Дорога в школу в Кулужбаева началась со школьной избы при мечети.
В начале ХХ века победившая революция создала новых героев. Устроители прежней российской жизни отвергались или замалчивались.
Дорога в школу в Кулужбаева началась со школьной избы при мечети. Уроженец деревни Кулужбаева Хамзин Сибагатулла Сабирович, 1879 года рождения, получив среднее духовное образование, с энтузиазмом начал дело по просвещению народа. В 1907 году на собранные средства была выстроена изба при мечети. Занятия в школе-медресе одни ученики за 2-3 зимы заканчивали курс обучения, а другие ходили в школу в течение 4-5 лет, упорно добиваясь знаний. Возраст учеников не имел значения: рядом с 8-9 летними мальчиками также сидели 17-18-летние юноши и даже совсем взрослые мужчины.
За 1908 -1909 учебный год Хамзин С. получил земское пособие в размере 150 руб. и отдельно 30 руб. на учебники. Его супруга Хамзина Маймуна Мухаметовна была назначена помощником учителя, с жалованием 120 руб. и 30 руб. на учебники.
С 1910 по 1912 гг., одновременно с жителями соседнего села Татарской Караболки, Хамзин С. осуществил в жизнь свой главный проект – возведение кирпичного просторного светлого здания школы, при том, что кирпичи для нее формировали у глиняной копи в Юлдашева, в двух километрах от Кулужбаева. Работа была материалоемкой, трудоемкой и без средств механизации.
В начале XX века среди татарской и башкирской молодежи наблюдалось сильное и животворное стремление к учебе, знаниям. Происходила реформа медресе, нарождалась новая интеллигенция, искренне стремившаяся просветить свой народ.
Февральская революция 1917 года дала новый толчок для общественно-педагогического движения в России. Российская общественность активно включилась на поиски путей создания новой демократической школы, что привело к объедению передового учительства.
В 1917 году в Екатеринбургском уезде Пермской губернии планировалось введение всеобщего обучения. На 36-м чрезвычайном уездном земском собрании от 03.07.1917 года был обсужден вопрос о новых правилах управления начальными школами, также прозвучал доклад члена Екатеринбургского уездного комиссариата Хамзина С. об организации мусульманских школ.
(Выдержки из доклада Хамзина С.)
Ввиду неизбежности улучшения обучения мусульманского населения Екатеринбургского уезда, имею честь доложить уездному земскому собранию нижеследующее:
1) В тех селениях, где имеются земские школы, таковые должны быть преобразованы с осени сего же 1917 года в двухклассные мусульманские училища (мектебе) с 6-годичным курсом обучения.
2) В тех селениях уезда, где до настоящего времени были школы (приходские) и в которых преподаватели не получали пособие от земства, должны быть преобразованы в одноклассные мусульманские училища с четырехгодичным сроком учения.
Исходя из доклада Хамзина С. поступило предложение открыть 40 училищ. В 25 поселениях имелись помещения, которым требовался ремонт. А где помещений не было, решался вопрос аренды.
После ликвидации земской управы Хамзин С. стал Комиссаром Просвещения при мусульманском отделе Екатеринбургского совета РК депутатов, являлся членом кантонного совета в Аргаяше.
Хамзин С. по документам госорганов 30-х годов относился к крестьянскому сословию-кулаку. Согласно справкам имущество семьи до 1917 года составляло:
посевные площади - 30 десятин,
лошадей -15 голов,
коров - 6,
имелась молотилка зерновых.
количество работников: годовых – 4.
В 1923 году Хамзин С. как кулак был лишен избирательных прав. В 1926-1927 гг. Хамзин С. -мухтасиб БДУМ.
Когда в 1917 году к власти в стране пришли большевики, религия стала пережитком прошлого, ассоциировалась с царской властью. У мусульманских лидеров, при всей лояльности к советской власти, не было другого выхода как защищать вековые традиции веры и хозяйственного уклада своего народа. В 1932 году Хамзина С.С. арестовали по пунктам ст.58 п. 2 19-58 п. 7 УК РСФСР (якобы являлся руководителем Башкирской националистической повстанческой организации) и был сначала приговорен к ВМН (высшей мере наказания), которую заменили на 10 лет в ИТЛ, где Хамзин С.С. умер 04.06.1944 г. (Коми АССР, Ухтижемлаг). В 1989г. был посмертно реабилитирован.
.
Борьба большевиков с религией продолжалась больше 70 лет, вплоть до принятия в 1990 году закона «О свободе вероисповеданий». Устроителей прежней российской жизни перестали отвергать, замалчивать.
Один из внуков учителя – муллы Хамзин Г.Л. в 2014 г. составил генеалогическое древо рода Хамзиных до уровня внуков. В 2024 г. древо было дополнено информацией из тома 24 (2) «История башкирских родов. Катай».
Источники:
Л. А. Дашкевич, «Русско – башкирские школы Екатеринбургского уезда: опыт национально – образовательной деятельности земства». Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург. 2020 г.
Фонды школьного музея МКОУ «Кулужбаевской ООШ»
Л. А. Дашкевич «Выписки о школе», 2022 г.
Хамзин Р.С. «Семейный архив» за 1991 -1994 гг.
3.Архивная справка Т-27\2. ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» от 05.04.2022 г.
27 .08. 2024 г. Байтурина М.А.
Генеалогическое древо рода Хамзиных