Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность педагога»
Исследовательская деятельность педагога
Исследовательская деятельность педагога
ТРИ ПУТИ ВЕДУТ К ЗНАНИЮ:
- путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. Кун-фу-цзы
Педагогическое исследование
- Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о принципах, закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании и технологиях.
Элементы исследовательского поиска:
- выработка стратегии
- определение тактики
- проведение диагностики
- оценивание работы
- корректировка собственной деятельности
Направления педагогического исследования
- Методический поиск (методика преподавания);
- Педагогическое (общие проблемы образовательного процесса);
- Социально-педагогическое (как часть социальной сферы);
- Психолого-педагогическое (личностное развитие обучающихся);
- Образовательно-валеологическое (проблемы здоровьесбережения);
- Педагогическая культурология (культуротворчество в образовании).
Структура процесса исследования
1. Подготовительный этап:
- Осознание практических затруднений, предварительной изучение литературы (выбор сферы будущего исследования).
- Обоснование темы и проблемы.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Формирование целей и задач исследования.
- Установление исходных фактов и теоретических положений.
- Определение потребного результата, прогнозирование будущего.
- Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы.
- Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы (последовательность условий).
- Разработка инструментария (анкеты, опросники, тесты и т.д.).
- Разработка (выбор) носителей
нововведения (программ, пособий, др).
- Определение критериев
успешности и факторов риска.
2. Этап исходной диагностики, сбора информации:
- Сбор информации: тестирование, опрос, анкетирование, изучение документации, наблюдение, экспертная оценка.
- Поиск и изучение опыта по проблеме.
- Изучение истории и теории вопроса.
3. Этап моделирования и проектирования:
- Выполнение модели существующего объекта (описание на текущий момент),
- Разработка модели потребности состояния объекта (прогноз и проект),
- Разработка программы преобразования существующей
модели в модель потребности.
4. Этап опытно-экспериментальной работы:
- Пробный (пилотажный) эксперимент.
- Преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта).
- Промежуточное отслеживание результатов.
- Корректировка моделей и программ, завершение эксперимента (опыта).
5 . Итоговая диагностика
- Диагностические срезы (наблюдения, опросы, тестирования, проверочные работы и т.д.).
- Установление результатов по намеченным на этапе 1.
- Формирование выводов, ответов на поставленные задачи, результаты проверки гипотезы.
6 . Завершающий этап:
- Рекомендация для внедрения в практику работы.
- Пропаганда и распространение результатов (обобщение опыта работы).
- Корректировка выводов и результатов (ежегодное планирование).
- Представление итогов
и процедура защиты.
Критерии и параметры профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью
Сформированность профессиональной компетентности
- Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения.
- Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении.
- Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения.
- Осознал исходную проблему практики образования.
- Мотивационно-ценностный компонент
- Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии.
- Освоил соответствующую терминологию.
- Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.
- Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете.
- Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава).
- Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.
- Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.
- Организационно- управленческий компонент
- Владеет соответствующей терминологией: планирование, контроль, учет.
- Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий.
- Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах.
- Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период.
- Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях.
- Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований.
- Исследовательско-рефлексивный компонент
- Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования.
- Умеет организовать рефлексию собственной деятельности.
- Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов).
- Умение проводить эмпирические исследования
- Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия.
- Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу.
- Умеет создать проект исследовательской деятельности.
- Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками).
(в рамках
исследовательско-рефлексивного компонента)
- Умеет оформлять результаты и продукты исследований.
- Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений).
- Умеет оформить свои мысли в письменный текст.
- Коммуника-тивный компонент
- Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному.
- Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).
- Умеет организовать качественную коммуникацию.
Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает )
- Освоение основ методологии
- Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже).
- Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения. Освоил основные методологические схемы.
- Освоил основные понятия современной дидактики.
- Обучение.
- Структуры общения.
- Формы организации процесса обучения.
- Способы обучения.
- Принципы обучения.
- Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала.
- Освоил особенности организации учебных занятий.
- Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия.
- Освоил и применяет различные методики работы.