СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность как важнейший инструмент развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее время диктует новый темп развития и модернизации образовательного процесса. Наши дети отличаются от своих ровесников десяти- и пятнадцатилетней давности. Ребенок 21 века не имеет возможности брать опыт предыдущего поколения. Он – открывает этот новый мир самостоятельно. Из-за огромного количества информации существенно снижается мотивация к обучению. А задача учителя, единственно важная на сегодняшний день, – научить его учиться.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность как важнейший инструмент развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии»»

«Исследовательская деятельность как важнейший инструмент развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии»

Житниковская О.А., учитель биологии и химии, МБОУ ОЦ № 3 Майкопского района.


"Плохой учитель преподносит истину, 
хороший - учит её находить"
А. Дистервег

Настоящее время диктует новый темп развития и модернизации образовательного процесса. Наши дети отличаются от своих ровесников десяти- и пятнадцатилетней давности. Ребенок 21 века не имеет возможности брать опыт предыдущего поколения. Он – открывает этот новый мир самостоятельно. Из-за огромного количества информации существенно снижается мотивация к обучению. А задача учителя, единственно важная на сегодняшний день, – научить его учиться.

Именно поэтому нам необходимо уделять внимание практико-ориентированным заданиям, метапредметным знаниям, функциональной грамотности и исследовательской деятельности обучающихся.

Главным остается умение ставить вопросы, выявлять проблему, обозначать цели и задачи, находить креативные и нестандартные способы их решения.

Биология, как и предметы естественнонаучного цикла, – это предмет, который невозможен без практической деятельности учащихся. Лабораторные практикумы, эксперименты, экскурсии позволяют погружаться в учебный процесс с интересом и увлеченностью.

Задача учителя – заинтересовать, постороить урок таким образом, чтобы ученик ушел с него думающим, размышляющим над поставленной проблемой.

В рамках модернизации образования в настоящее время работает федеральная программа «Современная школа». Национальный проект «Образование» позволил всем детям школьного возраста обучаться с использованием передовых технологий. Открыты и функционируют «Точки роста». Благодаря качественному современному оборудованию у учителей есть возможность проводить исследовательскую деятельность на новом уровне.

Давайте раскроем понятие «исследовательская деятельность» и выясним, как она влияет на развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность, по мнению выдающегося отечественного психолога А. Н. Леонтьева, представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

От рождения каждый человек – исследователь. Мы с большим интересом открываем тайны и загадки окружающего мира. У детей развиты любопытсво, активность, поведение исследователя. Именно эти качества когда-то нашим предкам позволили выжить и передавать полученные знания и навыки потомкам.

Исследовательская деятельность позволяет формировать поисковые навыки, развивает познавательный интерес к изучению биологии. При этом развивается исследовательское мышление, креативность и адаптация к современному миру.

Если провести обзор и анализ методической литературы, то можно увидеть, что многие педагоги уравнивают понятия «исследовательская активность» и «исследовательская деятельность», которые обусловливают «исследовательское поведение» обучающихся. Таким образом выстраивается модель учащихся, характеризующихся наличием исследовательского поведения и активности для выполнения исследовательской деятельности при формировании исследовательского мышления и креативности.

Цель исследовательской деятельности - самостоятельное получение новых знаний об окружающем мире.

Для успешности проведения учебно-исследовательской работы необходимо провести следующие действия:

  • постановка проблемы;

  • выработка гипотезы;

  • проведение наблюдения, сравнения, эксперимента;

  • анализ полученных данных;

  • формулировка вывода, определения, подтверждение или опровержение гипотезы.

Сформированность исследовательских способностей и навыков исследовательской работы необходимы любому человеку для успешного обучения и дальнейшей самореализации.

Использовать исследования можно практически на каждом уроке, при этом некоторые из них могут перейти в проекты долгосрочной реализации. Для каждого возраста необходимо выбирать форму, время исследования, уровень сложности, кратковременность или долгосрочность, ориентируясь на конкретные педагогические задачи, но при этом в любом случае важно соблюдение определённой логической последовательности в ходе самого исследования.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для раскрытия её педагогического и развивающего потенциала, по мнению Е. В. Тягловой, должна опираться на ряд принципов:

- принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);

- принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);

- принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);

- принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);

- принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);

- принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).

Говоря об относительной новизне результатов учебно-исследовательских работ, следует, все же, соблюдать некую грань – принцип доступности информации. В соответствии с этим принципом воспроизведение известных опытов, без изменения цели и методики их проведения, исследованием считаться не будет.

В зарубежной педагогике принципы заменяются требованиями, которые также направлены на эффективное функционирование механизма исследовательского обучения (Драйвер Р., Белл Б., Крейзберг П. и др.):

    1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.

    2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

    3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

    4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряжённой обстановке, особенно путём обсуждений в малых группах.

    5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение».

Выделяют три основных условия эффективности исследовательской деятельности:

    1. Добровольное желание в проведении исследования, как учителем, так и учеником.

    2. Возможность провести исследование, сформированность определённых компетентностей, соответствующих заданной в исследовании тематике.

    3. Получение продукта исследования в виде инфографики или модели.

Организацию исследовательской деятельности можно провести в виде коллективных, индивидуальных и групповых работ по предмету, или используя межпредметную направленность.

Мы живем в удивительном регионе. Республика Адыгея славится красотой и уникальностью природы. Учителям Майкопского района можно проводить исследовательскую деятельность на открытой местности, в школьном дворе, или в окрестностях населенного пункта. Здесь, прямо под ногами, можно открывать тайны и загадки истории, изучать реликтовые растения, находить причины наличия большого количества эндемиков.

Но и простую лабораторную работу можно превратить в увлекательное исследование.

Задача каждого учителя научить обучающихся ставить цель и определять шаги её достижения. Умение использовать различные способы изучения биологических объектов, проводить эксперименты, наблюдать процессы, фиксировать полученные данные.

Исследовательская деятельность учащихся помогает добыть новые знания и сформировывать определённые умения и навыки через самостоятельную работу, творческий подход к обучению, что помогает запомнить и понять изучаемый материал, развивая познавательный интерес к предмету в целом.

Таким образом, использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время позволяет сформировать конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности, а также может иметь профориентационную направленность. Это позволяет достигать успешности обучения, формировать у обучающихся, собственного успеха, лидерских и дипломатических качеств. Это позволяет создать высокий эмоциональный подъем, условия для повышения интереса к изучению как биологии, так и предметов других дисциплин, с которыми удастся провести межпредметные связи.