Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» Фрунзенского района г. Саратова |
410071,г. Саратов, ул. Шелковичная, 224. Электронная почта:dou221@bk.ru. Тел. (8452) 56-36-65
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» ___________ Курицына Т.П. |
Исследовательская деятельность
по ОО «Познавательное развитие»
на тему: «Секреты комнатных растений»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: первой квалификационной категории Саютина Наталья Алексеевна |
2021 г.
Участники исследования - дети, родители.
Тип исследования - практико-ориентированный, краткосрочный.
Осенью традиционно мы пересаживаем комнатные растения, дети принимают активное участие в процессе. В ходе работы ребята стали меня расспрашивать «А почему, у этого цветка листья красные, а у того светло-зелёные, «А как называется этот цветок, «А у меня тоже дома есть такой».
Так возникла идея исследования.
Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса.
Что дети знают
1. Растения очищают воздух дома.
2. Многообразие комнатных цветов.
3. Растениям нужен свет и вода
Что хотят узнать
1. Как правильно посадить и ухаживать.
2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.
3. Как размножаются.
Где можно узнать?
1. В энциклопедии.
2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4 В интернете
Цель:
1. Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
2. Активное сотрудничество родителей в процесс работы.
3. Расширение зеленого уголка в группе детского сада.
Задачи :
Образовательные.
- способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях;
-способствовать сформированию представлений о значимости комнатных цветов;
- развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
Воспитательные
- воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материальные.
- улучшение экологической среды группы, объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
Формы и методы работы.
Центр книги - встреча с работниками детской библиотеки, составление рассказов о комнатном растении с участием родителей.
Центр науки - посадка ростков комнатных растений.
Центр движения - Игры «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Угадай по описанию», «Чего не стало?», «Опиши, я отгадаю».
Центр искусства - выставка творческих работ детей; фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Данная исследовательская работа помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации деятельности, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы работы хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Условия эффективной реализации.
1. Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
2. Ребята узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада рыхление, полив, прополка) .
Исследование включает три основных этапа.
1-й — подготовительный : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Ресурсы проекта.
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
2. Уголок природы в группе.
4. Опытнические зоны в группе.
5. Высокий профессиональный уровень педагога по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.
6. Детская библиотека
7. Видеотека с собранием дисков познавательного материала.
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Не всегда воспитатель может организовать и руководить детскими
исследованиями на высоком методическом уровне.
4. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала
План действий по реализации исследовательской деятельности.
Предупреждение рисков.
1. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.
3. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Секреты комнатных растений», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: сентябрь 2021 года.
В нашем детском саду есть дети и взрослые. Растут ли взрослые? А дети? Кто считает, что он растёт? Как это можно доказать? В ходе беседы мы делаем вывод о том, что дети в отличие от взрослых растут. Я предлагаю измерить свой рост в начале работы по проекту и по его окончанию, например, с помощью ростомера.
Во время пребывания детей в детском саду я обращаю внимание детей на то, что растения растут, меняются.
- А есть что-нибудь «растущее» в окружающем нас мире? Как узнать, что они растут? (выслушивает предположения детей). А как вырастают растения и как это происходит? Именно об этом нам и предстоит узнать, и в этом нам будут помогать родители. С детьми провела очень интересные исследования, посадили любимые цветы и наблюдали за ними.
Совместно с родителями в группе была создана лаборатория.
Предложила детям дома обсудить с родителями, какое комнатное растение они будут выращивать или хотели бы вырастить. Дети приносят из дома горшки, ростки цветков для посадки, рисунок будущего цветка. Дети в группе устраивают аукцион - продажу. В ходе аукциона дети обмениваются «покупками». В ходе аукциона «продавец» рекламирует свой товар.
В результате аукциона выяснилось, что дети мало знают про комнатные цветы, которые они принесли. В результате воспитатель проводит анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома?»
2 этап. Собственно исследовательский.
В результате анкетирования, выяснилось, что дети мало знают про комнатные растения у себя дома. Поэтому на 2 этапе работы мы поставили следующие задачи:
1. Поиск дополнительной информации про интересующий комнатный цветок (просмотр энциклопедии, экскурсия в библиотеку, интернет - сайт)
2. Посадка и уход за цветами в группе детского сада.
3. Презентация комнатного растения.
4. Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»
5. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ о комнатном растение.
6. Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
3 этап Обобщающий.
На данном этапе мы вместе с детьми подводим итоги своей работы. Дети презентуют презентацию «Секреты комнатных растений» для родителей, в которой рассказывается:
1. Интересная дополнительная информация
2. Загадки, которые сочинили сами дети в ходе проекта.
В ходе проведённого проекта дети заинтересовались комнатными растениями. Активно привлекли в работу родителей.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
3. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.
4. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
5. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
6. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
7. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.
8. Интернет - сайты