СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Историческая справка: ….………………………………………..….….4
Глава 2. Быт, обычаи и народное творчество татар Большереченского района…………………………………………………………………………..……...6
2.1 Хозяйственная деятельность. …………………………………………………….6
2.2 Характеристика национального костюма татарского народа …………………6
2.3 Национальная татарская кухня………………………………………………….7
2.4 Татарские праздники……………………………………………………………...8
2.5 Обычаи гостеприимства татар…………………………………………9
2.6 Народное творчество татар……………………………………………………….9
Глава 3. Практическое исследование……………………………………………. 11
3.1 Посещение Центра татарской культуры и музея с.Уленкуль …………………11
3.2. Анализ социологического опроса «Сохраняются ли обычаи
татарского народа в наше время» ………………………………………...……...... 13
3.3 Анкетирование……………………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………….………....14
Литература……………………………………………………………………...…...15
Приложения…………………………………………………………………...……..16
«Средь полей ходить - землю познать,
средь людей ходить - народ узнать».
Народная татарская пословица
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
У каждого народа есть одна главная составляющая, что объединяет его. Это традиции и обычаи. Сохраняя и передавая их из поколения в поколения, человек спасает себя и свой народ от исчезновения.
Я, русская по национальности, и моя родина – посёлок Большеречье, где около 15% населения составляют татары. У нас соседи по улице - татары, среди моих друзей и подруг тоже есть татары. В техникуме, где я учусь на повара, кондитера, обучаются люди разных национальностей, в том числе и татары. Живем мы между собой дружно, этим и гордимся. С детства слышу как русскую речь, так и татарскую (соседи в семье часто общаются на своём родном языке).
Проблема изучения традиций и обычаев татарского народа, я считаю, стала актуальной в наше время. Во-первых, близость народа любой национальности к своей культуре играет большую роль в воспитании нравственных качеств человека. Это особенно важно сейчас, когда в современном мире осталось так мало доброго, светлого, чистого. Люди должны знать историческое прошлое и культуру своего народа, так как без прошлого, я уверена, не может быть счастливого будущего. Во-вторых, люди других национальностей, живущие рядом с татарами, как мне кажется, должны знать, уважать традиции и обычаи татарского народа. Это сближает людей, укрепляет их отношения.
С раннего детства я езжу в село Уленкуль Большереченского района к родственникам в гости, где преобладающее население – татары. Летом там у них очень хорошо, особенно интересно - на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это сабантуй. С большим интересом и весело празднуют этот праздник не только татары, но и русские. Мне очень нравится смотреть на традиционные соревнования “Скачки”,на лазание по столбу, на бой мешками. Именно после такого большого праздника мне захотелось побольше узнать о татарском народе.
В своей работе я изучала национальные особенности татар, их быт, традиции, народное творчество. Для поиска ответов на свои вопросы я побеседовала с жителями татарской национальности посёлка, встретилась с работниками музеев с.Уленкуль, посетила сайты интернета, работала с дополнительной литературой, училась анализировать, делать выводы.
Цель работы: Исследование быта, обычаев и народного творчества татар Большереченского района.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить этнографию татарского народа.
Описать быт и традиции татар Большереченского района.
Дать характеристику костюму татарского народа.
Выявить особенности приготовления блюд татарской национальной кухни.
Изучить татарское народное творчество (сказки, пословицы, поговорки).
Выяснить, сохраняются ли обычаи татарского народа в наше время.
Объект исследования: татары Большереченского района Омской области.
Предмет исследования: особенности быта, традиций, народного творчества татарского народа, проживающего на территории Большереченского района.
Гипотеза: Изучение быта, обычаев и народного творчества татарского народа позволяет лучше узнать и понять татар, живущих рядом с нами.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование и обобщение, интервьюирование, изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов.
Научная новизна: были углубленно изучены быт, традиции и культура татар Большереченского района.
Практическая значимость. Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеурочных мероприятий, в краеведческой работе.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений.
ГЛАВА1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Татары являются вторым по численности коренным этносом в Российской Федерации. Общая численность — 6648,7 тыс. чел., из которых 5552 тыс. чел. живут в РФ, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский регион (свыше 4 млн.чел.). В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в республиках Татарстан (1765,4 тыс.чел.) и Башкортостан (1120,7 тыс.чел.). Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.).
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татары являются многочисленной тюркской группой. По данным Всероссийской переписи населения на территории Омской области проживает более 47,8 тыс. татар. На территории нашего посёлка, также как и на территории Большереченского района значительное преимущество в численности имеют русские и татары.
Таблица 1. Национальный состав р.п.Большеречье
Национальность | Численность населения, чел. | Доля от населения, % |
Русские | 9660 | 79,84 |
Татары | 1501 | 12,41 |
Казахи | 170 | 1,41 |
Немцы | 152 | 1,26 |
Другие | 617 | 5,08 |
Местные жители-татары утверждают, что их предки приехали сюда в XVIв.
Сибирские татары – старожилы с самым большим стажем из всех народов, проживающих в Прииртышье. На севере области есть татарские поселения с памятными столбиками, которые свидетельствуют о начале их истории в ХIII в.
Омский этнограф академик Н.А. Томилов считает, что сибирские татары связаны родственными узами почти с тридцатью народами нашей страны. Версий происхождения сибирских татар немало, но нам ближе та, что говорит о выходе татар с Алтая.
В чем отличие сибирских татар от казанских, крымских? Народ один, а условия жизни у них были разные. В Сибири ветры, шум тайги, суровый климат. Язык один, но в Сибири акцент жестче, тверже – от суровости жизни. Из Поволжья переселенцы-татары прибывали в Прииртышье и в ХIХ – начале ХХ веков. Интересную подробность отмечают омские историки: русские переселенцы, как правило, основывали в Сибири новые деревни, а татарские подселялись к старожилам, строили новые улицы в поселениях сибирских татар.
В настоящее время в Большереченском районе, как и в целом по стране, произошло массовое возвращение людей к вере. В том числе к вере обращается всё большее количество татар. В Уленкуле действует мечеть, благодаря которой, в том числе, в нашем районе не появилось последователей экстремистских учений.
Какие качества в татарских семьях ценятся выше всего? Что родители хотят воспитать в детях? На этот вопрос в беседах с земляками-татарами я слышала ответы: чтобы дети выросли и продолжали поддерживать родственные связи, уважали старших. Родители желают преемственности веры, сохранения языка и культуры. Особенно это волнует взрослых в наши дни, когда так активно культивируются западные ценности и американский образ жизни.
Татары Большереченского района – это, в основном, рабочие, крестьяне, строители, инженеры. Много учителей, психологов, врачей, людей творческих профессий.
ГЛАВА 2 БЫТ, ОБЫЧАИ И НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАТАР БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА
2.1 Хозяйственная деятельность.
Т
радиционной хозяйственной деятельностью татар Большереченского района являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством. Наряду с сельским хозяйством получили развитие ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.
Жилище раньше, в основном, строилось из дерева, сегодня при строительстве часто используется кирпич. Внутри жилища были встроенные лавки, полки, стулья. Широкие нары у передней стены являлись в прошлом универсальной мебелью – они использовались как кровати и как сиденья. Постельные принадлежности складывались в шкафы или сундуки.
И сегодня внутреннее убранство татарского дома сохранило многие этнические черты. Яркая раскраска обшивки, ажурная резьба наличников окон, цветные ткани разных тонов – все это создает неповторимый облик татарского жилища. Стены нередко украшаются вышитыми скатертями, молитвенными ковриками, домоткаными полотенцами, а под стеклом на передней стене вешается красочно оформленное изречение из Корана.
2.2 Характеристика национального костюма татарского народа .
Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации.
Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бешмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Поверх камзола мужчины надевали просторный халат с шалевым воротником, а зимой - шубы и тулупы. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом, поверх которой в холодное время носили меховую или стеганую шапку. Женские головные уборы отличались своеобразием у разных групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак получила распространение у татар-мишарей. Девичий головной убор такья представлял собой шапочку с полужестким околышем и мягким плоским верхом. Ее шили из синего, зеленого, бордового бархата и украшали вышивкой, бисером, монетами.
2.3 Национальная татарская кухня
Поскольку хозяйство татар сочетало и земледельческие, и животноводческие традиции, то национальная кухня представлена различными блюдами из муки, молока и мяса. Из муки пекли хлеб и лепешки, готовили пироги и пирожки из дрожжевого, пресного и сдобного теста (бэлэш, эчпочмак) с начинкой из картофеля, мяса, моркови, свеклы и т.д. Баранина, говядина и мясо птицы шли на приготовление супов, бульонов и вторых блюд; конину солили, перерабатывали в колбасу. Излюбленные сладкие печеные блюда – чак – чак, чэльпэк, баурсак и др.
Чак-чак : объедение, которое вы можете сотворить сами.
Итак, берём пять яиц, четверть стакана молока, немного сахара, соли, соды, муки. Делаем мягкое тесто, а из него маленькие и обязательно одинаковые шарики — как кедровые орешки. Тут нужно проявить терпение и старательность! А потом в кастрюлю вливаем немного растительного масла и прожариваем «орешки». Теперь добавляем в мёд сахар (в пропорции на один килограмм мёда 200 грамм сахара) и кипятим его. Получится очень липкая масса. Смешиваем её с «орешками». Наконец, из этого «строительного материала» сооружаем усечённую пирамиду. Всё! Чудо готово.
Что пьют татары
Любимый татарский напиток — чай. В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко, топлёные сливки или масло. Кроме чая татары, по старинному обычаю, пьют шербет — подслащенную мёдом воду. Раньше на праздниках пили бузу — сладковатый хмельной напиток. Слегка опьяняет кисловатый кумыс — его делают из кобыльего молока, ёче бал и кёрчемё — медовые напитки. Пьянство татарами веками презиралось.
2.4 Татарские праздники
Религиозные мусульманские праздники: Ураза гаете (Рамазан) — праздник поста и Курбан гаете праздник жертвоприношения.
У жителей Уленкуля я поинтересовалась, как проходит в семье татарский праздник? Ответы были различные, но вырисовывается такой сценарий праздника: нужно сходить в мечеть, потом встречать гостей. Готовятся особые блюда. Например, на Сабантуй – балеш (очень вкусный большой пирог с мясом, картофелем, луком) и еще обязательно сладкий – с рисом, курагой, черносливом, чак-чак. Спиртное не подается. У сибирских татар была традиция собираться за низким столом. Но сейчас в большинстве домов садятся за обычный стол. Все доброжелательны друг к другу.
Все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм (весенняя красота). Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть урожаю, а значит - и благополучной жизни. Народные праздники: боз карау (праздник ледохода), янгер яу (ранней весной дети собирали крупу, масло, яйца, из которых потом на улице при помощи старших дети варили в большом котле кашу и ели ее. Кызыл йоморка ( день сбора крашеных яиц). Утром дети начинали обход домов, заносили щепки в дом и разбрасывали их на полу — чтобы «двор не был пустым» и выкрикивали этакие напевалки-кричалки, например «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!»). Сабантуй - любимейший праздник татар, праздник труда, в котором сливаются воедино обычаи народа, его песни, пляски, обряды. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — национальная борьба курэш. Традиционные соревнования сабантуя: бой мешками с сеном верхом на бревне, бег в мешках; поход за призом по качающемуся бревну; карабканье по высокому столбу с привязанными наверху призами; конкурсы для татарских красавиц (кто быстрее и лучше нарежет лапшу). Сабантуй является символом обновления природы и объединяет людей всех возрастов, профессий, наций и верований.
В Омской области с 2001 года стало традиционным празднование Сабантуя в масштабах области. В селе Уленкуль Большереченского района уже трижды проводился Сабантуй областного значения. Сабантуй является ярким примером преемственности поколений, символом взаимопонимания и единения татарского народа. В последнее время стало доброй традицией включать в программу народных праздников мероприятия образовательного характера.
2.5 Обычаи гостеприимства татар
Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. «Если нет угощения, приласкай гостя словом» и «Если угощают, пей даже воду», — учат татарские народные пословицы. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения: сладкий чак- чак, щербет, липовый мед, и, конечно, душистый чай. «Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.
Чего нельзя…
Кроме алкоголя народная татарская традиция запрещала есть налима, потому что эта рыба считалась похожей на змею. Нельзя было есть раков, мясо хищных животных. Лебеди и голуби считались священными и их тоже не ели. Не собирали и не ели грибы. Мусульманам нельзя есть свинину: Коран запрещает.
Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение.
2.6 Народное творчество татар
В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов, у татар героические сказки :«Гульназек», «Три голубя», социально – классовые сказки: «Алпамша и смелая Сандугач», «Падишах, визирь и мельник», «Охотник и служанка», «Камыр – батыр», очень много семейных: сказки «Гульчечек», «Золотая птица», «Падчерица», «Мудрый старик», «Ум и Счастье» и др.
Познавать обычаи, традиции своего народа татарская молодежь может в центрах татарской культуры. Там же можно изучать свой родной язык, читать книги и газеты на татарском, ведь человек, не знающий родного языка, родных обычаев и традиций, отчуждается от своей нации.
Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка, гусли. В июне 2015 года в Уленкуле состоялся фестиваль «Гармошечка-говорушечка» (право проведение фестиваля в родном селе завоевал гармонист Руслан Ниязов, ставший победителем конкурса 2014 года). Всего в конкурсе гармонистов и частушечников приняло участие сто музыкантов и певцов.
Профессиональная культура имеет тесную связь с народным творчеством. Татары очень любят петь. После известного телевизионного проекта «Голос», где в финале соревновались две татарские девушки, все говорят об особом певческом таланте татар. Нет климата Италии, а голосистых много. Веками сложилось, что в семьях много пели. И не только на праздниках. Например, идет в деревне забой кур или гусей – соседи собираются вместе, работают и поют. Ну и, конечно, за рукоделием. Из всех видов народного искусства песенное имеет наименьшие потери. Слова и мелодии передаются по наследству.
О чем любимые песни татар? Очень много песен о маме. Они так нежно звучат! О разлуке, о любви. Многие посвящены прославлению женщины. Много колыбельных. Песенные традиции татар живы. А народные промыслы? В деревнях процветает рукоделие: вышивание, швейное мастерство, изготовление кожаных изделий. Есть и ковроткачество. Проблема с возрождением татарской архитектуры, декора домов. Какие красивые резные наличники еще сохранились в наших деревнях! Нужно позаботиться о том, чтобы это ремесло не осталось в прошлом.
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1 Посещение Центра татарской культуры и музея села Уленкуль
Официальная дата основания Уленкуля – 1651 год, однако его жители говорят, что возраст села на самом деле свыше 400 лет.
«В Уленкульское сельское поселение входит четыре деревни: Каракуль, Тусказань, Черналы и село Уленкуль, в которых проживает 1200 человек. Административный центр поселения – Уленкуль – самый крупный населенный пункт. Занимаются в основном скотоводством, разводят крупный рогатый скот, овец, лошадей. В селе Уленкуль и деревне Тусказань также занимаются и разведением пчел», —рассказывает о своем поселении глава Лейля Мавлетдиновна Мухаметшина.
На территории сельского поселения одна средняя образовательная школа, единственная в Омской области, где татарский язык преподается все 11 лет; детский сад, три малокомплектные школы, три ФАПа, ДК, Центр татарской культуры, две библиотеки, два сельских клуба, 10 магазинов, отделение связи, почта, мечеть «Хаир-ихлас». В 2014 году силами общественности, жителей села и спонсоров воздвигнут минарет.
« Мы учим и воспитываем наших детей, прививая им культуру татарского народа. Участвуя в различных конкурсах, представляем не только наше поселение, но и весь район, всю область и занимаем призовые места. Школа неразрывно связана с Центром татарской культуры, сельскими клубами – связь времен не прерывается», - продолжает свой рассказ Лейля Мавлетдиновна. Уже более десяти лет Л.М. Мухаметшина служит уленкульцам, не переставая давать уроки татарского, популяризируя культуру татарского народа, сохраняя и развивая его традиции.
Руководитель Уленкульским Центром татарской культуры Большереченского муниципального района Омской области, учительница краеведения Рахмангулова Залифа Абдрахимовна активно занимается сохранением и популяризацией татарской культуры. В Уленкуле созданы 4 сельских музея.
«Мы тесно сотрудничаем с государственными и общественными организациями Татарстана, получаем из Казани литературу, обучающие программы, гранты, ездим на конкурсы и фестивали. В нашем Центре татарской культуры действуют народный фольклорный ансамбль «Наза», молодежный ансамбль «Сайлян», детские ансамбли «Гуллер», «Салават купере», «Бэбиляр», ансамбль юношей «Джигиты», студия сольного пения «Мон», танцевальная студия «Энже». Старейший коллектив — и по возрасту участников, и по времени возникновения — «Наза» сумел победить в 2010 году в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале фольклорного искусства. В этом году ансамбль отметил свое 25-летие. «Наза» неоднократный лауреат всероссийского конкурса татарской песни, а также областного конкурса татарской песни «Новая звезда». Не так давно ансамбль стал лучшим фольклорно-этнографическим коллективом страны, а его отдельные участники, как, например, Людмила Жунусова и Назия Рачапова, ежегодно становятся победителями все новых и новых конкурсов. Вот так уленкульцы гремят на всю Россию!
Ни одно поселение Большереченского района не обладает таким количеством творческих коллективов, как Уленкуль.
«Кроме того, сейчас сборный коллектив Центра татарской культуры занимает первое место в районе по количеству лауреатов и всевозможных наград. Мы будем продолжать собирать наш фольклор», — рассказывает руководитель Центра татарской культуры Залифа Абдрахимовна .
В ЦКТ работают кружки: вышивания, лоскутного шитья, краеведческий кружок «Мирас», кружок художественного чтения «Родное слово», фотокружок «Миг», из которых вышло много победителей различных конкурсов.
А совсем недавно, в декабре 2017 года, в Уленкуль приезжали участники Дней татарского просвещения Омской области, в том числе - гости из Татарстана. Собравшиеся возложили живые цветы к бюсту Мусы Джалиля, посетили сельскую мечеть, познакомились с социальными партнёрами, побывали в музеях, в Центре татарской культуры, в Уленкульской средней школе. Татарскую национальную одежду представили сельские пятиклассники. Педагоги показали мастер-классы, где поделились опытом работы с детьми и подростками по сохранению традиций и обычаев своего народа, изучению истории национальной культуры.
«Посещают ли жители музеи?»,— интересуюсь я, узнав, что в Уленкуле 4 музея и что самому первому из них уже 30 лет. Залифа Абдрахимовна с гордостью отвечает: «А как же! В праздник — в мечеть, потом ко мне. Тут же вся наша история. Вот генеалогическое древо Шиховых до 50-го колена. Это потомки шейхов, шли в Сибирь еще в XVI веке из Средней Аравии караванами с целью исламизации. Тут уже смешались с аборигенами — сибирскими татарами. Я у нас в селе насчитала 29 человек с фамилией Ниязовы, считается, что самая распространенная татарская фамилия в Омской области, и 42 Шиховых! А Шиховы — потомки внука пророка Мохаммеда. Это мы все сверяли с Санкт-Петербургским и Тобольским архивами. Генеалогию сибирских татар никто точно определить не может. И в столыпинскую реформу татары в Сибирь ехали, и в сталинские времена их сюда ссылали, и аборигены были, смешались все. В музее экспонатов — тысячи. Письма с фронта люди сохранили».
3.2 Анализ социологического опроса
В ходе исследовательской работы мы провели социологический опрос студентов нашего техникума и просто жителей посёлка татарской нации о том, насколько хорошо они знают традиции и культуру своего народа. Анализ результатов опроса показал, что практически все опрашиваемые считают себя татарами, более половины из них знают татарский язык и более 80% опрошенных знают и чтут традиции своего народа. ( см. Приложение 2).
3.3 Анкетирование одногруппников
В начале работы над исследовательской работой в октябре 2017 года я предложила одногруппникам (24 чел.) ответить на вопросы анкеты.
Спустя 3 месяца мы провели классный час в группе на тему моей работы и ребятам вновь были предложены те же анкеты. Результаты по некоторым вопросам очень отличались от предыдущих ( см. Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сделаем выводы.
Считаю, что цель моей работы достигнута: я очень много нового узнала о татарах вообще и, в частности, о жизни татар сельского поселения Уленкуль, где соблюдают и чтут обычаи и традиции татарского народа, понимаю насколько высока культура и быт этого этноса. Я изучила и проанализировала литературу по проблеме. Провела анкетирование одногруппников и социологический опрос людей татарской национальности, посетила музеи, Центр татарской культуры, побеседовала с интересными людьми.
Результаты анкетирования одногруппников показали, что после проведения классного часа, на котором я выступила со своей исследовательской работой, ребята лучше узнали традиции, обычаи, народное творчество татар и прониклись бОльшим уважением к ним.
Татарские обычаи, традиции и народное творчество очень красочны, интересны, загадочны. Главное - бережно хранить их, передавать их из поколения в поколения, прививать любовь к старине, к истокам. Приобщение человека к народным традициям делает его чище и добрее. Очень важно знать и уважать культуру и традиции народов, живущих рядом с нами.
Гипотеза, что изучение быта, обычаев и народного творчества татарского народа позволяет лучше узнать и понять людей татарской национальности, живущих рядом с нами, способствует сближению народов, проживающих в районе, подтвердилась.
Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также материал может быть интересен не только жителям района, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры нашего района, нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эдуард Паркер «Татары. История возникновения великого народа»
2. Увлекательный татарский язык. Куңелле татар теле. Р.З.Хайдарова, Г.М.Ахметзянова, Л.А.Гиниятуллина.
3.Адиатулин Ф.З. «Настоящая татарская кухня»
4. Дамир Исхаков «Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа)».
5.Интернет ресурсы: www search
Приложение 1
Глава Уленкульского сельского поселения Мухаметшина Л.М.
Заведующая ЦТК Рахмангулова З.А. и директор школы А.А. Давлетбагин
У Центра татарской культуры
Приложение 2
Социологический опрос
К какой национальности Вы себя относите?
Знаете ли Вы татарский язык ?
Соблюдаете ли Вы традиции Вашего народа?
Результаты:
Приложение 3
Анкета
Как Вы относитесь к другим нациям?
А) Положительно Б) Отрицательно
Есть ли у Вас друзья другой национальности?
А)Да Б)Нет
3. Считаете ли Вы свою нацию выше других наций?
А)Да Б)Нет
4. Считаете ли Вы нужным уважать другую национальность?
А)Да Б)Нет
5. Как Вы относитесь к обычаям, традициям другой национальности?
А) Положительно Б) Отрицательно
Результаты (из 24 человек):
№ | Вопросы анкеты | Октябрь 2017 года | Январь 2018года |
1. | Как Вы относитесь к другим нациям? (Положительно) | 23 | 24 |
2. | Есть ли у Вас друзья другой национальности? (Да) | 18 | 18 |
3. | Считаете ли Вы свою нацию выше других наций? (Да) | 7 | 4 |
4. | Считаете ли Вы нужным уважать другую национальность? (Да) | 21 | 24 |
5. | Как Вы относитесь к обычаям, традициям другой национальности? (Положительно) | 16 | 21 |
10