МБОУ «Шиловская СОШ №2»
Исследовательская работа
На тему: «Невиданные животные. Русалки»
Выполнила :
Коршунова Дарья
ученица 3 «А»класса
Руководитель : Нестерова Е.А.
Шилово 2017г.
Содержание
Введение
Глава 1. Происхождение русалок на Земле.
Характеристика русалок
Происхождение русалок
Образ русалок в русской литературе
Изменения представлений о русалках
Глава 2. Анализ исследования.
2.1. Наши результаты исследования
2.2. выводы по главе 2.
Заключение
Литература
Введение
Мы часто слышим разные мистические, невероятные рассказы по телевидению. Как-то раз мы смотрели передачу, в которой рассказывалось о воде и о невероятных существах, которые её населяют. Одним из таких существ, по нашему мнению, является русалка. Нам стало очень интересно, кто же такие русалки? Как они появились на Земле и куда исчезли?
В настоящее время особое внимание политиков и учёных уделяется огромной, неосвоенной территории водных просторов нашей планеты Земля.
Трудностью является сложность нахождения человека под водой и огромные глубины пресноводных озёр, морей и океанов. Не изученность подводной флоры и фауны.
Помощниками человека становятся морские животные - дельфины, которые легко идут на контакт с человеком. При изучении морских животных наука очень быстро находит новые виды водных животных. Встречаются подтверждения, о существовании совсем необычных, очень похожих на отдельную ветвь эволюции человекоподобных существ, которых называли «русалки».
Цель исследования: узнать, кто такие русалки, опираясь на исторические данные и литературные образы и существуют ли они на самом деле.
Задачи:
1.определить понятие «русалки»
2. изучить представления о русалках в разных мифологиях
3. собрать сведения о рассказах очевидцев о русалках
Гипотеза: если сказания о русалках встречаются у разных народов мира, может ли это говорить о их реальном существовании.
Объект исследования: русалки
Предмет исследования: реальность существования русалок.
Актуальность исследования.
В мире существует множество необъяснимых явлений, непонятных, неизученных ещё феноменов. Одним из таких, по нашему мнению, существ является русалка. Люди часто имеют о чём-либо поверхностные представления, основанные на информации полученной из СМИ, не задумываясь о том насколько она верна или есть ли у неё другие версии. В последнее время именно телевидение и средства массовой информации формирует наше представление об окружающем мире. В 2008 году в газетах писали о нашей Алтайской русалке, что же это очередная «утка» или настоящая находка.
Вместе с тем в нашей жизни имеют место представления, пришедшие к нам из древности, из истории, верований и обычаев нашего народа. Как они изменяются и влияют на наши представления сегодня? Мы решили начать наши исследования именно из древности.
План работы.
Изучить любую доступную информацию по данному вопросу. Изучить фольклор, мифы и легенды, интернет, газетные публикации, телепередачи возможно именно там мы найдём ответы на наши вопросы.
Выяснить, что известно о русалках в России. Анализ исторических хроник основ языческой культуры Древней Руси.
Знакомство с литературными произведениями А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Г.Х. Андерсена и др.
Узнать у ребят, что они знают о русалках и как относятся к данному вопросу.
Провести анкетирование учащихся и учителей.
Глава 1. Происхождение русалок на Земле.
Характеристика русалок
Свои исследования мы начали со словарей. В них мы нашли следующие значения слова русалка.
Русалка – в народных поверьях и сказах: существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)
Русалка – русавка, сказочная жилица вод, водяная, шутовка, любаста, водяница, берегиня; на юге русалки, мавки, майки, весёлые, шаловливые создания, на севере и востоке злые, из числа нежити; в Малороссии это не крещённые дети; они наги; с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смерти, топят. Ходят, как русалка (о девке, нечесаная).
(Даль Толковый словарь)
Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами.
По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы.
По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а около Троицына дня выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту, так называемую, «русальную неделю» (неделя Троицы) русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. На этой неделе и в следующий, Духов день, в открытых водоёмах не купались и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в это день девушки ходили в лес «русалку крестить». Сёмицкая суббота называлась «кличальный день», отмечаемый как проводы русалок. Особенно активны русалки также в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля).
Согласно описанию Пушкина, русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом». По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут». В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги. Где они бегают и резвятся, там, впоследствии, трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
Представления о внешнем виде РУСАЛКИ неоднородны. В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что РУСАЛКА выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу во время похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест. В южнорусских поверьях РУСАЛКИ характеризовались более нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли признаки потусторонней «нежити»: «РУСАЛКА в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»: «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».
В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.
Происхождение русалок
Изучая данный вопрос, мы обнаружили несколько версий происхождения русалок на Земле.
Версия первая.
Русалки произошли от вавилонских божеств, связанных с Солнцем и Луной. У бога Солнца Оаннесса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия – из рыбьей чешуи. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек. Богиня Луны Атаргатис, полуженщина-полурыба, бала, по мнению вавилонян, предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что Солнце и Луна, заканчивая своё ежедневное путешествие по небесному своду, погружаются в море. Поэтому боги их символизирующие, должны были иметь подходящие тела для жизни, как под водой, так и на суше.
Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.
В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.
Русалки упоминаются в фольклоре всех стран мира, а если в стране нет моря, то её домом становится река, озеро или даже болото.
Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегерёв считает, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.
В большинстве легенд русалки представляются созданиями, имеющими человеческий облик до пояса и рыбий хвост вместо ног, с красивыми длинными русыми или зелёными волосами. Они прекрасно пели и умели играть на музыкальных инструментах.
Версия вторая.
Поводом к созданию легенд о русалках, послужили встречи людей с морскими животными, чей внешний вид отдаленно напоминает человеческий. Возможно, что иногда тюлени, моржи или морские коровы воспринимались как таинственные, наполовину человеческие существа. Исследователи утверждают, что морская корова, поедающая водоросли, может быть похожа на серого получеловека-полурыбу с зелёными волосами.
Данная версия всё же неспособна объяснить все случаи наблюдения русалок, когда криптиды наблюдались с близкого расстояния, но всё же вполне применима к фольклору и суевериям, связанным с русалками.
В Малой Азии целый народ вел свою родословную от русалок и тюленей. В древней легенде морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого внимания сына Зевса. Однако он был настойчив, и вскоре нимфа родила сына. Его назвали Фокус — «Тюлень». Потомки Фокуса — фокойцы — гордились своим происхождением от морской нимфы.
Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.
Версия третья.
Русалка – это неизвестный науке существа, некогда населяющие нашу Землю. В 1991 г. В журнале «Наука и жизнь» (№4) были опубликованы материалы Карла Банзе под названием «Основы биологии русалок», где на основе сообщений различных эпох делается попытка описания русалок и представление их неизвестными зоологической науке водными млекопитающими, обитающими в прибрежных водах тёплых морей. По мнению Банзе существовало три вида русалок:
Русалка обыкновенная – «обитала в Средиземном море и у атлантических берегов Испании и Португалии».
Русалка индийская – обитала «у атлантического побережья Америки».
Русалка эритрейская – обитала в Красном и Аравийском морях, а также в Индонезийском архипелаге»
Карл Банзе в своей работе пишет, что «Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, культура русалок не была высокоразвитой. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду».
Образ русалки у восточных славян.
У ворот береза
Зелена стояла,
Веткою махала;
На той на березе
Русалка сидела,
Рубахи просила:
«Девки, молодухи,
Дайте мне рубаху:
Хоть худым-худеньку,
Да белым-беленьку!»
—
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.
Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению.
В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Чтобы задобрить русалочьи души крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам-душам скромные жертвы, развешивали на деревьях одежду. Совершались такие обряды в современный нам Духов, или Троицын день.
Но с приходом христианства образ богообразной красавицы померк. Русалка (1), как и многочисленные ее «родственники», населяющие луга, поля, леса, обитающие в крестьянских домах и овинах, попала в разряд нечистой силы.
1.3.Образ русалок в русской литературе
С детства в наше сознание, входят волшебные сказки. Читатель любого возраста может перечислить героев волшебной сказки: Змей Горыныч, птица Феникс, единорог, василиск, говорящие животные(козлята, волк, лиса, медведь), кикимора, русалка. Эти герои созданы человеческим сознанием, именно как мифологические.
В литературных произведениях «русалки» - мифологические существа, имеющие женское тело до пояса и рыбье от пояса. Кожа русалок бледная, хвост покрыт чешуёй, руки имеют перепонки между пальцами, волосы светлые и длинные.
Образ русалки встречается у таких классиков как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Горький. Наибольшую популярность достигла русалочка из сказки Андерсена, а позднее созданный на её основе мультипликационный фильм «Русалочка» Уолта Диснея.
В творчестве А. Пушкина русалочий сюжет занимает особое место, он волновал поэта на протяжении всего творческого пути. Образ русалки в поэме «Руслан и Людмила» встречается фрагментарно – «Русалка на ветвях сидит». Имеется одноименное стихотворение «Русалка». У Пушкина русалка сказочный персонаж, который в традиционной мифологии славян связан не только с водой и берегом, но и деревьями, и с полем. Описывая русалку Пушкин использует мифическое число «3» и опирается на фольклор, его русалка прекрасная, бледная, со сверкающей кожей и сила её злая и губительная для человека. Пушкинская русалка «грешная» губит душу «безгрешного монаха», идет враждебное противопоставление языческих стихий и христианских представлений. В отличие от западных образов его русалка завлекает не чудной песней, а смехом. Поэт делает акцент на сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.
У Лермонтова русалка связана с традиционным образом взятым из европейских традиций, Русалка у Лермонтова – беззлобное существо, способное на любовь к человеку. Она скорбит о погибшем витязе, лежащем на дне. Основной мыслью является – «человек не может слышать и понимать другого».
У Н. Гоголя происходит диалог между русалкой и юношей («парубком»). Это отличает его от славянской мифологии, где русалки никогда не вступают в диалог, а только завлекают, очаровывают пением и внешностью. Гоголь отметил, что русалки опираются на пять чувств человека и предстают в том образе в котором мы можем их представить, путем телепатии (внушения).
В исторических хрониках происхождение слова «русалка» и характерные черты образа считаются истинно русскими. На территории современной России в стародавние времена проживали народности, характерной чертой которых были светлая кожа и светлые волосы (от золотисто-светлых до золотисто- каштановых), которые позднее стали называть русые, цвет глаз отличался голубыми и серо-синими оттенками. Называли такие народности «русы», отсюда и общий корень со словом «русалка». Народ имел самобытную высокую культуру, родословной шёл от древнего народа Ариев и был выходцем из Великой страны Гипербореи.
4 . Изменения представлений о русалках.
Отличительной чертой народа было единство существования с окружающей Природой. Мир в их представлении был многомерен и сложен, место человека в нем было не центральное, а по соседству с другими представителями Существовало две реальности Явь и Навь. Явное – люди, птицы, звери, жизнь в привычном нам понимании. Навь – противополо-женное явному состояние, заполненное существами тесно связанными с явным миром посредством чувственного контакта. Обе реальности имели представителей добра и зла, связующими являлись нейтральные посредники.
Русалки не являлись злобными созданиями, а были проводниками из реальности явной в иную. Жили русалки в междуречье по берегам рек и назначение их «сопровождение умерших» людей к их последнему пристанищу. По древним погребальным обрядам тело погибшего человека сжигалось, а прах развевался над водой.
Русалки любили людей и помогали им (спасали от утопления, тех кому рано переходить в другой мир, могли вывести заплутавших путников), но русалочий оберег, был очень важен для каждого. При встрече с русалкой необходимо было подарить ей гребень, чтобы она расчёсывала свои волосы, стараться смотреть на неё через зеркало воды. Русалки ищут среди людей своего любимого, стремятся, выйти замуж за человека и завести ребёнка. При появлении такого малыша, русалка подкидывала его в семьи рыбаков или на водяную мельницу. О родстве такого ребёнка с русалками говорил, лежащий рядом русалочий гребень, такому человеку был открыт путь общения с потусторонними существами и они не могли причинить ему зла. В благодарность за помощь в воспитании детей русалки загоняли рыбу в сети рыбаков, а жернова водяной мельницы не останавливались никогда, даже в самые сильные морозы, когда все реки встали. Среди людей рыбаков и мельников побаивались, за связь с существами из другого Мира.
Из вышесказанного становится ясно словосочетание «сделал по наитию», сделал по подсказке из мира Навь. Людей одаренных таким мышлением называют одаренными, талантливыми, среди них много творческих личностей, гениев, людей с экстрасенсорными способностями.
Но на смену древним народностям, пришла Русь языческая с многобожием, выгодным вождям племён. Появились Боги воды, земли, солнца и другие, которым нужно отдать всё, чтобы не прогневить богов. На земли пришёл страх смети, голода, жертвоприношения. Люди стали преследоваться за связь с потусторонним миром - это стало привилегией жрецов, жажда власти разрушила мир гармонии и единства человека с Природой. Если человек был замечен в связи с духами, его называла колдуном или ведьмой.
С этой поры в языческом представлении появились злые русалки, которые завлекут в воду и утопят. Писать о этом было запрещено в древних летописях и русалки, лешие, кикиморы, Баба Яга, Кощей Бессмертный и др. стали героями устного – народного творчества, а точнее фольклора славянского народа. На смену язычеству пришло христианство.
Проходили тысячелетия, но и сегодня русские люди вопреки всем попыткам лишить нас памяти народной, живут опираясь на исконно русские традиции в жизни. Мы придерживаемся неписанных правил бытия, действуя по наитию. Мы верим в то чего никогда не видели.
ГЛАВА 2. Анализ исследования.
2.1. Наши результаты исследования.
В ходе нашей работы мы использовали толковые словари, мифы и фольклор, художественную литературу, а также Интернет. Из выше перечисленных источников мы поняли, что возможное существование русалок не доказано, так как и не доказано их отсутствие. Ведь любое упоминание русалок имеет изначально не объясненное происхождение. И данная тема интересует не только нас, но и ученых крептозоологов, учёных изучающих фольклор. Далее наша работа шла по двум направлениям.
Русалка – это неизвестный науке существа, некогда населяющие нашу Землю.
Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, сказочный персонаж.
- анкетирование учащихся;
- эксперимент.
Чтобы определить отношение наших сверстников к русалкам мы провели анкету. В анкете мы опросили учащихся 2-4 классов и получили следующие результаты:
На вопрос «Кто такие в вашем представлении русалки?»
53% учащихся ответили, что это девушка с хвостом;
29%- считают, что русалки –это полурыба, получеловек.
23% ответили, что это красивая девушка с длинными зелеными волосами
15% считают что русалки нимфы и мифическое существо
Анкета показала, что большинство учащихся не верят в существование русалок.
36%-ответили «да»
64% ответили «нет»
Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.В. Набоков, И.В. Гёте и другие. И, конечно, всемирно известна русалка, вернее, русалочка, созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. Я сама прочитала некоторые произведения, а с некоторыми меня познакомила моя мама. Результаты своего исследования по произведениям мне помог записать в таблице мой учитель.
Автор и название произведения. | Образ русалки в произведении. | Характер русалки. |
Г.Х.Андерсен «Русалочка». | Красивая девушка с рыбьим хвостом, любящая принца и ради него променявшая свой дивный голос на ноги и возможность ходить. | Беспомощная и униженная внешне, полна мужества и великой нравственной силы. |
М.Лермонтов «Русалка» | Юная дева, поющая песню об утонувшем витязе. | |
А.С.Пушкин пьеса «Русалка» | Привлекательная девушка, отвергнутая князем, утопилась и жаждала мести. | Мстительная, холодная, расчётливая русалка. |
«Русалка» повесть А.Н.Толстого | Повесть о старом рыбаке, который нашел и приютил русалку. | Капризная, заставляет рыбака делать все, что ей хочется. |
«Майская ночь или Утопленница» повесть Н.В.Гоголя | Добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. | Прекрасная и добрая русалка |
Вывод по главе 2.
Прочитав книги, информацию в интернете мы многое узнали о русалках. Мы не нашли подтверждения нашей гипотезы о реальном существовании русалок. Так как мы не нашли нигде подтверждение о невозможности существования в прошлом русалок, мы склонны предположить, что это возможно будет сделано в будущем. Но мы с уверенностью можем утверждать, что русалки не существовали ни как реальные существа, ни как духи, несмотря на то, что при наличии рек и озер были утопленники. Узнали об обрядах посвящённых этим существам.
Мы убедились, что со временем меняется взгляд людей на вещи и события. На представление наших сверстников на русалок оказал мультфильм «Русалочка» Уолта Диснея.
На классном часу я рассказала одноклассникам о русальной недели и об обрядах, которые были у славян связанные с русалками. Мой рассказ очень заинтересовал одноклассников. Большинство ребят сказали, что о русалках знают из мультфильма «Русалочка» Уолта Диснея.
Современная наука уже неоднократно подтвердила, что чудес, волшебства на Земле не существует, всему есть научное объяснение. Давно пересмотрены многие теории и сейчас ведётся активный поиск научных доказательств многим мистическим явлениям.
Теория Дарвинизма признана утопией, рассматриваются новые, множественные эволюционные линии. По одной из версий, в водной стихии существуют человекоподобные существа, относящиеся к классу млекопитающих. Может быть в ближайшее время мы познакомимся с настоящими русалками.
Заключение.
Самым трудным в нашем исследование было найти доказательства существования русалок. Мы не смогли найти доказательства существования русалок . Но мы можем предположить, что русалки возможно существовали в Европейской части России.
Проанализировав факты и материалы о русалках – одной из наиболее интересных частей мифологии пришла к следующим выводам:
1 Каждый русский человек должен знать свои истоки, изучать фольклор, обряды и обычаи родной земли, древние заговоры.
2 Необходимо интересоваться археологией, этнографией, историей славянского языка. Славяне – крупнейшая группа народов в Европе, каждая группа проживает на своей территории, подчиняясь различным законам и правилам, Бытие славян неразрывно связано с Природой.
3 Окружающая реальность враждебно настроена к человеку, но люди приспосабливаясь в сложным условиям жизни выживают.
4 Культура славянских народов насквозь пропитана мистикой ( приметы, обычаи, заговоры, гадания, знахарство, обереги), которая не подлежит изменениям сколько бы лет не прошло.
Русалки требуют детального изучения, как в исторических хрониках, так и в современной научно- публицистической литературе.
Таким образом, в результате проведенного исследования я выполнила поставленные задачи и считаю, что цель достигнута. Я узнала много нового, составила словарик и думаю, что он мне пригодится.
Говорить, насколько верна наша гипотеза, пока невозможно. В любом случае человек сегодня очень любит воду, с удовольствием купается в ней, да и вообще жить без нее не может. Каждый человек выбирает сам, верить им в существование русалок, или нет. Мне хочется верить, что они существуют. Хотя с научной точки зрения, существование русалок еще пока не доказано.
Список литературы
Словарь русского языка. С.И. Ожегов. М., 1972.
Толковый словарь. Даль. М., 2007.
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.
Максимов С.В. Нечистая. неведомая и крестная сила. М., 1993.
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986.
Пыпин А.Н. Ложные и отреченные книги русской старины // Памятники старинной русской литературы, изданные Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 67.
Наука и жизни №7/2004. «О язычестве восточных славян».
Наука и жизнь №4/1991. «Основы биологии русалок».
Попурри для детей №10 (50)/ 2005. «Рыбохвостые богини».
Художественная литература.
Андерсен. Х.К. Сказки. Истории. М.,1988.
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Воронеж, 1982.
Лермонтов М.Ю. Избранные произведения. М., 1984.
Пушкин А.С. Избранные произведения. М., 1968.
А. Пушкин «Руслан и Людмила»,
Стихотворение «Русалка»
6. М. Лермонтов Сборник стихов.
7. Н. Гоголь «Майская ночь или утопленница»
8. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
9. М. Семенова «Быт и верования древних славян»
10 «Велесова книга»
Интернет – источники.
www.x-fails.com
www.4goodluck.org
paranormal-zone.ru
www.mirfentazy.ru
www.testsoch.info
narod.ru
myfhology.info
www.inomir.ru
4stor.ru
http://www.my-works.org/text_82496.html
http://www.kekc.info/stikhiaspushkina/rusalka.html http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan33.php
http://www.mifinarodov.com/r/rusalki.html