СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность в условиях внедрения Концепции предметной области «Технология».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В данной статье описывается опыт работы по организации исследовательской деятельности на уроках технологии в  условиях внедрения Концепции предметной области «Технология». Организация исследовательской деятельности обучающихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ обучающихся свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузах и других учебных заведениях. Исследовательская деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, цель, задачи, метод и формы научного исследования, межпредметные связи, условия для развития навыков  исследовательской деятельности школьников, технология организации, алгоритм работы, компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в условиях внедрения Концепции предметной области «Технология».»


Исследовательская деятельность в условиях внедрения Концепции предметной области «Технология».

З.Б.Федурина

учитель технологии

МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия №4»

г.Чита

Аннотация: В данной статье описывается опыт работы по организации исследовательской деятельности на уроках технологии в условиях внедрения Концепции предметной области «Технология». Организация исследовательской деятельности обучающихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ обучающихся свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузах и других учебных заведениях. Исследовательская деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, цель, задачи, метод и формы научного исследования, межпредметные связи, условия для развития навыков исследовательской деятельности школьников, технология организации, алгоритм работы, компетенции.


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Согласно Концепции преподавания учебного предмета «Технология», утвержденной коллегией Министерства просвещения от 24 декабря 2018 года, предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных.

Одной из задач данной Концепции является формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании), а так же создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся с высокой мотивацией. [3]

Широко применяемый в настоящее время  метод проектов позволяет решить ряд исследовательских, творческих задач.  В процессе работы над проектом  на уроке «Технологии» обучающиеся большое внимание уделяют исследовательской деятельности, которая помогает повысить учебную мотивацию к предмету.

Обучение специальным знаниям, а так же развитие у обучающихся умений и навыков в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими когнитивными инструментами – залог успешности познавательной деятельности обучающихся. [4]

Вовлеченность обучаемого в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.[4]

Исследовательская деятельность обучающихся  — деятельность обучающихся, связанная с решением обучащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [5]

Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,

обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу

исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

 -  Исследовательская деятельность связана с решением обучащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

-  Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Одна из главных задач в исследовательской деятельности видеть проблему. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его». Многие ученые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить.

Стоит только столкнутся с проблемой, как мозг сразу начинает конструировать способы ее решения – изобретать гипотезу. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезу, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личностные качества, как решительность и смелость.      

 Научно-исследовательская работа делает обучающихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Очень важно учитывать, что процесс изучения основ научного исследования является постепенным, с учетом возрастных особенностей, целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры обучающихся. Для создания проблемных ситуаций используются различные дидактические инструменты: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебно-исследовательская деятельность детей в классе - создание проблемных ситуаций в классе, активация познавательной деятельности учащихся при поиске и решении сложных вопросов, требующих обновления знаний, гипотез.

Применимость метода научного исследования на любом материале и в любом школьном возрасте доказана.

Учебные занятия проводятся в процессе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, анализ проблемы текста, подготовка вопросов к обсуждению, опрос, творческая работа. Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки, как ученика, так и преподавателя. В этой совместной работе успех зависит от готовности каждого из ее участников. Естественно, основная доля ответственности ложится на руководителя работ, выполняющего в этом случае роль ведущего, более опытного участника [2].

Предмет «Технология» для меня и моих учеников - это экспериментальная креативная платформа, где, интегрируясь с другими предметами мы вместе достигаем результатов. Осуществление межпредметных связей способствует приобщению обучающихся к системному методу мышления, формированию системы научных знаний и мировоззрения, развитию умений обучающихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний обучающихся в процессе их постоянного применения при обучении разным предметам.

Для учителя очень важно создать условия для развития навыков исследовательской деятельности школьников на уроке «Технологии», таких как:

1. Творческая среда. Учитель старается превратить каждый урок в творческий процесс, для этого используется собственный жизненный опыт, литературу, интернет-ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту обучащихся.

3. Психологический комфорт. Учитель стараюсь создать психологическую обстановку в классе, чтобы каждый ребенок, независимо от его умственных способностей, чувствовал себя значимым в процессе исследования.

Технологию организации исследовательской деятельности на уроке «Технологии» условно можно разделить на три этапа.

1.Подготовительный этап

- Производиться набор детей и комплектование групп. Это могут быть группа исследователей, индивидуальная внеурочная деятельность;

- Происходит определение направления и сферы обучения путем презентации идей обучащихся в активной группе или индивидуальная постановка проблемы обучающего совместно с учителем;

- Производиться определение каналов получения информации по заданной проблеме.

Большую роль играет выбор темы.

- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необходимости.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

- Помогая ученику выбрать тему, учитель должен постараться сам быть компетентным в данном вопросе.

- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

2. Этап интенсивной работы

- Педагог осуществляет просветительскую деятельность, предоставляет обучающимся возможности для самостоятельного поиска необходимой информационно-справочной литературы;

- Осуществляется проведение теоретических и практических занятий по методологии исследовательской деятельности с целью активизации целенаправленного творчества обучающихся; ученик должен сформировать необходимые навыки и умения делать необходимые выводы, а также овладеть навыками дискуссии, умениями отстаивать свою точку зрения, выступать с сообщениями. На данном этапе прививаются навыки правильного оформления работ.

3. Этап презентации и оценивания

Обучающийся защищает свою работу, а специалисты оценивают. Это может быть участие в конференциях, олимпиадах различного уровня.

Важно прививать обучающимся следующий алгоритм работы над каким-либо исследованием:

- выбери тему, интересную и актуальную для социума и самого себя, задай конкретный вопрос, определи проблему;

- изучи публикации;

- выдвини научную гипотезу, оцени возможные пути решения проблемы;

- проведи эксперимент, оцени свою гипотезу, собери данные и проведи их анализ. В виде эксперимента возможно создание модели изделия;

- оцени результаты своих исследований и сделай соответствующие выводы;

- подготовь доклад на основании сделанных выводов и работы. [4]

Во время над научно-исследовательской работой в предметной области «Технология» мною никогда не предлагаются готовые варианты тем для работ. Часто при выборе темы обучающиеся ориентируются на свои интересы, хобби или уже ими написанные проекты. Например, очень популярно среди обучающихся этнокультурное направление. Успешно нами были представлены темы: «Значение национального головного убора в современной культуре монгольского и бурятского народов», «Влияние вышивки на современную культуру России», «Новогоднее панно в китайском стиле». В этих работах обучающиеся не только смогли глубоко изучить темы исследования, но и показать их практическое применение. Работы были отмечены на городском, краевом и даже всероссийском уровне. Обучающиеся смогли представить практические работы по данным темам на выставках и подиумах. (Приложение 1)

Исследовательская деятельность - длительный творческий процесс, который редко обходиться без кризисов и возникающих проблем. Основная задача учителя – научить учеников не бояться возникающих сложностей, ставить перед собой реальные цели и задачи, правильно планировать свою деятельность, применять в дальнейшей деятельности, полученные коммуникативные и предметные компетенции.

С педагогической точки зрения не имеет значения, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь обнаруживает то, что уже известно. Здесь самым ценным является исследовательский опыт. Именно этот исследовательский опыт, креативное мышление является основным педагогическим результатом и важнейшим приобретением ребенка. [5]

Активизируя    стремление   ребенка   к  исследовательской     деятельности,  создаётся  основа  для   развития   природных   качеств, которые в дальнейшем   совершенствуются;   ребята учатся самостоятельно проектировать пути  реализации поставленных целей, контролировать и оценивать свои достижения, учатся учиться.

Организация исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ обучащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузах и других учебных заведениях. Исследовательская деятельность обучащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. [1]

В процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие компетенции:

- Ценностно-смысловая

- Общекультурная

- Учебно-познавательная

- Информационная

- Коммуникативная

- Социально-трудовая

- Личностная компетенция – самосовершенствование.

Работая много лет учителем технологии и постоянно занимаясь исследовательской деятельностью, не раз замечала, как она помогает обучающимся в успешном обучении по другим учебным предметам. Для многих первые проекты были написаны на уроке технологии, первые исследования и открытия, практические навыки и осознанное их применение приобретение практических умений и навыков, необходимых для организации собственной жизни. За годы работы в «Многопрофильной языковой гимназии №4» г. Читы мои ученицы стали неоднократными участниками и победителями научно-практических конференций различного уровня и всероссийских олимпиад по предмету «Технология». Исследовательская деятельность помогла многим в выборе профессии и дальнейшему продвижению в данной области.

Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным исследованием, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.


Используемые материалы

1. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2012. — №8. — с. 309-312.

2.Симоненко В.Д.Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш); под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.

3.Концепция преподавания учебного предмета «Технология». Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г. https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

4.   http://www.educom.ru/ru/  - Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. [Электронный ресурс].

5.    http://www.researcher.ru/issledovaniya/pedagogika/a_3jpkmi.html -

Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования. [Электронный ресурс].







Приложение 1

Практическое применение темы исследования

«Значение национального головного убора в современной культуре монгольского и бурятского народов»



Разработка семейной коллекции одежды в национальном стиле



Победитель в выставке эскизов одежды «Силуэт 2019» в номинации «Цветной эскиз»

Головной убор в монгольском стиле «Перекаты реки Керулен»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!