СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность педагога»

  Исследовательская  деятельность педагога   Исследовательская  деятельность педагога

Исследовательская деятельность педагога

Исследовательская деятельность педагога

ТРИ ПУТИ ВЕДУТ К ЗНАНИЮ: путь размышления    – это путь самый благородный,  путь подражания    – это путь самый легкий,  и путь опыта    – это путь самый горький.           Кун-фу-цзы

ТРИ ПУТИ ВЕДУТ К ЗНАНИЮ:

  • путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. Кун-фу-цзы
         Педагогическое исследование   Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о принципах, закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании и технологиях.

Педагогическое исследование

  • Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о принципах, закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании и технологиях.
             Элементы исследовательского поиска:    выработка стратегии  определение тактики  проведение диагностики  оценивание работы  корректировка собственной деятельности

Элементы исследовательского поиска:

  • выработка стратегии
  • определение тактики
  • проведение диагностики
  • оценивание работы
  • корректировка собственной деятельности
  Направления педагогического исследования   Методический поиск (методика преподавания); Педагогическое (общие проблемы образовательного процесса); Социально-педагогическое (как часть социальной сферы); Психолого-педагогическое (личностное развитие обучающихся); Образовательно-валеологическое (проблемы здоровьесбережения); Педагогическая культурология (культуротворчество в образовании).  

Направления педагогического исследования

  • Методический поиск (методика преподавания);
  • Педагогическое (общие проблемы образовательного процесса);
  • Социально-педагогическое (как часть социальной сферы);
  • Психолого-педагогическое (личностное развитие обучающихся);
  • Образовательно-валеологическое (проблемы здоровьесбережения);
  • Педагогическая культурология (культуротворчество в образовании).  
 Структура процесса исследования   1.     Подготовительный этап:          Осознание практических затруднений, предварительной изучение литературы (выбор сферы будущего исследования).         Обоснование темы и проблемы.          Определение объекта и предмета исследования.         Формирование целей и задач исследования.         Установление исходных фактов и теоретических положений.        

Структура процесса исследования

1.     Подготовительный этап:

  •          Осознание практических затруднений, предварительной изучение литературы (выбор сферы будущего исследования).
  •         Обоснование темы и проблемы.
  •          Определение объекта и предмета исследования.
  •         Формирование целей и задач исследования.
  •         Установление исходных фактов и теоретических положений.

       

- Определение потребного результата, прогнозирование будущего. -         Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы. -         Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы (последовательность условий). -         Разработка инструментария (анкеты, опросники, тесты и т.д.). -         Разработка (выбор) носителей нововведения (программ, пособий, др). -         Определение критериев успешности и факторов риска.

- Определение потребного результата, прогнозирование будущего.

-         Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы.

-         Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы (последовательность условий).

-         Разработка инструментария (анкеты, опросники, тесты и т.д.).

-         Разработка (выбор) носителей

нововведения (программ, пособий, др).

-         Определение критериев

успешности и факторов риска.

  2. Этап исходной диагностики, сбора информации:         Сбор информации: тестирование, опрос, анкетирование, изучение документации, наблюдение, экспертная оценка.  Поиск и изучение опыта по проблеме.       Изучение истории и теории вопроса.

2. Этап исходной диагностики, сбора информации:

  •       Сбор информации: тестирование, опрос, анкетирование, изучение документации, наблюдение, экспертная оценка.
  • Поиск и изучение опыта по проблеме.
  •       Изучение истории и теории вопроса.

 3.  Этап моделирования и проектирования:           Выполнение модели существующего объекта (описание на текущий момент),         Разработка модели потребности состояния объекта (прогноз и проект),        Разработка программы преобразования существующей модели в модель потребности.

3.  Этап моделирования и проектирования:

  •         Выполнение модели существующего объекта (описание на текущий момент),
  •         Разработка модели потребности состояния объекта (прогноз и проект),
  •        Разработка программы преобразования существующей

модели в модель потребности.

 4.   Этап опытно-экспериментальной работы:           Пробный (пилотажный) эксперимент.         Преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта).         Промежуточное отслеживание результатов.         Корректировка моделей и программ, завершение эксперимента (опыта).

4.  Этап опытно-экспериментальной работы:

  •         Пробный (пилотажный) эксперимент.
  •         Преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта).
  •         Промежуточное отслеживание результатов.
  •         Корректировка моделей и программ, завершение эксперимента (опыта).
 5 .  Итоговая диагностика           Диагностические срезы (наблюдения, опросы, тестирования, проверочные работы и т.д.).         Установление результатов по намеченным на этапе 1.         Формирование выводов, ответов на поставленные задачи, результаты проверки гипотезы.

5 Итоговая диагностика

  •         Диагностические срезы (наблюдения, опросы, тестирования, проверочные работы и т.д.).
  •         Установление результатов по намеченным на этапе 1.
  •         Формирование выводов, ответов на поставленные задачи, результаты проверки гипотезы.
 6 .  Завершающий этап:            Рекомендация для внедрения в практику работы.         Пропаганда и распространение результатов (обобщение опыта работы).         Корректировка выводов и результатов (ежегодное планирование).         Представление итогов  и процедура защиты.

6 Завершающий этап:

  •          Рекомендация для внедрения в практику работы.
  •         Пропаганда и распространение результатов (обобщение опыта работы).
  •         Корректировка выводов и результатов (ежегодное планирование).
  •         Представление итогов

и процедура защиты.

Критерии и параметры профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью

Критерии и параметры профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью

Сформированность профессиональной компетентности Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения. Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении. Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения. Осознал исходную проблему практики образования. Мотивационно-ценностный компонент

Сформированность профессиональной компетентности

  • Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения.
  • Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении.
  • Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения.
  • Осознал исходную проблему практики образования.
  • Мотивационно-ценностный компонент
Методический компонент Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии. Освоил соответствующую терминологию. Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.
  • Методический компонент
  • Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии.
  • Освоил соответствующую терминологию.
  • Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.
Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете. Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава). Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся. Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.
  • Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете.
  • Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава).
  • Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.
  • Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.
Организационно- управленческий компонент Владеет соответствующей терминологией: планирование, контроль, учет. Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий. Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах. Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период. Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях. Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований.
  • Организационно- управленческий компонент
  • Владеет соответствующей терминологией: планирование, контроль, учет.
  • Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий.
  • Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах.
  • Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период.
  • Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях.
  • Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований.
Исследовательско-рефлексивный компонент Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования. Умеет организовать рефлексию собственной деятельности. Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов).
  • Исследовательско-рефлексивный компонент
  • Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования.
  • Умеет организовать рефлексию собственной деятельности.
  • Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов).
Умение проводить эмпирические исследования Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия. Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу. Умеет создать проект исследовательской деятельности. Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками). (в рамках исследовательско-рефлексивного компонента)
  • Умение проводить эмпирические исследования
  • Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия.
  • Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу.
  • Умеет создать проект исследовательской деятельности.
  • Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками).

(в рамках

исследовательско-рефлексивного компонента)

Умеет оформлять результаты и продукты исследований. Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений). Умеет оформить свои мысли в письменный текст.
  • Умеет оформлять результаты и продукты исследований.
  • Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений).
  • Умеет оформить свои мысли в письменный текст.
Коммуника-тивный компонент Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному. Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). Умеет организовать качественную коммуникацию.
  • Коммуника-тивный компонент
  • Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному.
  • Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).
  • Умеет организовать качественную коммуникацию.
Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает ) Освоение основ методологии Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже). Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения.  Освоил основные методологические схемы.

Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает )

  • Освоение основ методологии
  • Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже).
  • Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения. Освоил основные методологические схемы.
Освоил основные понятия современной дидактики. Обучение. Структуры общения. Формы организации процесса обучения. Способы обучения. Принципы обучения. Освоение основ теории
  • Освоил основные понятия современной дидактики.
  • Обучение.
  • Структуры общения.
  • Формы организации процесса обучения.
  • Способы обучения.
  • Принципы обучения.
  • Освоение основ теории
Освоение технологии Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала. Освоил особенности организации учебных занятий. Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия. Освоил и применяет различные методики работы.
  • Освоение технологии
  • Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала.
  • Освоил особенности организации учебных занятий.
  • Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия.
  • Освоил и применяет различные методики работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!