СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»


Оглавление







Введение


Глава I. История происхождения сарт –калмыков.

Глава II. Современные сарт – калмыки.

Глава III. Проблемы современных сарт – калмыков.


Заключение
















Введение

Калмыки в Киргизии — одна из изолированных субэтнических групп в составе калмыцкого народа, проживающего в основном на территории Иссык-Кульской области на востоке республики Киргизия. Перепись населения Киргизии 1999 года учла 5 824 калмыка, что составляет порядка 5 % от их численности в мире. В 17 веке часть калмыков, до этого проживавшая в Джунгарии, переселилась на европейские территории, которые впоследствии ужались до размеров современной республики Калмыкия. Небольшие группы калмыков и других монголоязычных народов продолжали сохраняться в отрыве от основного монгольского ареала на территории Восточного Туркестана до начала уйгуро-дунганского восстания, направленного против китайских агрессоров. После поражения восстания в 1881 году и возврата Илийского района от России обратно Китаю желающие переселиться уйгуры (свыше 10 тыс. чел), дунгане (около 5 тыс.), а также несколько десятков калмыцких семей переехали на территорию Российской империи, на земли нынешних Казахстана и Киргизии. Актуальность нашей работы заключается в том, что калмыки – это единственный в Европе восточный народ, но его численность не велика, а изучение истории калмыков, проживающих на разных территориях, позволит сохранить связь между калмыками, оказавшимися на разных территориях, а также осознать принадлежность к одному народу. Цель нашей работы - исследование истории одной из изолированных субэтнических групп в составе калмыцкого народа, проживающего в основном на территории Иссык-Кульской области на востоке республики Киргизия.  Задачи нашей работы:

  • исследование данной темы как комплексной проблемы;

  • определение правового статуса сарт –калмыков;

  • сбор и использование воспоминаний сарт-калмыков;

  • анализ и введение в научный оборот проблем современных сарт – калмыков. При исследовании выбранной нами проблемы мы использовали литературу и источники, воспоминания участников встреч с представителями сарт – калмыков.

Глава I

Иссык-кульские калмыки (сарт - калмыки) общей численностью по одним данным около 2,5 тысячи, по другим — свыше 6 тысяч человек проживают в селениях Чельпек, Бёрю-Баш, Таш-Кыя и Бурма-Суу недалеко от г. Пржевальска. Группа сарт-калмык отмечена и в составе челя-
бинских башкир. Согласно преданиям сарт-калмыков, собранным А. В. Бурдуковым, их предки олёты (өөлөөт) до
распада ойратского ханства кочевали в районе г. Токмака. В XIX в. они находились около Гекеса. Отсюда в 1864— 1882 гг. перекочевали к озеру Иссык-Куль и были принятые в русское под-
данство под именем сарт - калмыки (до сих пор они называли себя кара калмак). К 1884 г. сарт - калмыки поселились в тех местах, где было положено основание селам Чельпек и Бёрю-Баш. Во
время войн с кокандскими ханами сарт-калмаки приняли ислам. Более ста лет сарт-калмаки живут в тесном соседстве с русскими, киргизами, татарами, испытывая их влияние. С 19-го века сарт-калмыки компактно проживают на востоке Иссык-Кульской области, где сосредоточены 91,2 % сарт-калмыков  Киргизии, в городе  Каракол и соседнем Ак-Суйском районе. В последние десятилетия, некоторое их количество, в основном молодёжь в поисках более высокого уровня жизни, переселилось в Чуйскую область и город Бишкек. В целом, сарт-калмыки составляют 0,1 % населения Киргизии и 1,5 % населения области. Традиционное занятие сарт-калмыков — скотоводство и земледелие.









Глава II

Современные сарт – калмыки гордятся нашими знаменитыми земляками. Они приняли ислам и носят мусульманские имена и фамилии. Большинство записано кыргызами, потому что в противном случае будет трудно достичь успехов. Но, тем не менее, они все равно в Кыргызстане живут с чувством, что являются представителями калмыцкой нации. Этого нельзя ни опровергать, ни отрицать. За время более 150 лет свыше нескольких тысяч людей нашей национальности живут в Кыргызстане, достигают больших успехов в карьере, бизнесе. Сарт-калмаки работали на высших министерских должностях и ответственных постах в республиканском правительстве. Было время, когда 3-мя из 6 областей Кыргызстана руководили калмыки. Вот только недавно тремя сотовыми компаниями руководили выходцы из села Челпек. В газетах на кыргызском, даже узбекском языках, самым богатым человеком страны  называли Салавата Искакова, который открыто, заявил по государственному телевидению, что является по происхождению калмыком. В этой стране широко известен еще один бизнесмен, гендиректор торгово-промышленной группы Женишбек Мочоев, он тоже не скрывает своей нации. Из более молодых представителей можем перечислить очень известного предпринимателя  Эрнста Адылова, директора «Интуриста» Туратбека Хамзеева, руководителя отдела торговли и обслуживания Октябрьской районной администрации мэрии города БишкекаКурманбека Сабирова, директора фирмы «Метролог» Кубата Носинова. Последний из названных гордится своей калмыцкой фамилией и всегда с улыбкой напоминает, что она переводится как «Шерстнёв». Нельзя также не назвать директора политехнического колледжа Международного университета Кыргызстана (МУК) Алмана Тохлукова, и, разумеется, президента общественного объединения сарт-калмаков  Бектура Мансурова. Он всегда защищает интересы калмыков в Кыргызстане… Наши иссык-кульские соотечественники достигли таких успехов благодаря своему сильному старанию, высокому уровню образования и очень крепкой сплоченностью друг с другом. В Бишкеке сейчас проживает 115 семей, выходцев из калмыцких сел. Главным образом из сел Челпек и Ташкыя. Уровень жизни в селах Челпек, Ташкыя, Бору-Баш, где живут калмыки, по стране самый высокий. Все жители – фермеры. Отличаются трудолюбием и предприимчивостью. Произведенная ими продукция по низкой цене уходит в Казахстан, Сибирь и другие регионы. Им обидно, что предприниматели Калмыкии не обращают никакого внимания на этот район Иссык-Куля, чрезвычайно благоприятный в экономическом отношении и притягивающий к себе. Судя по словам Б.Мансурова (кстати, в феврале этого года он по нашему приглашению переселился в Элисту), авторитет калмыков Челпека и Таш-Кыя в области большой. Эти села расположены вблизи административного центра Каракол (калмыцкое название – Хаар Холл). Судя по сказанному мне местными сородичами, количество открыто считающих себя калмыками – 6 тысяч. Трудно установить точное количество. Есть предположение, что около 10 тысяч. К тому же имеются «подозрения», что некоторые роды и племена кыргызов произошли от калмыков. К примеру, бывший президент кыргызов Аскар Акаев из кыргызского рода «калмак». Ведь тюркоязычные народы Средней Азии и Казахстана нас называют именно так - «калмаками». Возможно, в какие-то времена эти роды были как-то причастны к ойратам. В Бишкеке живет несколько человек из Калмыкии. Алматы с сильной калмыцкой диаспорой расположен недалеко (240 км).















Глава III.

В настоящее время в Киргизии осталось несколько стариков, знающих язык. Один из них – старик по имени Гока, он всю жизнь прожил в селе Челпек. Он удивил нас своим разговором на богатом и свободном калмыцком языке. И его младший брат тоже хорошо знает родной язык. Возможно, они дома говорят не на кыргызском языке, а как большинство своих земляков, по-калмыцки. Конечно, все сарт-калмаки очень хорошо знают русский язык. Чувствуется, что вот теперь у них просыпается интерес к своему родному языку. Сарт-калмаки обращаются за помощью. Просят хотя бы словари-разговорники. Этнос малочисленный и во избежание ассимиляции его уникальной части в горах Иссык-Куля национальное сознание не должно основываться только на генетической памяти. Для этого необходимо основываться на знании истории своего народа, очень богатой, трагической и в то же время героической истории…Гордящийся своей калмыцкой фамилией Кубат Носинов утверждает: «Пришло время вернуться нам к давней религии наших предков». Сами по себе эти слова словно намекают на изменения, происходящие в духовном мире наших соотечественников на Иссык-Куле, которые вследствие жестокой судьбы ойратов уже полтора века отделены от других монголоязычных народов. К тому же нельзя упускать из виду одну вещь: по одной информации сарт-калмаки – это хошеуты, а по другой информации – торгоуды, говоря иначе, они считаются нерасторжимой частью ойрат-калмыцкого народа. Ее главная цель – наладить культурные и гуманитарные связи с живущими в разных регионах мира представителями ойрат-калмыцкого народа у мусульман-калмыков в Кыргызстане, которых называют «сарт-калмаками».

Они тоже склоняются именно к российским калмыкам – к нам. Возможно, так происходит из-за того, что меньше знают китайских и монгольских ойротов, не имея возможности исследовать и читать свою историю. Хотя они живут очень близко к Синцзяну, но сарт-калмаки гордятся нашими знаменитыми земляками. Они приняли ислам и носят мусульманские имена и фамилии. Большинство записано кыргызами, потому что в противном случае будет трудно достичь успехов. Но, тем не менее, они все равно в Кыргызстане живут с чувством, что являются представителями калмыцкой нации. Этого нельзя ни опровергать, ни отрицать.





































Заключение

Иссык-кульские калмыки не только не отделяют себя от калмыцкой национальности, но напротив, принадлежность свою к ней считают вполне естественной и несомненной, потому что считают родным языком калмыцкий. Литературным калмыцким языком иссык - кулъские калмыки пользуются уже в течение долгого времени. Последнее обстоятельство особенно важно.
Именно такая действенная сила, как калмыцкий литературный язык, сглаживая различия, приближает к калмыцкому на правах говора язык бывших сарт-калмыков. В настоящее время язык калмыков Иссык-Куля есть, несомненно, один из говоров калмыцкого языка.



































Список источников и использованной литературы:

  • Калмыки - ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Калмыки . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Калмыки Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.

  • Хауг В. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии, 2005 г.

Полевой материал:

Лари Илишкин. Интервьюирование. 06.2008 г.



























МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

МБОУ «ЭЛИСТИНСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ»















СЕКЦИЯ: ИКРК

ТЕМА: САРТ-КАЛМЫКИ

ВЫПОЛНИЛ: ГРИШКИН АРТУР, УЧЕНИК 10 «А» КЛАССА, ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ.

ПРОВЕРИЛ: НАРАНОВА Ц.А.,УЧИТЕЛЬ РОДНОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.











ЭЛИСТА 2019


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!