Исследовательская и творческая работа студентов в Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО
(доклад на цикловой комиссии сентябрь 2020г)
Сегодня от будущего специалиста требуется не только умения ориентироваться в сложном производственном процессе или работе на сложном оборудовании, но и часто совмещать функции эксплуатационника с функциями ремонтника. Поэтому он должен в совершенстве владеть методами творческого, исследовательского подхода к труду. Хорошо знать новую технику, уметь организовать производственный процесс, делать сравнения и обобщения, применять на практике полученные знания и навыки.
Приобретению этих качеств активно способствует техническое творчество студентов, на базе исследовательских работ, в котором сочетается умственный труд с теорией и практикой. Кроме этого оно дает возможность студентам раскрыть свои индивидуальные творческие возможности.
На сегодняшнем этапе ряд исследовательских работ перешли в стадию изготовления макетов устройств, стендов для испытаний. Поэтому техническое творчество студентов, участвующих в исследовательских работах, приобретает все более массовый характер. Так в 2018-2019 учебном году реализованы следующие технические решения:
1 Разработка автоматизации периодического включения вентилятора в складском помещении;
2 Разработка автоматизации технологического процесса контроля качества моторных масел;
3 Разработка автоматизации управления мощностью двигателя постоянного тока;
4 Разработка автоматизации управления мощностью асинхронного двигателя;
5 Разработка автоматизации управления температурой электрического котла;
6 Разработка автоматизации управления свечением лампы сигнализации;
7 Разработка импульсного источника питания с цифровой шкалой;
8 Разработка автоматизации управления насосной установкой в фермерском хозяйстве.
В 2019-2020 учебном году реализованы следующие наиболее удачные технические решения:
1 Разработка электрической схемы тиристорного управления нагрузкой;
2 Разработка электрической схемы управления подогревом воды в резервуаре;
3 Разработка узла автоматизации редуцирования пара;
4 Разработка схемы управления термометрами;
5 Разработка конструкции блока измерительного генератора.
Исследовательская работа студентов проходит , в основном, по следующей технологической цепочке:
1 сбор и анализ информации по теме исследовательской работы;
2 выдвижение рабочей гипотезы по теме исследования;
3 проведение опытно-экспериментальных работ;
4 анализ и обобщение полученных результатов экспериментов;
5 выступление с результатами исследований или защита работы в виде курсового или дипломного проектов.
Эта цепочка может охватывать различный период исследовательской деятельности, в зависимости от сложности поставленной задачи.
Наиболее приемлемой формой в условиях обучения является самостоятельная работа студента под руководством преподавателя-руководителя работы. Он ставит задачу, направляет его деятельность, а студент решает эту задачу, используя знания, полученные как в ходе учебного процесса, так и по ходу исследовательской работы.
Изготовить прибор или стенд на первый взгляд, кажется, очень просто. Но почти каждый студент, пробующий свои силы в исследовательской деятельности, а в конечном итоге и в техническом творчестве, приходит даже к простому конструктивному решению ценой многих ошибок, долгих и порой мучительных поисков. Так, например, студент группы АТ-01-16 Иванов К. разработал конструкцию генератора низкой частоты, но при его изготовлении столкнулся с рядом трудностей по его наладке. После напряженной работы с генератором ему пришлось изменить схемное решение устройства. Результат получился положительный. Студент группы АТ-01-16 Макаренков А. неправильно разработал конструкцию регулятора мощности для стенда исследовательских работ, что не позволило устройство установить в корпусе, предназначенном для этого прибора. В итоге ему пришлось пересмотреть конструкцию. Результат получился положительный.
Психологи установили, что способности к изобретательству и техническому творчеству можно приобрести и развить в процессе обучения. В принципе техническое творчество доступно каждому человеку, но для этого необходимы труд, знания, навыки. Опыт показывает, что задачи по исследовательской деятельности и техническому творчеству успешно решаются тогда, когда преподаватель-руководитель работы изыскивает наиболее эффективные формы и методы обучения.
Содержание работ должно строиться на основе учебной программы. Оно должно следовать тенденции современного научно-технического прогресса, и, по возможности, наиболее полно удовлетворять запросы и интересы студентов. Как неотъемлемая часть всей подготовки будущих специалистов, так и исследовательская деятельность должна находить отражение в общем плане учебно-воспитательной работы колледжа с наименованием тем и сроков исполнения, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий исследовательской работы.
Такая работа проводится. Сначала составляется перспективный план на данную исследовательскую работу, ставится цель, задачи, этапы решения задач, сроки проведения и отчетность по выполненным работам.
На каждый этап проведения работ составляется график проведения работ с указанием темы исследования, сроков выполнения, формы отчета и автора исполнителя. Выполнять работы по этому графику могут студенты прямым образом не участвующие в исследовательской деятельности, но своим интересом могущие внести лепту в данную работу. Например, изготовление действующих макетов по исследовательской работе может занимать длительное время для одного студента-исследователя. Для его сокращения к этой работе привлекаются студенты имеющие навыки работы на компьютере, со слесарными инструментами, имеющие практику радиомонтажных работ, владеющие технологиями изготовления печатных плат и так далее. К таким работам привлекались ряд студентов групп АТ-01-17, АТ-01-18
Вкус к творческой работе у студентов, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью, прививается с первых дней. Это дает свои плоды. Опыт работы показывает, что самая высокая дисциплина и успеваемость у тех студентов, которые активно участвуют в исследовательской работе.
В настоящее время назрела острая необходимость приобщения студентов не только к исследовательской работе, но и к любому техническому творчеству. Важность и актуальность этого направления воспитательной работы неоднократно доказывалось. Она будет способствовать решению одной из важнейших задач стоящих перед нашим учебным заведением – добиться повышения качества обучения будущих специалистов.
Докладчик /В.С.Непокрытов/