Исследовательская деятельность учащихся на пришкольном
учебно-опытном участке
УОУ – это зеркало школы, показатель экономической, эстетической, нравственной и экологической культуры. В учебно-воспитательном процессе пришкольный участок играет немаловажную роль. Это и изучение биологических наук на наглядном материале, и трудовое воспитание, и профориентационная работа. А самое главное – дети получают незаменимые в будущем навыки ведения приусадебного хозяйства, ведь многие останутся жить в родном агрогородке. С точки зрения профориентации УОУ позволяет сделать более привлекательными непопулярные среди молодежи сельские профессии: агроном, овощевод и впервые знакомятся с модным направлением – ландшафтным дизайном.
Воспитательная эффективность во многом определяется целеустремленным разнообразием деятельности учащихся, где каждый может выбрать для себя дело по интересу: выращивать цветы или овощи, а может ухаживать за плодово-ягодными культурами.
А еще это база опытнической работы, это место, где дети учатся навыкам исследовательской деятельности. Здесь они познают растительные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием.
И еще одно важное назначение пришкольного участка – это основной источник овощей для школьной столовой. Овощи и зелень значительно удешевляют стоимость обедов и дают разнообразный рацион. Часть собранного урожая идет на продажу местному населению. Полученные деньги идут на покупку семян и на обновление садово-огородного инвентаря. Все это показывает детям как, можно в современное время зарабатывать деньги с помощью огорода. Ведь одним из направлений исследовательской деятельности – это агробизнес – образование.
Агробизнес – это сектор рыночной экономики, связанный с процессами сельскохозяйственного производства, хранение, распределение и обработки его продуктов. А также формирование у обучающихся предпринимательской компетенции, мотивации их на самореализацию в условиях села.
Пришкольный участок – главная достопримечательность села. Его площадь 0,5 га, вместе с садом. На этой площади располагаются 5 отделов:
1. Плодово- ягодный отдел
2. Цветочно- декоративный отдел
3. Отдел овощных культур
4. Дендрологический отдел
5. Защищенный грунт
Летнюю производственную практику проходят с 5-9 классы. В исследовательской работе участвуют ребята данных классов на всех отделах УОУ .
С чего начинается территория школы? С самого яркого, заманчивого, пестрого – цветочно-декоративного отдела. На этом участке проводятся различные опытно-исследовательские работы, например фенологические наблюдения. Цветочный отдел выбран не зря, ведь он богат многолетними растениями, на которых наиболее четко просматриваются сезонные изменения. Наблюдения начинаются с ранней весны, когда начинают просыпаться многолетние цветочные культуры: аквилегии, ирисы, флоксы и др. Следующие изменения происходят в конце весны начале лета. После цветения растения начинают сбрасывать семена. Для аквилегии, ирисов, тигровых лилий наступает состояние покоя. За то начинают цвести однолетники, которыми мы украшаем весь наш сад. Пестрота цветения продолжается до самых сильных заморозков до конца октября и начала ноября. Все наблюдения ребята заносят в дневники. Такой опыт закладывает дизайнерские навыки и чувство эстетики. В 2023 году учащиеся 7 класса провели опыт по теме: «Влияние стратификации семян колокольчика на всхожесть и продолжительность цветения». В процессе исследовательской деятельности было доказано опытным путем, что стратифицированные семена колокольчика дают дружные всходы, мало подвержены перепадам температур, устойчивы к заболеваниям и процесс цветения у растений, выращенных из таких семян на 2 дня дольше. Эту работу можно продолжить в старших классах с более серьезными темами: «Влияние азотных или органических подкормок на рост и бутонизацию растения» и тому подобное.
На самом большом участке – отделе овощных культур, ставим исследовательские опыты с 8-9 классами.
Одна из таких работ: «Выявление сортов свеклы наиболее пригодных для пришкольных участков». В этой работе дети выявляют наиболее выгодные сорта свеклы для посадки на пришкольных участках. Эти сорта дают хороший урожай, отличающийся вкусовыми качествами и оказываются экономически выгодными, т.е. имеют доступные цены, что немало важно при покупке в больших количествах. Эта работа ещё продолжается, т.к. для получения достоверных исследований необходимы результаты нескольких лет.
Еще одна объемная работа по теме: «Влияние пасынкования томатов на их урожайность и вкусовые качества». В этой работе ребята опытным путем доказали, что пасынкование не влияет на вкусовые качества, все зависит от сорта и агротехнических условий, также провели сортоиспытание томата «Петруша-огородник». При работе над данным исследованием по некоторым параметрам нам не удалось получить результаты за один год, поэтому над этой темой мы продолжаем работать еще два года.
Все навыки исследовательской работы, которую проводят ребята на учебно-опытном участке в школе, пригодятся им в будущем при ведении своего огорода, а также при проведении более серьезных исследований в высших учебных заведениях.
На пришкольном участке не применяются пестициды, очень мало используется минеральных удобрений. Необходимо показать детям, как надо разумно, не применяя химии, получать неплохие урожаи экологически чистой продукции.
Такие познания нужны детям, которые захотят связать свою жизнь с землей. Беларусь издревле занималась земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почетное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым.
Самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд – это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности у ребенка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение. Подобные работы, развивают детей, дают им массу положительных эмоций, помогают обрести широкий кругозор познания, и самое главное уметь формировать свою точку зрения, предполагать результат исследования и опытным путем его подтверждать или опровергать.
В заключение хочу привести слова В.П. Вахтерова, которые сегодня звучат актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания». Поэтому в нашей школе учитель биологии и химии Егор Викторович прививает школьникам вкус к исследованиям, вооружает их методами научно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации.