СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по теме "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.»

Трускова Вера Павловна, преподаватель

ГБПОУ ИО «Усть-Ордынский аграрный техникум»

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.

На уроках и во внеурочное время систематически использую       разнообразные виды исследовательской деятельности:

 - информационную (собирается информация о писателе, произведении, анализируется, обобщается для представления   в группе. Например, жизнь и творчество   поэта или писателя, издание книги, описание части речи по русскому языку);

 - ролевую (обучающиеся выступают в роли литературных или исторических персонажей. Например, инсценировка эпизода художественного произведения, рассказа «Блины» А.П. Чехова, «Ионыч» и др.);

 -  практико-ориентированную (выявляются социальные интересы участников проекта. Например, «С какой целью изучаются правила по русскому языку» - «20 м, групповая форма учебной деятельности), «Пригодятся ли знания, полученные на уроках русского языка и литературы в современной жизни?» - 19 м (групповая форма учебной работы», « Можно ли отказаться от пользования прописных букв на письме?» - (группа 24 пов, коллективная форма учебной деятельности);

 - творческую (театрализованные представления произведений).

Организация проектной деятельности – это:

 -   объяснение технологии подготовки проекта (знание);

 - выполнение проекта студентами под руководством преподавателя (умение);

 - самостоятельное выполнение и публичное представление обучающимися учебного исследовательского проекта (действие).

Для того чтобы заинтересовать студентов заниматься исследовательской деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Применяю разнообразные   приемы: это и сопоставление иллюстраций, просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются   разные работы    к одному и тому же произведению.  

Для организации исследовательской и проектной деятельности, использую   следующий алгоритм действий: 1) выбираем тему исследования или проекта; 2) формулируем цель, гипотезу (Для чего я это делаю?  Какой будет результат и почему?); 3) выбираем метод исследования. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?); 4) собираем необходимую информацию, материал, оформляем его; 5) подводим итоги по полученным результатам; 6) анализируем результаты, сравниваем с гипотезой; 7) делаем выводы; 8) проводим защиту результата.

Многообразные типы исследования и проектов дают возможность    решить самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме, что позволяет им активнее приобретать и применять знания и умения, расширять   учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Что же может стать содержанием исследования по русскому языку и литературе? 

Мною опробованы различные виды исследований на уроках русского языка и литературы. Проводим исследования и создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  Это такие исследовательские проекты, как «Тайна происхождения имён, прозвищ и фамилий», «Речевой портрет современного студента», «Происхождение названий улиц поселка Усть-Ордынский».

На уроках литературы (1 курс)   во время изучения пьесы «Гроза» А.Н. Островского, романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» обучающиеся   знакомятся с главными действующими лицами произведения, обращают внимание на фамилии. Значение они определяли по толковым словарям С.И. Ожегова, В.И. Даля, так как фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных.  Работая в группах, учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М. Кабанова), Дикого, Кнурова. Итогом данной работы стала письменная работа на тему: «Говорящие фамилии   героев пьесы А.Н. Островского «Гроза».  Точно такая же работа прошла и по роману Ф.М. Достоевского.

 Исследовательская деятельность, которая проводится мной на уроке, продолжается и во внеклассной работе по предмету вот уже на протяжении многих лет. Мы      проводим   предметные недели, конкурсы и викторины, квесты («Умники и умницы»), предметные олимпиады, творческие мастерские («Кулинарный мир», «Оливье» на все времена», «Литература и кулинария» и др.), научно-практические конференции (работы к юбилею техникума, проекты по русскому языку: «Из истории русского алфавита», «Слова-паразиты – языковые вирусы», «Типичные черты русского национального характера и их отражение в пословицах и поговорках», «От лаптей до кроссовок», «Происхождение названий улиц поселка Усть-Ордынский», «Из истории села Шара-Тогот (Черноруд)» (русский язык, краеведение и история), «Никилей – моя малая родина» (русский язык, краеведение и история); по литературе: «Блюда русской кухни в произведениях М.Ю. Лермонтова», «Кулинарные пристрастия Н.В. Гоголя», «Кулинарные страницы в произведениях А.П. Чехова», «Блюда русской кухни в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»».

Ко Дню Победы ежегодно проводится конкурс исследовательских работ «Сороковые, роковые… Военные и фронтовые», посвященный Великой Отечественной войне.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных ребят особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они чувствуют себя на уроках уверенно, становятся более общительны, активнее участвуют во всех олимпиадах разного уровня по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ, научно-практических конференциях.  

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы помогает повысить интерес учащихся к изучению не только данных предметов, но и смежных дисциплин; дает возможность нацелить их на достижение более высоких результатов, что в итоге будет способствовать развитию творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.