СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская проект обучающегося 4 класса «Влияние игры в шахматы на человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская проект обучающегося 4 класса «Влияние игры в шахматы на человека»»

XXXI муниципальная научно-практическая конференция школьников
«Ломоносовские чтения-2025»

Влияние игры в шахматы на человека

Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск

Направление:
Секция:
естествознание





Выполнил: ученик 4Б класса

МАОУ «СОШ №7»

Бирлев Кирилл Геннадьевич

Научный руководитель: Ахметова Любовь Александровна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 7»









Содержание


Введение……………………………………………………………………………………… 3

Основная часть……………………………………………………………………………….. 5

Начальный этап……………………………………………………………………………….5

Основной этап ……………………………………………………………………………….10

Заключительный……………………………………………………………………………...14

Заключение (общая оценка проделанной работы)………………………………………...15

Список используемой литературы………………………………………………………….16

Приложения







































Введение



XXI век - это век современных детей, время высоких компьютерных и информационных технологий. Трудно представить современный мир без интернета. Виртуальное пространство стало ежедневной необходимостью. Дети явились в мир, уже приняв Всемирную паутину как данность. Несомненно, с приходом компьютеризации стало намного проще: кто-то использует компьютер для работы, кто-то для самообразования, для общения, для того чтобы получить новую информацию, смотреть фильмы, слушать музыку, совершать покупки, хранить массу фотографий и видео, а кто-то не прочь провести свое свободное время за компьютерными играми. При этом логические настольные игры уходят на второй план и вовсе исчезают из нашей жизни. Настольные логические игры актуальны и могут быть полезны в современном мире. Еще В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Таким образом актуальность нашего исследования заключается в том, что несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира и, как следствие, появление обширных возможностей для разнопланового досуга, классические настольные игры такие как шахматы продолжают сохранять востребованность в широкой среде Значение игры в шахматы в разной степени, но одинаково важно как для маленьких, так и взрослых людей.

Цель сообщения: выяснить, какое влияние оказывает игра в шахматы на организм человека

Для реализации цели исследования были определены следующие задачи и способы их решения:

Задачи:

1 Изучить историю возникновения настольной игры шахматы;

2. Провести опрос среди обучающихся 4- х классов с целью, выяснить отношение к игре;

3 Выяснить какое влияние оказывает игра в шахматы;

4. Взять интервью у руководителя шахматного кружка


Объект – игра в шахматы

Предмет – влияние игры в шахматы на человека

Для изучения и исследования данной темы, можно выдвинуть следующую гипотезу - предположим, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на формирование личности, развивает логическое и образное мышление.

В результате исследования были использованы методы и приемы: изучение и анализ информационных статей, наблюдение, сравнение, анализ, эксперимент, сопоставления, обобщения, опрос учащихся.

Социальная значимость в том, чтобы ознакомить сверстников с тем какую роль играют шахматы в жизни человека. Выполнив свою исследовательскую работу, я хочу разобраться, как влияет игра в шахматы на человека.

Личностная значимость состоит в том, чтобы открыть для себя много нового и интересного в игре шахматы . Практическая значимость данного исследования заключается в проведение презентации работы для учащихся нашего класса.






















Основная часть


Начальный этап


В 2022г в детском саду № 13 «Сказка» начал работу кружок по игре в шахматы. Мой старший брат играл в шахматы и я решил тоже научиться этой настольной игре. На первом занятии нашей группе рассказали о шахматах. Эта интеллектуальная игра очень понравилась и я увлекся ей. Мне захотелось поделиться своими знаниями о ней, чтобы заинтересовать игрой в шахматы как можно больше учеников начальных классов, хотя некоторые школьники считают ее скучной и однообразной, предпочитая шахматам иные компьютерные игры. Шахматы – это не только игра, доставляющая много удовольствия, но и эффективное средство умственного развития.


1.1 Краткая история возникновения шахмат


Откуда такое название шахматы? Все просто: шахом на Востоке называют правителя, короля, а «мат» - значит «умер». Слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!». Именно в этом и состоит смысл игры.

Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, множество версий. До сих пор не установлены ни имя изобретателя, ни время возникновения игры и на эту тему постоянно разгораются споры. Признано наиболее вероятным, что шахматы в их первичной форме были изобретены в Индии полторы-две тысячи лет назад. Существует несколько преданий о том, каким образом индийский народ придумал шахматы. По одному из них, во дворец к радже пришел шах и принес с собой деревянные фигурки. Раджа был возмущен, ведь обычно ему приносили золото. И тогда шах ответил, что в данном случае мудрость и есть золото. Эта история объясняет и современное название игры — шахматы. Когда раджа угрожал королю, он говорил: «Шах!», что в переводе с персидского и означает «Король!». А когда он побеждал короля, то кричал: «Шах мат!», или «Поражение королю!». Отсюда и возникло название игры, к которому мы привыкли.

Существует еще одна легенда, что изобрел шахматы один индийский мудрец для своего господина. Радже так понравилась новая игрушка, что он захотел щедро отблагодарить изобретателя. И тут брамин оказался весьма мудр в выборе своего подарка, он попросил с первого взгляда очень мало, всего несколько зерен пшеницы. На каждую последующую из клеток придуманной шахматной доски, нужно было положить в два раза больше зерен, чем положено на предыдущую. То есть, на первую клетку – одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре, на четвертую – восемь, на пятую – шестнадцать и т. д. В итоге казалось бы это не много зерен, ведь клеток всего 64. Раджа сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Поскольку прибегнув к математике становится понятным, что это огромное количество. Ведь получается, что изобретатель игры в шахматы попросил 2 в 64 степени зерен, а это, переводя в объем, полное зерновое хранилище объемом 180 кубических километра. То есть мудрый брамин попросил столько зерна, что такого количества даже не существует на планете. В награду, Раджа выдал все запасы зерна из амбаров брамину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении - в XI–XII веках. Найденные при раскопках на территории Руси шахматы из кости. Иван Грозный интересовался игрой и приглашал знатоков из−за границы. В начале XVIII в. распространению шахмат всячески способствовал Пётр I, он любил эту игру и считал ее полезной для развития ума. На картине С. Хлебовского видно, что рядом с государем стоят шахматы, что является неоспоримым доказательством благосклонного отношения Петра I к этой игре.

В XV веке шахматы стали такими, какими мы их знаем сейчас. В какой точке мира это произошло, трудно сказать до сих пор. По одной из версий - в Италии. Шахматы приобрели новый вид благодаря двум изменениям в правилах игры: ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой; слон, который до этого мог ходить через одну клетку, теперь двигался на любое их количество по диагональной линии.


1.2. Правила игры

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. Две армии «белая» и «черная» - ведут сражение на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.

Партией называется игра от начала до завершения. Существует много вариантов начала шахматной партии. Большинство партий начинается с хода королевской или ферзевой пешки. Но можно начать партию ходом одного из коней. В начале желательно вывести легкие фигуры (конь, слон) и рокировать короля и не делать подряд ходы одной и той же фигурой. Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Пешки приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске. Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает. Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила. Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры. Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.

Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично. В составе армий по 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, по ферзю (королеве) и, конечно по королю. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом

Шахматные фигуры

Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть, у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах)

Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 10 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям и горизонталям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям)

Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям)

Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали. Отличительной особенностью коня является то, что он может "перепрыгивать" через другие фигуры.

Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например, на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3).

Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед. Пешка в игре может стать ферзем или любой другой фигурой (кроме короля), если сумеет добраться до последней линии той части шахматной доски, которая принадлежит противнику.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается, когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. И уже исходя из этого, уверенно можно говорить о том, что шахматное поле – неограниченное количество возможностей и комбинаций. А значит, каждая игра уникальна по-своему. Также игра заканчивается, когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.

Шахматные часы. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.


1.4 Интересные факты о шахматах


- Складную шахматную доску изобрёл священник в XII веке. Церковь запрещала ему играть в шахматы, поэтому он придумал такую хитрость: сделал доску похожей на две книги, лежащие вместе. 

- Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году. Это была игра между багдадским летописцем и его учеником. 

- Самая короткая шахматная партия называется «дурацкий мат». Она состоит из двух ходов. 

- Проиграть в шахматы можно из-за звонка на мобильный телефон. Даже если игрок не ответил на него. Например, в 2007 году чемпионке России Екатерине Корбут было засчитано поражение в третьем туре суперфинала национального чемпионата в партии против Натальи Погониной за то, что у неё во время игры зазвонил телефон. 3

- Самая продолжительная по количеству ходов партия была сыграна между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов

- Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

- Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

- Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

- Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

- Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

- Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

- Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9

2.1. Исследование пользы и вреда шахмат


В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Остановимся на некоторых моментах.

Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат. Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.



2.2. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности


Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют развитию памяти, внимания и активизации областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Польза шахмат

Вильгельм Стейниц (первый чемпион мира по шахматам) писал: «…шахматы…полезное умственное упражнение, которое по своему воздействию на умственные способности сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие силы тела». Широко известно высказывание Тиграна Петросяна (9-ый чемпион мира по шахматам): «Шахматы – это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения - наука…».

Попробуем разобраться, каким образом изменяются умственные способности человека под воздействием шахмат. Мы узнали, что мозг человека состоит из левого и правого полушарий. Каждое полушарие отвечает за свой тип мышления. Левое полушарие отвечает за способность к речи, математике, анализу; склонность к наукам и дает нам логическое мышление. За творчество, фантазию и интуицию отвечает правое полушарие. Оно позволяет нам видеть мир во всем его многообразии и красоте, ценить искусство. Если взять за основу высказывание Тиграна Петросяна, что шахматы - это наука, можно предположить, что они развивают левое полушарие, но в этой же цитате говорится, что шахматы - это искусство, значит они развивают и правое полушарие. Получается, что игру в шахматы можно использовать для тренировки как логического, так и образного мышления. Чтобы найти подтверждение своей гипотезе, я обратился к литературе. В статье «Шахматисты используют при игре оба полушария» говорится, что

«Раньше учёные считали, что при игре в шахматы используется только левое полушарие. Профессор Мерим Билалич (Германия) опроверг это. Он провел эксперимент, в котором с помощью магнитно-резонансного томографа, определял приток крови к различным отделам мозга у новичков и гроссмейстеров, во время решения шахматных задач. Учёный ожидал, что обе группы шахматистов будут "думать" одинаковыми участками головного мозга, но прибор зафиксировал совсем другую картину. У новичков кровоток усиливался только в левом полушарии, значит действительно работало только левое полушарие. А у гроссмейстеров приток крови усиливался и к левому и к правому полушариям. Опытные шахматисты используют при игре оба полушария мозга. Игру в шахматы можно считать «тренажером» для обоих полушарий.

Вред шахмат

Увлекаясь игрой, человек начинает вести малоподвижный образ жизни, ведь игра иногда длится несколько часов. Требуется концентрация внимания, усидчивость и предельно точный расчет каждого шага. Люди со слабой нервной системой тяжело переживают проигрыш, внешне этого не демонстрируя, впадают в уныние. Поражения могут стать причиной развития апатии и депрессии. Люди, которые увлекаются шахматами, акцентируют внимание на игре, затрачивая свободное время на чтение книг по шахматам, на турниры и тренировки, и забывают про физическое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. Не зря сложился стереотип, что шахматист – худощавый очкарик с шахматной доской под мышкой, не способный ответить на физические нападки и защитить себя.


2.3. Отрицательное влияние шахмат в истории великих шахматистов

Изучая историю великих шахматистов, я выяснил, что Вильгельм Стейниц до своей смерти, которая настигла его в больнице для душевнобольных, жил шахматами и не расставался с ними. Александр Александрович Алехин жил вдалеке от родины, друзей практически не имел. Он был одиночка-профессионал. Огромные психические нагрузки приводили к депрессиям и проблемам с алкоголем, что не могло не сказаться на результатах его шахматной карьеры. После окончания шахматной карьеры, Роберт Фишер жил во многих странах, несколько раз женился и разводился, и даже успел отсидеть срок в тюрьме.

Очевидцы утверждают, что Бобби так и не смог найти свое место в жизни. Все что ему было нужно - это шахматы, и когда он перестал играть, он перестал жить. Как только Каруана Фабиано понял, что его ждет шахматная карьера он бросил все мысли об образовании. Более того, он даже в средней школе практически не учился.

А главная причина поражений Ефима Геллера – не совсем устойчивая нервная система. Дело в том, что после поражения, Ефиму нужно было очень много времени, что бы восстановиться, и зачастую ему этого времени не хватало. В итоге Геллер выходил на матч и играл не в полную силу.



Основной этап (этап реализации)


Основной этап проекта стал самым интересным и запоминающимся. На данном этапе мы взяли интервью у руководителя шахматного кружка ДЮЦ, педагогом дополнительного образования – кандидат в мастера спорта по шахматам Калининым Андреем Александровичем



3.1 Интервью с руководителем шахматного кружка ДЮЦ

Вопрос: Андрей Александрович, с какого возраста вы играете в шахматы и что они вам дают?

Ответ: Я начал играть с 6 лет

Вопрос: Как вы считаете какую пользу несет игра в шахматы?

Ответ: игра в шахматы развивает логическое мышление,

Вопрос:  На ваш взгляд, какие проблемы могут возникнуть у детей и взрослых при занятии шахматами?

Ответ: думаю никаких, т.к. у детей время на игру ограничено, проблемы только у профессиональных игроков

Вопрос: С какого возраста можно записаться к вам на кружок?

Ответ: с 6 лет

Вопрос: Андрей Александрович, кому посоветуете научиться играть в шахматы?

Ответ: всем кто желает.

Спасибо большое за интересные ответы, желаем дальнейших побед!





3.2. Анкетирование обучающихся 4 классов

В исследовании принимали участие 18 обучающихся, которым была предложена анкета и получены следующие результаты

  1. Знаешь ли ты, что такое шахматы?

Что такое шахматы знают все – 18 человек (100%)

  1. Занимаешься ли ты шахматами?

Занимаются шахматами 2 человека (11%), не занимаются 16 человек (89%)

  1. Играл ли ты когда-нибудь в шахматы?

Играли в шахматы 13 человек (72%), 4 человека (22%) не играли, один (6%) затруднился ответить.

  1. Сколько времени ты уже играешь в шахматы?

6 человек (33%) играют в шахматы от 6 лет до 1 месяца, 12 человек (67%) не играют

  1. Как ходит конь в шахматах?

Как ходит конь в шахматах знают 7 человек (39%), 11 человек (61%) не знают

  1. Что нужно делать, чтобы выиграть в шахматы?

Это знает половина респондентов - 9 человек (50%), а вторая половина 9 человек (50%) не знает

  1. Что тебе даёт умение играть в шахматы?

4 человека (22%) указали, что шахматы дают им смекалку, радость победы и вообще это интересная игра

Таким образом, можно сделать вывод о том, мои одноклассники знают, что такое игра в шахматы, чем полезна и какие умения развивают.















Заключительный этап


В процессе работы над проектом нами была изучена литература и интернет-ресурсы по данной проблеме, проведено анкетирование, обобщены результаты, интервью с руководителем кружка, сделаны выводы о проведенной работе. Проект будет представлен перед обучающимися 4 классов, родителями, а также на Ломоносовских чтениях в г.Краснокаменске.


Заключение

Шахматная игра - не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во всех случаях. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками или противниками. Главное, не зацикливаться на своих поражениях и идти дальше к достижению своих жизненных целей. Шахматы - гимнастика ума - это не просто спорт, они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд, а также являются прекрасной профилактикой некоторых ментальных заболеваний. Шахматы являются захватывающим творческим отдыхом для взрослых, прекрасным досугом для пенсионеров, для многих людей с серьёзными физическими проблемами шахматы являются прекрасной возможностью для творческой самореализации. Поскольку для игры в шахматы требуются лишь доска и фигуры, то они культивируются с успехом в любой местности, в любых климатических условиях. Шахматы – многофункциональны, являются главной подготовкой ребёнка к сражениям взрослой жизни. А чтобы шахматы приносили только пользу, а не вред, нужно следовать главному правилу – все хорошо в меру. Организация режима занятий и отдыха, расширение сферы интересов и физическое развитие приведут к тому, что польза будет максимальной, а вред минимальным. Таким образом, мы доказали свою гипотезу игра в шахматы оказывает положительное влияние на формирование личности, развивает логическое и образное мышление. Для меня шахматы – это, прежде всего игра. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, собранность. Игрок учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве. Это закон, знающий очень мало исключений. После проведения исследования в нашем классе, у большинства детей возросло желание, научится играть в шахматы. И я обязательно им помогу! Итак, моя гипотеза, что игра в шахматы оказывает положительное влияние на формирование личности, развивает логическое и образное мышление, оказалась верна.



































Список литературы

  1. Пожарский В.А. Шахматы : начальная школа: / В.А.Пожарский - Ростов н/Д : Феникс, 2016.-315 с.

  2. Пожарский В.А. Шахматы : Путь к мастерству: Учебник : / В.А.Пожарский - Ростов н/Д : Феникс 2013.-272 с.

  3. Конноли Ш. Большая энциклопедия школьника / Ш.Конноли - М.: Махаон, 2016.-256 с.

  4. Тимощук Н.В. История в шахматах / Н.В. Тимущук - М.: 2008. — 256 с.

  5. Князева В.В. Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми / В.В. Князева - М., 1990. - 81 с.








Приложение 1