СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность по предмету "математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приводяться примеры организации исследовательской деятельности по предмету "математика". Влияние данной деятельности на развитие интереса к предмету и повышения качества знаний.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность по предмету "математика"»

Отчет о проведении исследовательской деятельности по предмету «математика»

Кривоносова Е.П.

Учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 2 г. Красноармейска Саратовской области»

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов главное в изучении любого предмета и любого вида школьной деятельности – это то, что учащиеся должны не просто приобретать знания по предмету, а у них должна сформироваться система умений по использованию этих знаний на практике. Формирование личности, которая способна использовать знания, умения и навыки, постоянно приобретаемые в течение жизни, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. То есть личности, которая легко ориентируется в огромном потоке информации, умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, личности, у которой сформирована целостная картина мира. Именно такая личность сможет разобраться в сложившейся ситуации нашего общества, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию. Личность, которая сможет принимать решения и отвечать за них, легко адаптируется в любом социуме и конечно же хорошо владеющая современными информационными технологиями. Степень раскрытия творческих способностей, умение работать с информацией, коммуникативные компетенции, общеучебные умения напрямую зависят от выбора системы работы, которую выстраивает учитель на уроке и во внеклассной деятельности. На мой взгляд, этим требованиям наилучшим образом отвечает исследовательская деятельность, которая способствует развитию способности к самостоятельному познанию. В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

В методической литературе можно встретить много различных точек зрения о том, что такое исследовательская деятельность учащегося, а так же какое значение она имеет для обучающихся. Обобщив все точки зрения можно выделить главную цель учебного исследования. Она состоит в том, чтобы каждый учащийся в процессе проведения любого исследования учился самостоятельно получать знания, приобрел навыки работы с большими объёмами информации и выделения из неё того, что является значимым для него.

Так же при выполнении исследования учащийся самоутверждается в ученическом коллективе, понимает значимость творчества в различных предметных областях. У него происходит формирование и развитие творческих способностей, умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений. Учащийся учится получать знания самостоятельно, проявлять свою индивидуальность, нести ответственность за свои поступки, решения и действия. У ученика развиваются коммуникативные умения и навыки. Они учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе.

Задания исследовательского характера могут увлечь практически любого ребенка. Но на разных ступенях обучения исследовательская деятельность должна проводиться по-разному.

В 5-6 классах – это привитие интереса к предмету.

В нашей школе преподавание математики в этих классах ведется по учебникам М.И. Башмакова. По данной программе предусматривается ведение кружка, занятия для которого прописаны в учебнике. Занятия математического кружка являются неотъемлемой частью учебного процесса и естественно влияют на улучшение результатов в выполнении требований ФГОС. Занятия кружка составлены в соответствии с изучаемыми темами программы; проводиться они могут как в урочное, так и во внеурочное время. Основу содержания занятий составляют материалы таких рубрик учебника как «Исторические беседы», «Математический кружок», «Тест», «Страничка Кенгуру», «Исследование». Исторические беседы могут быть все представлены как исследования дополнительной литературы. Поэтому практически каждое занятие кружка - это мини-исследование. Учащиеся 5-6 классов еще затрудняются в выборе тем для исследований. Программа кружка дает такое многообразие тем.

В 5 классе можно проводить мини-исследования по таким темам как «Двоичная система», «Замечательные произведения», «Разрезания и складывание фигур», «Признаки делимости», « Десятичные дроби», «Теорема Пика».

А также исторические беседы: «В мире цифр»; «Вычислительные машины»; «Евклид»; «Три классические проблемы»; «Галилей»; «Одна десятая- La Disme»; «Что есть арифметика»; «Теория чисел»; «Простые числа»; «Совершенные числа»; «Старинные меры длины».

В 6 классе проводятся исследования по темам «Движение», « Задача Тартальи», «Ряды Фарея».

Исторические беседы: «Отрицательные числа», «Отрицательные числа», «Платоновы тела», «Длинная дорога чисел».

А так же такая рубрика как «Заглянем вперед», которая мотивирует учащихся к самостоятельному изучению материала, который будет изучаться в следующих классах. Приведу пример некоторых из них: «Сложение чисел с помощью векторов»; « Конические сечения»; « Подобие фигур»; «Иррациональные числа».

Ребята с большим удовольствием изучают дополнительную литературу по данным темам. Многие подготавливают презентации для представления своих результатов.

В 8 - 11 классах - развитие познавательной активности и приобщение к научно-исследовательской деятельности.

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в 8 - 11 классах, можно заниматься такими формами исследовательской деятельности как: учебно-исследовательские сообщения; поиск материала в интернете; разработка научно-исследовательских работ.

При выполнении такой работы происходит формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающихся, специальных исследовательских умений и навыков.

Исследования бывают как индивидуальные, так и групповые. В моей работе преобладают индивидуальные. Это такие работы как: «Интернет-зависимость» Рогожиной Александры, которая заняла 2 место на муниципальной научно-практической конференции «К основам наук» в 2012 году и эта же работа заняла 3 место на Мартыновских чтениях в городе Петровске в этом же году; «Просто снежинка» Кривоносова Александра , 3 место на муниципальной научно-практической конференции «К основам наук» в 2015 году; «Шоколад-наркотик?» Ждановой Олеси, 3 место на муниципальной научно-практической конференции «К основам наук» в 2015 году.

В старших классах учащиеся самостоятельно определяют тему, которая им интересна, знакомятся с литературой, находят сведения в Интернете, проводят исследования, делают обобщения и выступают с сообщениями о результатах своей деятельности, создают презентации к избранным темам, выступают с докладами. Так тему исследовательской работы «Шоколад-наркотин?» Олеся, будучи выпускницей основной школы (готовясь к сдаче экзаменов), заинтересовалась вопросом о влиянии шоколада на работу головного мозга. Ей захотелось выяснить - действительно ли шоколад активизирует работу головного мозга, и какой марки шоколад это делает лучше. В старших классах у учащихся начинают формироваться навыки анализировать, систематизировать информацию, составлять схемы, таблицы, графики, создавать электронные презентации, защита которых предполагает выступление перед аудиторией, грамотное изложение своей мысли, умение отвечать на вопросы, ведение научной дискуссии. Таким образом, учащиеся становится исследователем, не только решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, помогает педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации

Литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. –М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-019046-6.

  2. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии./ Леонтович. А.В. - Народное образование. 1999. № 10.

  3. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей./ Разумовский В.Г.- М.: просвещение, 1975.

  4. Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября". http://festival.1september.ru/articles/581619/

  5. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников./ Коленченко Е.М. - http://festival.1september.ru/articles/569355/

  6. Исследовательская деятельность учащихся./ Составитель Николаева Н.Ю.- Северодвинск, ДЮЦ, 2004 г.

  7. «Учебно-исследовательская работа учащихся» (Методические рекомендации для учащихся и педагогов)./ Арцев М.Н.- Научно-практический журнал «Завуч» №6, 2005 г.

  8. «Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся”»/ Масленникова А.В.- Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2004 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!