Проектно-исследовательская деятельность педагога,
как средство реализации ФГОС.
Методическая разработка.
Автор: Поманисочко Л.В.
« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»
Роджер Левин
(антрополог, ученый )
Педагоги-психологи утверждают,
что учащиеся усваивают
- 10% от того, что они читают; - 26% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 50% от того, что они видят и слышат; - 70% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что основано на личном опыте; - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; - 95% от того, чему они обучаются сами.
«Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне и, может быть, я запомню;
Но вовлеки меня, и я пойму»
(Конфуций , VI век до н.э. )
- ФГОС среднего (полного) общего образования ставит главной задачей развитие личности ученика.
- ФГОС законодательно закрепил переход к целевым задачам в школьном образовании.
- Главная задача - переход от присвоения обучающимися готового знания к умению добывать и эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Знания выступают в качестве ориентировочной основы для деятельности .
Планируемые результаты деятельности (по новому ФГОС):
- метапредметные результаты – освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Инструментом достижения данных результатов являются
универсальные учебные действия (УУД) :
- Личностные;
- Регулятивные ;
- Познавательные исследовательские действия;
- Коммуникативные действия.
Основным методом формирования УУД является
системно - деятельностный подход.
Одним из методов реализации системно - деятельностного подхода является проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная деятельность.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельност и.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая:
- Выделение целей и задач;
- Выделение принципов отбора методик;
- Планирование хода исследования;
- Определение ожидаемых результатов;
- Оценка реализуемости исследования; Определение необходимых ресурсов.
- Оценка реализуемости исследования;
- Определение необходимых ресурсов.
Проектно-исследовательская деятельность – это
образовательная технология , предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Главной целью проектно-исследовательской деятельности является развитие личност и :
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности ;
- развитие способности к исследовательскому типу мышления;
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
- Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формировани е навыков сбора и обработки информации, материалов ( уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Учебный проект или исследование
с точки зрения обучающегося :
- возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи , когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование
с точки зрения учителя
- интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания , которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Проектно – исследовательский метод
позволяет учить:
- проблематизации;
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования;
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
У чителю нужно знать:
- Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
- Как разработать учебный проект или исследование?
- Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
- Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
- С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?
В процессе организации проектно – исследовательской деятельности учащихся реализуются триединые задачи образовательного процесса:
Образовательные — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
В процессе проектно-исследовательской деятельности формируются следующие умения:
1 . Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу;
- умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умения самостоятельно генерировать идеи, т.е.изобретать способ действия, привлекая знания их различных областей;
- умения самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение запросить информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3 . Навыки оценочной самостоятельности.
4 . Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы...;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6 . Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности во время выступления;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Планируемые метапредметные результаты по освоению проектно-исследовательских навыков:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
Планируемый результат (продукт) проектно-исследовательской деятельности:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Типология
проектно-исследовательских работ.
Типологические признаки:
- Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево - игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Типология
по доминирующему в проекте методу:
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие, игровые;
- информационные проекты;
- практико-ориентированные.
Типология по характеру координации:
- с открытой, явной координацией;
Типология по характеру контактов:
- внутренними или региональными (т.е. в пределах одной страны);
- международными (участники проекта являются представителями разных стран).
Типология по количеству участников:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
Типология
по продолжительности проведения:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проблемы при организации проектно - исследовательской деятельности:
- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;
- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
- учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;
- исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у учащихся формирование творческих способностей.
Основные этапы
проектно – исследовательской деятельности:
- Постановка проблемы.
- Определение целей и задач исследования.
- Выработка гипотезы.
- Разработка методики проведения исследования.
- Сбор и систематизация полученной информации.
- Анализ и обобщение полученных данных.
- Подготовка отчета.
- Презентация и защита результатов проектно-исследовательской деятельности.
- Обсуждение хода и полученных результатов работы.
Каждому этапу
проектно – исследовательской деятельности учащихся соответствуют специфические:
- Виды и показатели проектно - исследовательских умений;
- Средства формирования и развития (методики);
- Исследовательская деятельность учащихся;
- Управляющая деятельность учителя.
Например:
Этапы работы
Постановка проблемы.
Виды и показатели проектно - исследовательских умений;
Умение определять проблему:
Средства формирования и развития (методики);
анализировать факты, явления;
Методы эвристического обучения: эмпатии, смыслового и образного видения, эвристических вопросов, наблюдения, сравнения, умения проводить анализ и синтез имеющихся данных.
Исследовательская деятельность учащихся;
обнаруживать неполноту имеющихся знаний; видеть несоответствия в имеющихся данных; видеть противоречия в деятельности, подходах, фактах; ставить вопросы по существу проблемы; видеть противоречия и формулировать проблему
Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы
Управляющая деятельность учителя.
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций.
Выводы.
- Проектно - исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
- Проектно - исследовательская деятельность имеет своей целью подготовку конкурентоспособной, социально ориентированной личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенство -ванию.
- Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
- Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество.
Наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои открытия.
Спасибо за внимание!