с собой, не оставляй в лесу; будь осторожен в обращении с животными нашего леса; надо учиться видеть прекрасное рядом. Весь материал мы использовали на открытом уроке «Окружающего мира». Сопоставили экологические проблемы нашего государства и конкретно нашей территории. Эту «научную экспедицию» надолго запомнили все ребята. Несколько человек выбрали темы для своих исследований. Так в дальнейшем возникла исследовательская работа «Экологическая тропа».
Следующее исследование я проводила на открытом уроке русского языка. Тема урока: «Отличие предлогов от приставок. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами». Форма проведения урока – научная лаборатория. Ребята проводили эксперименты.
Выясняли, какой из способов правописания приставок и предлогов наиболее прост для использования. Казалось бы, что тут трудного отличить приставку от предлога. Но ни тут то было. Дети часто допускают такие ошибки. Организуя эти эксперименты, я опиралась на то, что дети уже знают. (В начальной школе обязательно использовать личный опыт ребёнка.)
Так в первом случае они опирались на связь слов в словосочетаниях, а во втором на знание частей речи и возможность вставить слово или вопрос между предлогом и существительным. Каждый ребёнок выбрал тот способ, который ему был ближе. Тему большинство усвоили. Я считаю, что исследование удалось и нам хватило для этого одного урока.
А вот следующая исследовательская работа у нас в классе возникла случайно. Однажды на урок литературного чтения дети принесли небольшие сообщения о Крылове Иване Андреевиче. Двое из детей принесли абсолютно одинаковые детские фотопортреты. Одному нашли в интернете родители, а другому распечатали в библиотеке. Дети утверждали, что это детские фотопортреты баснописца. В классе на уроке возник спор. Большинство говорили, что не нашли этого материала (все портреты выполнены живописцами и детских портретов нет), а эти двое до слёз утверждали, что это фотографии Вани Крылова. Я предложила не спешить с ответами, а найти решение проблемы на внеурочном занятии. Нескольким ребятам я поручила найти информацию о возникновении фотографии. Мы решили, что этот вопрос у нас останется открытым.
Итак, у нас возникла тема исследования «Мог бы ребёнок, изображённый на фотографии быть Иваном Андреевичем Крыловым?». Существовало два предположения, но мы должны найти только один правильный ответ, опираясь на точные исторические данные.
На внеурочную деятельность дети принесли найденную информацию о возникновении фотографии. На доску я выписала основные даты и события, связанные с нашей темой.
А вот какие выводы мы сделали вместе с ребятами. Мы совместно выяснили, что:
1. Это не фотопортрет И.А.Крылова.
(В то время ещё не умели фотографировать.)
2. Детского портрета И.А. Крылова нам не удалось найти.
(Предполагаем, что нет его детских портретов, так как семья была небольшого достатка, а заказать портрет художнику – дорого или портрет просто не сохранился.)
3. Фотографий И.А. Крылова тоже не существует. (Он умер за 7 лет до создания первого фотографического кабинета в Петербурге.)
4. Необходимо очень аккуратно работать с информацией, полученной в интернете и других источниках. Надо учить детей проверять источники информации. Нельзя останавливаться на одном источнике. Необходимо использовать не только интернет, но и печатные издания.
Вы удивитесь, что же тут такого сложного? Но ведь исследование проводили обучающиеся 3 класса. Они ещё не изучали четырёхзначные числа, очень мало знали информации об исторических событиях, совсем ничего не знали об истории фотографии. В итоге, в процессе сбора информации, много нового узнали не только об истории фотографии, но и об истории фотографии в России.
В чём плюс таких исследований для учителя? Конечно же, развитие познавательной активности ребят, дети приобретают дополнительные знания, которых нет в школьной программе. Но ведь и учитель получает новые знания, новый опыт, который он может применить в дальнейшей работе. Я считаю, что в начальной школе не всегда логично оформлять исследовательские работы в определённый продукт (исследовательская работа, презентация и т.д.) Это занимает много времени как у ребёнка, так и у родителей или учителя. А этого времени так не хватает! Важно, что отложится у ребят, что они запомнят, какие сделают выводы, какие методы и приёмы смогут применить самостоятельно, работая как по учебным предметам, так и над исследованием. Много исследований происходит во внеурочной и внеклассной деятельности. Уже несколько лет с детьми проводим краеведческие исследования: традиционны стали походы по родному краю, сбор краеведческого материала, участие в городских конкурсах.
Один из видов исследовательских работ является проект. При подготовке к проекту у учащихся развиваются универсальные учебные действия:
Регулятивные: это выбор темы исследования, постановка цели и решения проблемы выполнения.
Познавательные: выполнение поисковой работы, изучение информации, выдвижение гипотезы, подбор источников, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные (опрос, анкетирование, общение): умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
Личностные(защита своей работы): умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
Владея учебными универсальными действиями, полученными в процессе исследовательской деятельности в начальной школе, ребята проявляют себя по различным предметам, показывают свои знания.
Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.