СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к исследовательской работе (проекту) 1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать; 2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы; 3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы; 4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы; 5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы; 6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Муниципальное образовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»

ХХVII Научно –практическая конференция «Интеллектуалы ХХI века»















Исследовательский проект

«Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста»

















Выполнил: ученик 4 «Г» класса

Гулиев Сабир МОАУ СОШ № 56

Руководитель проекта: Довгань Т.Н.

учитель начальных классов









2023 г

Тезисы

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что детский сленг – начальная ступень процесса развития языка и его пополнения.

Цель проекта: исследование и изучение сленговых слов учащихся 3-4 классов и использование их в семье.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Найти теоретический материал по данной теме.

  2. Составить анкету-опросник отдельно для школьников и отдельно для их родителей.

  3. Провести независимое анкетирование школьников и родителей.

  4. Обработать данные (составить таблицу, диаграммы, схемы).

  5. Проанализировать и сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературных и Интернет источников, анкетирование детей и родителей, анализ и сравнение статистических данных.

Для исследования была выдвинута гипотеза: школьники одной возрастной категории знают те же современные слова и их значение, которыми пользуюсь я; родители тоже знают эти слова и их значение.

Интернет-сленгом в реальной жизни пользуются не только дети, но и взрослые, люди других поколений. Это нормально, потому что в обществе происходит процесс цифровизации. Родителям стоит быть в курсе лексикона ребёнка. Не нужно это углублённо изучать, но игнорировать тоже не стоит. И это поможет родителям лучше его понимать.

Выдвинутая мною гипотеза после анализа полученных данных не подтвердилась: школьники моего возраста знают разное количество сленговых слов, кто-то больше, кто-то меньше.

В ходе исследования мы пришли к выводу: если между сверстниками сленг упрощает общение, то между людьми разных поколений наоборот усложняет, так как приходится объяснять значение тех или иных слов.









Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Значение сленговых слов………………………………………….... 6

Глава 2. Сленг как средство общения среди сверстников………………….. 9

Глава 3. Русский язык - основа культуры……………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………16





























Введение

Родители детей младших классов не всегда понимают, о чём говорят их дети. Кто-то раздражается и выступает против появления новых слов, а кто-то пытается вникнуть и запомнить. Важно понимать, что появление новых слов зависит от ситуации, в которой находится ребёнок в тот или иной момент.

И говорить о том, что из-за сленга язык стал хуже и непонятнее, нельзя. Он меняется и подстраивается под определенные события и действия нового поколения, и это происходит автоматически.

Если мы говорим о времени, когда родители были детьми, всё было иначе: не так был развит интернет, не было социальных сетей, общение происходило через письма и телефон. Сейчас ситуация с точностью до наоборот.

И такие вещи влияют на формирование языка, особенно среди детей и молодёжи. Поколения меняются, какие-то вещи уходят в прошлое, другие приобретают новое значение.

Я заметил, что общаясь между собой, школьники, мои сверстники, разговаривают на своём, особом языке, который  понятен не многим, а только определенной группе.  Меня  заинтересовало это. И я решил разобраться и выяснить, что это за слова, почему и  выбрал тему своей исследовательской работы: « Использование современного сленга детьми младшего школьника».
Актуальность моего исследования обусловлена тем, что детский сленг – начальная ступень процесса развития языка и его пополнения.

Именно в младшем школьном возрасте дети начинают применять новые слова осознанно и постоянно среди сверстников, а далее в семьях.
В то же время старшее поколение задается вопросом о значении используемых слов в речи своих детей.

Цель проекта: исследование и изучение сленговых слов учащихся 3-4 классов и использование их в семье.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

-Найти теоретический материал по данной теме.

-Составить анкету-опросник отдельно для школьников и отдельно для их родителей.

-Провести независимое анкетирование школьников и родителей.

-Обработать данные (составить таблицу, диаграммы, схемы).

-Проанализировать и сделать выводы.

Для исследования была выдвинута гипотеза: школьники одной возрастной категории знают те же современные слова и их значение, которыми пользуюсь я; родители тоже знают эти слова и их значение.

Объект исследования: языковая среда учащихся.
Предмет исследования: устная речь учащихся и родителей.



































Глава 1. Значение сленговых слов

Начиная работу над темой этого проекта, я задумался: «А какие слова знаю я, и в каких случаях их использую?». Мною для исследования было отобрано 15 слов и определено их значение: нуб, пранк, фэйк, краш, зашквар и т.д.

Эти слова составили первую часть таблицы одинаково для детей и их родителей.
Наверное, во всех школах всегда были, есть и будут такие слова, которые понятны любому человеку. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык.

Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. Поэтому следующим шагом исследования стал поиск значений этих слов в современных словарях.

Ауф — слово, которое можно сравнить с «круто». Оно используется для выражения самого разнообразного спектра эмоций, так что важно прислушиваться к интонации, с которой оно было сказано.

Буллить (от английского bully — задира) — используется, когда хотят сказать об издевательствах над кем-то. Есть даже отдельный термин буллинг — означает систематическую травлю, как правило, происходящую в школе, однако он может затронуть любую компанию или группу.

Варик — то же самое, что и «вариант».

Гоу (от английского go — пойдём) — иногда сокращается как «го». Так говорят, когда хотят позвать кого-то куда-то. Например, «гоу в магазин».

Жиза — то же, что и «жизненно». Как правило, употребляется в ответ на рассказанную кем-то историю или случай, если человеку не понаслышке знакома ситуация.

Зашквар — что-то стыдное и позорное. Это слово пришло к нам из тюремного жаргона. От него же происходит прилагательное «зашкварный» — стыдный.

Пранк (от английского слова prank — розыгрыш) — шутка, розыгрыш, выходка. Чаще всего это очень жестокие и негативные подшучивания над другими, так что опасайтесь пранков. Те, кто часто разыгрывают людей и снимают это на видео, называются «пранкеры».

Топ (от английского top — верх) — также используется вариант «топчик». Если вам говорят, что какая-то вещь «топ», это значит, что она очень крутая.

Хейтить (от английского hate — ненавидеть) — буквально, презирать и не любить кого-то. Хейт (ненависть) может быть открытым — например, можно оставлять негативные комментарии под видео нелюбимого блогера, ярко проявлять эмоции, так и закрытым — просто тихо кого-то ненавидеть. От этого же слова есть термин «хейтер» — ненавистник.

Краш (от английского crush — увлечение) — то же, что и «возлюбленный», предмет тайного воздыхания, но может относиться как к реальному человеку, так и к персонажу из мультфильма, фильма, книги или игры. При этом чувства к этому человеку чаще всего не выражаются и остаются секретными. Отсюда же идёт глагол «вкрашиться» — по-старому, «втюриться».

Нуб (от английского noob — новичок) — подобным неприятным словом называют тех, кто плохо разбирается в чём-либо, причём не всегда этот человек должен быть новичком в каком-либо деле.

Рофлить — безудержно смеяться, шутить. От английского «Rolling On the Floor Laughing» — катаюсь по полу от смеха.

Стримить — вести прямую трансляцию в интернете.

Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.

Скрафтить - так говорят, когда в игре нужно самому игроку не получить готовый предмет для игры, а изготовить, сделать, создать при каких-то условиях. Например, в игре Майнкрафт нужно сделать деревянную броню, сейчас говорят не "сделать", а "скрафтить"

Большинство представленных слов имеют англоязычное происхождение. Использование таких слов детьми младшего школьного возраста увеличивается с началом изучения в школе иностранного языка.
Сегодня язык стремится к скорости, к сокращениям. Письменная и устная речь сейчас заменяют друг друга: письменная речь приобретает характеристики устной, становится более краткой, быстрой.

И обмен мнениями, обмен какими-либо мыслями сейчас стал отрывочный, без распространённых предложений, только краткие ёмкие фразы. Общение подростков проходит в социальных сетях, там оно лишено приветствий и прощаний, просто происходит обмен мнениями или обмен новостями без лишних слов. Ответы на вопросы короткие, иногда просто в виде стикеров или смайлов.

И это очень влияет на общение в реальной жизни: речь становится редуцированной, укороченной, появляются новые сленговые выражения, которые заменяют длинные фразы на более короткие. Происходит слияние реального общения с сетевым.

Особое внимание следует уделить компьютерному сленгу. Появившись как профессиональный жаргон программистов, компьютерный язык быстро преодолевает границы профессионального средства общения. Он все больше приобретает черты группового, корпоративного жаргона, число носителей которого растет.

В настоящее время можно поспорить с ними. Сейчас компьютерный сленг понятен младшим школьникам больше, чем их родителям из-за массового распространения доступных компьютерных игр.







































Глава 2. Сленг как средство общения среди сверстников

Мною были разработаны анкеты отдельно для родителей и школьников. Анкета состоит из двух частей. Первая часть содержит таблицу с подобранными мною словами. Во второй части анкеты указаны вопросы, на которые необходимо было дать свой ответ. Анализ второй части анкеты я приведу в главе 3.

В опросе приняли участие 20 учеников 3- 4 классов и 15 взрослых, являющиеся их родителями. Полученные данные занесены в таблицы.

Оказалось, что 10 детей из 20 (50%) знают все 15 слов. Некоторые дети предложили свои варианты значения этих слов, которые в большинстве случаев были синонимами. Но, например, слово «ауф» имеет достаточно разные значения: кайф, красиво, восхищение. Слово «рофлить» имело значение: смешить, злобно шутить, громко смеяться.

Самым не знакомым среди одноклассников словом оказалось слово «рофлить». Причём и я, и они не знали настоящего значения, как указано в словаре. Анализ анкет детей показал, что некоторые слова дети знают по компьютерным играм. Особенно заметно по слову «нуб», которому дети предложили свои варианты: не играл, не профи, простой игрок, ничего не знает в игре.

Как показывает таблица анкетирования взрослых, 5 человек из 15 (33%) знают все предложенные слова и нет ни одного родителя, который бы не знал хоть одного слова. Причём слово «нуб» у них не ассоциируется с компьютерными играми, как у детей. Этот вывод можно сделать по предложенным своим вариантам: глупый, оскорбление. А к слову «буллить» были предложены еще значения «задира», «мучить» и «негатив».
После анализа этих таблиц была составлена диаграмма распространённости 15 сленговых слов среди учащихся и их родителей (Приложение 1).

По ней видно, что слова «пранк», «краш» и «фейк» знают абсолютно все дети (100%). Далее среди детей по распространённости следуют слова: «скрафтить», «буллить», «топ», «хейтить», «ауф». Самыми нераспространёнными словами оказались «зашквар», «стримить» и «рофлить».

Взрослые показали немного другие результаты: нет ни одного слова, которое знали бы все взрослые. Среди взрослых по распространённости следуют слова: «пранк», «хейтить» и «фейк». Менее знакомые слова взрослым: «зашквар», «нуб» и «рофлить».

Также мне стало интересно, используются ли эти слова в речи детей и родителей. Поэтому была составлена диаграмма использования сленга в речи.

Из данной диаграммы видно, что нельзя точно сказать, что дети используют сленговые слова намного больше, чем их родители.

Глава 3. Русский язык - основа культуры россиян

Во второй части анкеты респондентам было предложено ответить на три вопроса. Ответы детей представлены в Приложении 3.

Большинство респондентов, отвечая на вопрос «Какие источники появления новых слов Вы используете?», дали вариант – сеть Интернет. Из представленных диаграмм видно, что по мнению взрослых дети используют слова, взятые из интернета (сюда входят все источники Тик-ток, социальные сети, игры и т.д.) и от окружающих (детей, сверстников). Дети же утверждают, что основным источником новых слов в речи являются окружающие, причём не только сверстники и друзья, но и родители.

Вторым в анкете был вопрос «Почему Вы пользуетесь нелитературной речью?». Практически все дети ответили, что «так говорят все, и я буду». У родителей были варианты: считаю, что это модно и современно; помогает лучше понимать ребенка.

В третьем вопросе анкеты надо было продолжить предложение: «Многие слова, которые используют дети, не понятны старшему поколению. Необходимо оставлять в речи старые слова, чтобы…». Большинство родителей ответили, что необходимо сохранить русский язык, а дети ответили, чтобы их понимало старшее поколение. Вот такие разные мнения у разных поколений.

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Дети в своей речи используют много сленговых слов. Но нельзя сказать, что учащиеся одного класса используют одни и те же слова для общения между собой в одном и том же смысле.

  2. Не всегда дети знают истинное значение нового слова и в коллективе оно «приживается» под другим значением.

  3. Большую часть слов дети узнают от сверстников, а не из интернета, как считают взрослые.

  4. В семьях по-разному относятся к использованию сленга, и многие родители стремятся понимать язык общения своих детей.

  5. Родители хотят сохранить русский язык без использования современного сленга, а дети стараются не использовать сленг в семье, чтобы старшие поколения их понимало.

Заключение

С каждым годом появляется всё больше новых и незнакомых старшему поколению слов. С началом учёбы в школе у детей увеличивается круг общения с ровесниками, появляется доступ к глобальной сети интернет, социальным сетям, компьютерным играм, что приводит к появлению школьного сленга. Так же добавляются слова с началом изучения иностранного языка.

В итоге языки смешиваются, какие-то иностранные слова переходят в русскую речь. Поэтому процесс изменения языка совершенно естественный, его лучше изучать, а не критиковать.

Несколько лет назад в речи детей существовали границы: во дворе они говорили на одном языке, дома на другом, в школе на третьем. Сейчас эти границы стёрлись, и молодёжь спокойно использует один и тот же сленг независимо от ситуации. Это тоже своеобразное влияние интернета на речь.

Интернет-сленгом в реальной жизни пользуются не только дети, но и взрослые, люди других поколений. Это нормально, потому что в обществе происходит процесс цифровизации.
Родителям стоит быть в курсе лексикона ребёнка. Не нужно это углублённо изучать, но игнорировать тоже не стоит. И это поможет родителям лучше его понимать.

Изменение языка – процесс необратимый. Язык живой, он обновляется, развивается, и ругать ребёнка за новые «словечки» или сленговые выражения, которые непривычны для взрослого человека, неправильно. Надо принимать эти перемены и понимать, что это новое поколение и говорит оно по-новому.

Выдвинутая мною гипотеза после анализа полученных данных не подтвердилась: одноклассники знают разное количество сленговых слов, кто-то больше, кто-то меньше. Словарный запас их родителей не так богат сленгом и, видимо, зависит от таких факторов как возраст, сфера деятельности, образование.

Поэтому если между сверстниками сленг упрощает общение, то между людьми разных поколений наоборот усложняет, так как приходится объяснять значение тех или иных слов.

И как бы то ни было, основы русского языка необходимо сохранить и сберечь не только для того, чтобы понимало детей старшее поколение, а для того, чтобы сохранить чистоту классического русского языка.













Список использованных источников

  1. Анищенко О.А. Генезис и функционирование молодежного социолекта в русском языке национального периода: монография О.А. Анищенко. - М. Флинта: Наука, 2012. - 280 с.

  2. Малеева Д.А. Роль молодёжного и компьютерного сленга в системе языка. – Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 9. 2011. – 19 с.

  3. Новиков В. Словарь модных слов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 256 с.

  4. https://vc.ru/u/776484-anna-burceva/228877-slovar-molodezhnogo-slenga







































Приложение 1.





Приложение 2.









Приложение 3.

Рисунок 1. Источники появления новых слов





Рисунок 2. Почему вы используете нелитературную речь?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!