Оглавление
Введение
Глава I. История происхождения сарт –калмыков.
Глава II. Современные сарт – калмыки.
Глава III. Проблемы современных сарт – калмыков.
Заключение
Введение
Калмыки в Киргизии — одна из изолированных субэтнических групп в составе калмыцкого народа, проживающего в основном на территории Иссык-Кульской области на востоке республики Киргизия. Перепись населения Киргизии 1999 года учла 5 824 калмыка, что составляет порядка 5 % от их численности в мире. В 17 веке часть калмыков, до этого проживавшая в Джунгарии, переселилась на европейские территории, которые впоследствии ужались до размеров современной республики Калмыкия. Небольшие группы калмыков и других монголоязычных народов продолжали сохраняться в отрыве от основного монгольского ареала на территории Восточного Туркестана до начала уйгуро-дунганского восстания, направленного против китайских агрессоров. После поражения восстания в 1881 году и возврата Илийского района от России обратно Китаю желающие переселиться уйгуры (свыше 10 тыс. чел), дунгане (около 5 тыс.), а также несколько десятков калмыцких семей переехали на территорию Российской империи, на земли нынешних Казахстана и Киргизии. Актуальность нашей работы заключается в том, что калмыки – это единственный в Европе восточный народ, но его численность не велика, а изучение истории калмыков, проживающих на разных территориях, позволит сохранить связь между калмыками, оказавшимися на разных территориях, а также осознать принадлежность к одному народу. Цель нашей работы - исследование истории одной из изолированных субэтнических групп в составе калмыцкого народа, проживающего в основном на территории Иссык-Кульской области на востоке республики Киргизия. Задачи нашей работы:
исследование данной темы как комплексной проблемы;
определение правового статуса сарт –калмыков;
сбор и использование воспоминаний сарт-калмыков;
анализ и введение в научный оборот проблем современных сарт – калмыков. При исследовании выбранной нами проблемы мы использовали литературу и источники, воспоминания участников встреч с представителями сарт – калмыков.
Глава I
Иссык-кульские калмыки (сарт - калмыки) общей численностью по одним данным около 2,5 тысячи, по другим — свыше 6 тысяч человек проживают в селениях Чельпек, Бёрю-Баш, Таш-Кыя и Бурма-Суу недалеко от г. Пржевальска. Группа сарт-калмык отмечена и в составе челя-
бинских башкир. Согласно преданиям сарт-калмыков, собранным А. В. Бурдуковым, их предки олёты (өөлөөт) до
распада ойратского ханства кочевали в районе г. Токмака. В XIX в. они находились около Гекеса. Отсюда в 1864— 1882 гг. перекочевали к озеру Иссык-Куль и были принятые в русское под-
данство под именем сарт - калмыки (до сих пор они называли себя кара калмак). К 1884 г. сарт - калмыки поселились в тех местах, где было положено основание селам Чельпек и Бёрю-Баш. Во
время войн с кокандскими ханами сарт-калмаки приняли ислам. Более ста лет сарт-калмаки живут в тесном соседстве с русскими, киргизами, татарами, испытывая их влияние. С 19-го века сарт-калмыки компактно проживают на востоке Иссык-Кульской области, где сосредоточены 91,2 % сарт-калмыков Киргизии, в городе Каракол и соседнем Ак-Суйском районе. В последние десятилетия, некоторое их количество, в основном молодёжь в поисках более высокого уровня жизни, переселилось в Чуйскую область и город Бишкек. В целом, сарт-калмыки составляют 0,1 % населения Киргизии и 1,5 % населения области. Традиционное занятие сарт-калмыков — скотоводство и земледелие.
Глава II
Современные сарт – калмыки гордятся нашими знаменитыми земляками. Они приняли ислам и носят мусульманские имена и фамилии. Большинство записано кыргызами, потому что в противном случае будет трудно достичь успехов. Но, тем не менее, они все равно в Кыргызстане живут с чувством, что являются представителями калмыцкой нации. Этого нельзя ни опровергать, ни отрицать. За время более 150 лет свыше нескольких тысяч людей нашей национальности живут в Кыргызстане, достигают больших успехов в карьере, бизнесе. Сарт-калмаки работали на высших министерских должностях и ответственных постах в республиканском правительстве. Было время, когда 3-мя из 6 областей Кыргызстана руководили калмыки. Вот только недавно тремя сотовыми компаниями руководили выходцы из села Челпек. В газетах на кыргызском, даже узбекском языках, самым богатым человеком страны называли Салавата Искакова, который открыто, заявил по государственному телевидению, что является по происхождению калмыком. В этой стране широко известен еще один бизнесмен, гендиректор торгово-промышленной группы Женишбек Мочоев, он тоже не скрывает своей нации. Из более молодых представителей можем перечислить очень известного предпринимателя Эрнста Адылова, директора «Интуриста» Туратбека Хамзеева, руководителя отдела торговли и обслуживания Октябрьской районной администрации мэрии города БишкекаКурманбека Сабирова, директора фирмы «Метролог» Кубата Носинова. Последний из названных гордится своей калмыцкой фамилией и всегда с улыбкой напоминает, что она переводится как «Шерстнёв». Нельзя также не назвать директора политехнического колледжа Международного университета Кыргызстана (МУК) Алмана Тохлукова, и, разумеется, президента общественного объединения сарт-калмаков Бектура Мансурова. Он всегда защищает интересы калмыков в Кыргызстане… Наши иссык-кульские соотечественники достигли таких успехов благодаря своему сильному старанию, высокому уровню образования и очень крепкой сплоченностью друг с другом. В Бишкеке сейчас проживает 115 семей, выходцев из калмыцких сел. Главным образом из сел Челпек и Ташкыя. Уровень жизни в селах Челпек, Ташкыя, Бору-Баш, где живут калмыки, по стране самый высокий. Все жители – фермеры. Отличаются трудолюбием и предприимчивостью. Произведенная ими продукция по низкой цене уходит в Казахстан, Сибирь и другие регионы. Им обидно, что предприниматели Калмыкии не обращают никакого внимания на этот район Иссык-Куля, чрезвычайно благоприятный в экономическом отношении и притягивающий к себе. Судя по словам Б.Мансурова (кстати, в феврале этого года он по нашему приглашению переселился в Элисту), авторитет калмыков Челпека и Таш-Кыя в области большой. Эти села расположены вблизи административного центра Каракол (калмыцкое название – Хаар Холл). Судя по сказанному мне местными сородичами, количество открыто считающих себя калмыками – 6 тысяч. Трудно установить точное количество. Есть предположение, что около 10 тысяч. К тому же имеются «подозрения», что некоторые роды и племена кыргызов произошли от калмыков. К примеру, бывший президент кыргызов Аскар Акаев из кыргызского рода «калмак». Ведь тюркоязычные народы Средней Азии и Казахстана нас называют именно так - «калмаками». Возможно, в какие-то времена эти роды были как-то причастны к ойратам. В Бишкеке живет несколько человек из Калмыкии. Алматы с сильной калмыцкой диаспорой расположен недалеко (240 км).
Глава III.
В настоящее время в Киргизии осталось несколько стариков, знающих язык. Один из них – старик по имени Гока, он всю жизнь прожил в селе Челпек. Он удивил нас своим разговором на богатом и свободном калмыцком языке. И его младший брат тоже хорошо знает родной язык. Возможно, они дома говорят не на кыргызском языке, а как большинство своих земляков, по-калмыцки. Конечно, все сарт-калмаки очень хорошо знают русский язык. Чувствуется, что вот теперь у них просыпается интерес к своему родному языку. Сарт-калмаки обращаются за помощью. Просят хотя бы словари-разговорники. Этнос малочисленный и во избежание ассимиляции его уникальной части в горах Иссык-Куля национальное сознание не должно основываться только на генетической памяти. Для этого необходимо основываться на знании истории своего народа, очень богатой, трагической и в то же время героической истории…Гордящийся своей калмыцкой фамилией Кубат Носинов утверждает: «Пришло время вернуться нам к давней религии наших предков». Сами по себе эти слова словно намекают на изменения, происходящие в духовном мире наших соотечественников на Иссык-Куле, которые вследствие жестокой судьбы ойратов уже полтора века отделены от других монголоязычных народов. К тому же нельзя упускать из виду одну вещь: по одной информации сарт-калмаки – это хошеуты, а по другой информации – торгоуды, говоря иначе, они считаются нерасторжимой частью ойрат-калмыцкого народа. Ее главная цель – наладить культурные и гуманитарные связи с живущими в разных регионах мира представителями ойрат-калмыцкого народа у мусульман-калмыков в Кыргызстане, которых называют «сарт-калмаками».
Они тоже склоняются именно к российским калмыкам – к нам. Возможно, так происходит из-за того, что меньше знают китайских и монгольских ойротов, не имея возможности исследовать и читать свою историю. Хотя они живут очень близко к Синцзяну, но сарт-калмаки гордятся нашими знаменитыми земляками. Они приняли ислам и носят мусульманские имена и фамилии. Большинство записано кыргызами, потому что в противном случае будет трудно достичь успехов. Но, тем не менее, они все равно в Кыргызстане живут с чувством, что являются представителями калмыцкой нации. Этого нельзя ни опровергать, ни отрицать.
Заключение
Иссык-кульские калмыки не только не отделяют себя от калмыцкой национальности, но напротив, принадлежность свою к ней считают вполне естественной и несомненной, потому что считают родным языком калмыцкий. Литературным калмыцким языком иссык - кулъские калмыки пользуются уже в течение долгого времени. Последнее обстоятельство особенно важно.
Именно такая действенная сила, как калмыцкий литературный язык, сглаживая различия, приближает к калмыцкому на правах говора язык бывших сарт-калмыков. В настоящее время язык калмыков Иссык-Куля есть, несомненно, один из говоров калмыцкого языка.
Список источников и использованной литературы:
Калмыки - ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Калмыки . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Калмыки Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.
Хауг В. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии, 2005 г.
Полевой материал:
Лари Илишкин. Интервьюирование. 06.2008 г.
МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
МБОУ «ЭЛИСТИНСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ»
СЕКЦИЯ: ИКРК
ТЕМА: САРТ-КАЛМЫКИ
ВЫПОЛНИЛ: ГРИШКИН АРТУР, УЧЕНИК 10 «А» КЛАССА, ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ.
ПРОВЕРИЛ: НАРАНОВА Ц.А.,УЧИТЕЛЬ РОДНОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
ЭЛИСТА 2019