«Исследовательская деятельность как важнейший инструмент развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии»
Житниковская О.А., учитель биологии и химии, МБОУ ОЦ № 3 Майкопского района.
"Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить"
А. Дистервег
Настоящее время диктует новый темп развития и модернизации образовательного процесса. Наши дети отличаются от своих ровесников десяти- и пятнадцатилетней давности. Ребенок 21 века не имеет возможности брать опыт предыдущего поколения. Он – открывает этот новый мир самостоятельно. Из-за огромного количества информации существенно снижается мотивация к обучению. А задача учителя, единственно важная на сегодняшний день, – научить его учиться.
Именно поэтому нам необходимо уделять внимание практико-ориентированным заданиям, метапредметным знаниям, функциональной грамотности и исследовательской деятельности обучающихся.
Главным остается умение ставить вопросы, выявлять проблему, обозначать цели и задачи, находить креативные и нестандартные способы их решения.
Биология, как и предметы естественнонаучного цикла, – это предмет, который невозможен без практической деятельности учащихся. Лабораторные практикумы, эксперименты, экскурсии позволяют погружаться в учебный процесс с интересом и увлеченностью.
Задача учителя – заинтересовать, постороить урок таким образом, чтобы ученик ушел с него думающим, размышляющим над поставленной проблемой.
В рамках модернизации образования в настоящее время работает федеральная программа «Современная школа». Национальный проект «Образование» позволил всем детям школьного возраста обучаться с использованием передовых технологий. Открыты и функционируют «Точки роста». Благодаря качественному современному оборудованию у учителей есть возможность проводить исследовательскую деятельность на новом уровне.
Давайте раскроем понятие «исследовательская деятельность» и выясним, как она влияет на развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность, по мнению выдающегося отечественного психолога А. Н. Леонтьева, представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.
От рождения каждый человек – исследователь. Мы с большим интересом открываем тайны и загадки окружающего мира. У детей развиты любопытсво, активность, поведение исследователя. Именно эти качества когда-то нашим предкам позволили выжить и передавать полученные знания и навыки потомкам.
Исследовательская деятельность позволяет формировать поисковые навыки, развивает познавательный интерес к изучению биологии. При этом развивается исследовательское мышление, креативность и адаптация к современному миру.
Если провести обзор и анализ методической литературы, то можно увидеть, что многие педагоги уравнивают понятия «исследовательская активность» и «исследовательская деятельность», которые обусловливают «исследовательское поведение» обучающихся. Таким образом выстраивается модель учащихся, характеризующихся наличием исследовательского поведения и активности для выполнения исследовательской деятельности при формировании исследовательского мышления и креативности.
Цель исследовательской деятельности - самостоятельное получение новых знаний об окружающем мире.
Для успешности проведения учебно-исследовательской работы необходимо провести следующие действия:
постановка проблемы;
выработка гипотезы;
проведение наблюдения, сравнения, эксперимента;
анализ полученных данных;
формулировка вывода, определения, подтверждение или опровержение гипотезы.
Сформированность исследовательских способностей и навыков исследовательской работы необходимы любому человеку для успешного обучения и дальнейшей самореализации.
Использовать исследования можно практически на каждом уроке, при этом некоторые из них могут перейти в проекты долгосрочной реализации. Для каждого возраста необходимо выбирать форму, время исследования, уровень сложности, кратковременность или долгосрочность, ориентируясь на конкретные педагогические задачи, но при этом в любом случае важно соблюдение определённой логической последовательности в ходе самого исследования.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для раскрытия её педагогического и развивающего потенциала, по мнению Е. В. Тягловой, должна опираться на ряд принципов:
- принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
- принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
- принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
- принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);
- принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
- принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).
Говоря об относительной новизне результатов учебно-исследовательских работ, следует, все же, соблюдать некую грань – принцип доступности информации. В соответствии с этим принципом воспроизведение известных опытов, без изменения цели и методики их проведения, исследованием считаться не будет.
В зарубежной педагогике принципы заменяются требованиями, которые также направлены на эффективное функционирование механизма исследовательского обучения (Драйвер Р., Белл Б., Крейзберг П. и др.):
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряжённой обстановке, особенно путём обсуждений в малых группах.
Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение».
Выделяют три основных условия эффективности исследовательской деятельности:
Добровольное желание в проведении исследования, как учителем, так и учеником.
Возможность провести исследование, сформированность определённых компетентностей, соответствующих заданной в исследовании тематике.
Получение продукта исследования в виде инфографики или модели.
Организацию исследовательской деятельности можно провести в виде коллективных, индивидуальных и групповых работ по предмету, или используя межпредметную направленность.
Мы живем в удивительном регионе. Республика Адыгея славится красотой и уникальностью природы. Учителям Майкопского района можно проводить исследовательскую деятельность на открытой местности, в школьном дворе, или в окрестностях населенного пункта. Здесь, прямо под ногами, можно открывать тайны и загадки истории, изучать реликтовые растения, находить причины наличия большого количества эндемиков.
Но и простую лабораторную работу можно превратить в увлекательное исследование.
Задача каждого учителя научить обучающихся ставить цель и определять шаги её достижения. Умение использовать различные способы изучения биологических объектов, проводить эксперименты, наблюдать процессы, фиксировать полученные данные.
Исследовательская деятельность учащихся помогает добыть новые знания и сформировывать определённые умения и навыки через самостоятельную работу, творческий подход к обучению, что помогает запомнить и понять изучаемый материал, развивая познавательный интерес к предмету в целом.
Таким образом, использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время позволяет сформировать конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности, а также может иметь профориентационную направленность. Это позволяет достигать успешности обучения, формировать у обучающихся, собственного успеха, лидерских и дипломатических качеств. Это позволяет создать высокий эмоциональный подъем, условия для повышения интереса к изучению как биологии, так и предметов других дисциплин, с которыми удастся провести межпредметные связи.