ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УРОЧНОМ И ВНЕУРОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жилина Татьяна Васильевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 198», г.Северск e-mail:[email protected]
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, характера деятельности. [2]
В развитии природной одаренности значительную роль играет школа, организующая учебное пространство обучающихся.
На уроках английского языка в общеобразовательной школе одаренным детям могут быть предложены ресурсные папки по учебным темам, содержащие дополнительный материал проблемного характера, задания – открытия, задания творческого характера для самостоятельной работы (составление интеллект – карт, творческое письмо).
Этим учащимся будет интересна работа с эвристическими, исследовательскими кейсами, предполагающими выделение проблемы на основе полученной информации, поиск путей ее решения, принятие и обоснование самостоятельного решения проблемы.
Также одаренные дети активны и успешны на уроках с проблемным изложением материала в поиске ответов на проблемные, эвристические вопросы, в эвристической беседе.
Для этих детей важны уроки-дискуссии, дебаты, способствующие развитию мыслительной деятельности с одной стороны, и формированию умений общения, взаимодействия, пониманию чужой точки зрения, с другой стороны.
Во внеурочном пространстве в настоящее время большой выбор викторин, олимпиад, конкурсов, online курсов, материалов для изучения английского языка. А проектная, исследовательская деятельность становятся приоритетными для одаренных детей.
Примером серьезного исследования, проведенного обучащейся 11 класса школы № 198 Легуто Екатерины в течение 2016-2017 учебного года, является проект «Кэтрин Мэнсфилд – английский Чехов». Данный проект был продолжением уроков английского языка и литературы в 10 классе, на которых обучающиеся знакомились с произведениями К.Мэнсфилд и А.П.Чехова.
Целью исследования был поиск ответа на вопрос, который до сих пор остается актуальным и обсуждаемым зарубежными литературоведами: считать ли писательницу простым плагиатором чеховских рассказов или же наследницей секретов искусства писателя, которая училась у Чехова, не подражая ему. Особенностью данного исследования было двуязычие: источники информации о К.Мэнсфилд изучались на английском языке, о Чехове – на русском.
В ходе исследования было проведено сравнение биографий писателей, переведен рассказ К.Мэнсфилд “Dill Pickle” на русский язык, проведен сравнительный анализ данного рассказа с поэтикой А.П.Чехова. Было установлено, что в творчестве К.Мэнсфилд и А.П.Чехова прослеживается единство тематики и художественных методов, что обусловлено сходством мировосприятия обоих писателей, их биографий. В результате исследования был сделан вывод о том, что К.Мэнсфилд можно назвать наследницей чеховского искусства в Англии.
Данное исследование получило высокую внешнюю оценку на конференции – конкурсе «Язык и культура зарубежных стран. Взгляд молодых исследователей» (г. Томск), на VIII Ежегодном Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» (г. Москва).
Исследовательская деятельность, объединяющая урочное и внеурочное пространство, обуславливает целостность восприятия, понимания, непрерывность процесса познания.
Исследовательская деятельность важна для развития одаренных детей, поскольку она направлена на удовлетворение их познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели.[1, с.14].
Литература
1. Исследовательская деятельность: словарь/ авт.- сост. Е.А.Шашенкова. – М.: УЦ «Перспектива». 2010 – 88с.
2. Энциклопедии & Словари. Психологическая энциклопедия. Одаренные дети. [ Электронный ресурс]: коллекция энциклопедий и словарей, 2009-2015 - URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Odarennye-Deti-16035/- Загл. с экрана. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО