СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по географии "Большие проблемы малых рек"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»



Исследовательская работа

по географии

Автор: Степаненко Александр Артёмович

Класс 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение основная школа с.Солдатское

Руководитель:Шалдышова Ольга Николаевна

Учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение основная школа с. Солдатское









2018

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК

Степаненко Александр Артёмович , класс 7, МБОУ ОШ с.Солдатское

Шалдышова Ольга Николаевна, учитель, МБОУ ОШ с.Солдатское,

учитель географии











































Оглавление



I. Введение 3 - 5

1.1. Формулировка проблемы

1.2. Актуальность темы

1.3. Цель работы

1.4. Задачи работы

1.5. Объект исследования

1.6. Предмет исследования

1.7. Методы и приемы исследования

1.8. Место проведения исследования

2.1. Краткий обзор используемой литературы и источников, степень

изученности данного вопроса

2.2. Описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.


II. Основная часть

1. Теоретическая часть 6 - 7

2. Практическая часть 8 - 13

2.1.Физико-географическая характеристика реки.

2.2.Качество воды.

2.3.Животный и растительный мир.

2.4.Хозяйственное использование реки.

2.5.Основные источники загрязнения.

2.6.Экологическое состояние реки.


III. Заключение 14- 16

IV. Список литературы

V. Приложения 17-22

















Введение

Мимо разных дворов и крылечек,

Где-то рядышком иль вдалеке,

Вьётся множество маленьких речек,

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки,

Путь-дорога у них далека.

Если высохнут малые речки –

Обмелеет большая река.

Без малых рек не было бы больших.

Важной проблемой малых рек на сегодняшний день можно назвать экологическую проблему и, конечно же, снижение уровня воды в реках. Малые реки несут свои воды в большие реки и поэтому проблемы и у малых и у больших рек общие. На берегах малых рек расположились населённые пункты, ведь человек всегда селился поближе к воде, ставил плотины на реке, строил на них водяные мельницы, изменяя этим уровень воды в реке и влияя на видовой состав животного мира и растительности. Особенно сильно повлияли на экологическое состояние малых рек животноводческие фермы, которые размещали в непосредственной близости от реки. Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счёт этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает катастрофические половодья, а летом реки мелеют и иногда пересыхают. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Поэтому человечеству нужно бороться за каждую малую речушку. Моя малая река Сухой Олымчик с его правым притоком Рогожки протекает через село Солдатское, возникшее в 1677 году на его крутых берегах. Поэтому все проблемы малых рек моя малая река испытала на себе.

Данная работа рассчитана на краткосрочное исполнение (в период одного года). Основной вид деятельности - это исследовательская работа, которая может периодически повторяться в течение нескольких лет для отслеживания изменений экологического состояния речного водотока и составления мониторинга изменения окружающей среды. В работе поэтапно рассматриваются основные виды деятельности, приёмы работы и конкретные результаты исследования.

Актуальность темы:

Проблемы малых рек влекут за собою проблемы большим рекам. Поэтому начинающему экологу очень важно научиться видеть и анализировать экологические проблемы конкретных объектов, находящихся в непосредственной близости.

Цель работы: комплексное исследование реки Сухой Олымчик.

Задачи:

  • Собрать информацию по данной теме.

  • Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить расположение улиц, хозяйских построек, ферм, очистных сооружений.

  • Найти исток и устье реки.

  • Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.

  • Измерить скорость течения реки, глубину дна, составить профиль по данным исследования.

  • Провести простейший анализ воды.

  • Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.

  • Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей.

  • Выявить экологические проблемы реки.

  • Провести разъяснительную работу по охране реки среди жителей села.

  • Воспитывать чувство бережного отношения к своей малой Родине.


Объект исследования – вода.

Предмет исследования - участок речки Сухой Олымчик, протекающей по территории села Солдатское Тербунского муниципального района Липецкой области.

Методы исследования: работа с источниками информации, топографическими картами; наблюдение, сбор и обработка данных, беседа с жителями села.

Ценность работы состоит в том, что, приведённые мной исследования дают возможность познакомить старшее население и молодое поколение нашего села с проблемами реки Сухой Олымчик и путями их решения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее, экологическому воспитанию молодёжи.

Краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса. Приступив к изучению проблемы малых рек, я обратился к Интернет ресурсам, где пытался найти информацию о состоянии малых рек на территории нашей большой страны. Знакомясь с экологическим состоянием других малых рек, я приходил к выводу, что моя малая река претерпела много преобразований. Сравнивая сегодняшнее состояние реки с тем плачевным, каким оно было 50 лет тому назад (а это я узнал из рассказов старожилов), я оценил старания нашего населения по улучшению экосистемы реки. Прочитав статью «Реки и озёра Липецкой области» из книги «Природа и экология Липецкой области» О.В.Сазонтовой и Н.Н.Долбиловой, я узнал, что по территории области протекает 127 рек длиной свыше десяти километров и 212 речек длиной менее десяти километров. Познакомился с экологическим состоянием рек, видовым составом беспозвоночных и позвоночных животных, растительностью водоёмов и пойм рек. Мне было интересно читать книгу В.А.Медведева «Знаете ли вы свой край?», откуда я узнал много нового о водных объектах нашей области. Знакомясь с главой «Экологические проблемы и их решения» из учебника «Основы экологии» Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова я понял, что люди давно начали решать экологические проблемы, узнал причины дефицита пресной воды, основные меры по охране водных ресурсов, а также способы очистки сточных вод. Считаю, что мне необходимо продолжить изучение проблем малых рек, чтобы привнести в решение этих проблем что-то полезное, привлечь моих земляков в практическое решение экологических проблем. Сам я, кроме того что изучаю соответствующую литературу, веду наблюдения за состоянием реки в разные времена года, за растительным и животным миром, всегда активно участвую в очистке берегов от мусора.



























II. Основная часть
1. Теоретическая часть

Моя работа может быть интересна широкому кругу читателей, как учащихся любых классов, так и взрослых людей. Она содержит много познавательной информации, иллюстрирована, чтобы привлекать внимание. Работа содержит исследование непосредственно воды, отражает животный и растительный мир реки, несёт информацию об экологическом состоянии, рекомендации по облагораживанию территории. Человек всегда заботился о том, чтобы воды у него было в достатке, поэтому он селился в непосредственной близости у воды, следил за чистотой своего источника. Но население на планете быстро увеличивается в численности и проблемой номер один становится нехватка чистой пресной воды. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой воде.

Недостаток воды стал особенно ощутим в связи с увеличением её расходования на нужды промышленности. Возросший дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками. В нашей местности основными загрязнителями являются автомобильный транспорт, сельское хозяйство и население.




2.Практическая часть

  1. Физико-географическая характеристика реки.

  2. Качество воды.

  3. Животный и растительный мир.

  4. Хозяйственное использование реки.

  5. Основные источники загрязнения.

  6. Экологическое состояние реки.

Физико-географическая характеристика реки Сухой Олымчик

Название Олымчик, вероятно, происходит от тюркского jalym kaja - «крутая скала». Изучив топографическую карту, я определил, что исток реки Сухой Олымчик находится к востоку от деревни Языково, а приток Рогожки река принимает в центре села. Ниже по течению, в полутора километрах за окраиной села, Сухой Олымчик сливается с Верхним Олымчиком и далее река несёт название Олымчик, который является притоком реки Олым. (Рис.1,2) Наша малая река Сухой Олымчик имеет протяжённость 11 км, ширина от 3 до 5 метров, скорость течения 25 см/сек, глубина реки от 50 сантиметров до 75 сантиметров. (Рис.3) Питание в основном снеговое с малой долей родникового и дождевого питания. Половодье в марте-апреле, с окончания весеннего половодья и до начала нового весеннего подъема уровень и расход воды постепенно падают. Замерзает в ноябре, ледостав держится около 140 дней. Вскрывается в марте — апреле. На реке было создано водохранилище с плотиной, сброс воды осуществляется весной во время обильного таяния снега с той целью, чтобы вода не размыла плотину. Из-за загрязнения притока Рогожки сточными водами Тербунского сырзавода были разрушены мелкие плотины ниже по течению, на которых работали водяные мельницы, после этого уровень воды в реке резко упал.

Качество воды

Качество воды в реках Липецкой области соответствует 2 (чистая) и 3 (умеренно-загрязнённая) классам. Качество воды в верхнем течении реки Сухой Олымчик, включая водохранилище, соответствует 2 классу, т.е. чистая, а за плотиной, в месте слияния с притоком Рогожки, качество воды соответствует 3 классу. Причиной такого загрязнения явился Тербунский сырзавод, очистные сооружения которого не соответствовали тем объёмам, который сбрасывал завод. Отходы попали в реку и на долгие годы, ниже по течению, всё живое было уничтожено. В конце прошлого века сырзавод перестал работать на полную мощность, выпуск сыра прекратился и река постепенно стала восстанавливаться, самоочищаться. (Рис.4)


Показатели качества воды

Вывод о качестве

1

Запах

Смешанный, преобладает илистый с примесью запаха прелости, слабый, слегка заметный. Предположительно запах связан с продуктами органического распада.

2

Цвет

Вода слабо мутная, зеленоватой окраски, что предположительно доказывает связь с перенасыщением питательными веществами.

3

Жёсткость

Вода умеренно-жёсткая

4

Расход воды

Примерно 2 м/с

5

Представители флоры и фауны

Водяной клоп, жук плавунец; личинки стрекоз; личинки комара дергуна (мотыль). Караси, сазаны, карпы, краснопёрки, пескари. В реке обитают ондатры. Вдоль реки преобладают: ива, ракита, верба.



Животный и растительный мир

В реке в районе пруда водятся рыбы: сазан, карась, окунь, щука, краснопёрка и другие, в береговой зоне по руслу всей реки живут ондатры, это является показателем того, что вода в реке чистая. (Рис.5) В районе пруда и выше по течению можно иногда увидеть лебедей, в зарослях по берегам селятся дикие утки, весной на пруду отдыхают перелётные водоплавающие птицы. По берегам реки произрастают влаголюбивые растения, такие как рогоз, тростник обыкновенный, камыши. Вдоль всего побережья растут деревья: ракиты, ивы, верба. Интересно наблюдать за жизнью жуков-плавунцов, личинок стрекоз, за водомерками. Все обитатели водоёма связаны друг с другом. Если в воде мало бактерий – не будет здесь много инфузорий, коловраток, которыми питаются личинки комаров. Нет добычи для хищников – мало и хищников: жуков, водных клопов, личинок стрекоз. В воде беспозвоночные постоянно трудятся над тем, чтобы сделать её чище. Жуки и личинки различных насекомых уничтожают больных животных и их трупы, не допуская возникновения эпидемий. Личинки комаров поедают различные гниющие остатки.


Хозяйственное использование реки.

Наша малая река имела большое хозяйственное значение. В прошлом веке на реке стояли водяные мельницы, воду жители села брали на полив своих огородов. Рядом с мостом на левом берегу стояла насосная станция, которая подавала воду из реки в оросительную систему на поля. В пойме реки выпасали домашних животных. Местами пойма заболочена и на левом берегу у деревни Синяевка активно велись торфоразработки. В настоящее время в районе водохранилища она имеет рекреационное значение. Население купается летом в реке, отдыхает на берегах, ловит рыбу. За плотиной ниже по течению вода из реки в хозяйственных целях не используется.

Основные источники загрязнения

Основными источниками загрязнения реки явился Тербунский сырзавод. Грязные сточные воды надолго отравили всё живое в реке. Гнилостные запахи от реки разносились на расстояние 500 метров от её русла. В настоящее время эта причина устранена и примерно последние 30 лет река не загрязняется сырзаводом. Продолжительное время река загрязнялась отходами жизнедеятельности животных, так как животноводческие комплексы были расположены в непосредственной близости к реке. Шло загрязнение реки минеральными удобрениями, которые смывались с полей и попадали в реку. Бытовые отходы не всегда утилизируются своевременно и часто недобросовестные рыбаки бросают у кромки воды целлофановые пакеты, жестяные банки и другой мусор, который ветром сносится в реку. Были случаи, когда безответственные жители сбрасывали грязные сточные воды в реку. (Рис. 6)



Экологическое состояние реки

В настоящее время экологическое состояние нашей реки Сухой Олымчик можно считать удовлетворительным. Основные причины загрязнения устранены. Местное население с пониманием относится к данному вопросу и оказывает посильную помощь в очистке берегов от мусора. (Рис. 7,8)





III. Заключение

В результате исследования я пришёл к выводу, что в настоящее время загрязнение реки маслами, мазутом происходит за счёт интенсивного движения по автомобильной дороге, соединяющей г.Липецк с Тербунами, кроме того смываются удобрения с полей, ядохимикаты. (Рис.9) Пышная растительность по берегам рек способствует улучшению микроклимата реки и сохраняет уровень воды. В настоящее время не работают животноводческие комплексы, местное население не содержит больше крупнорогатый скот, что уже не может быть причиной для загрязнения реки. Но тем не менее, я считаю, что необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание и тогда берега нашей реки всегда будут чистыми. Проведя работу по изучению реки и оценив её экологическое состояние, я пришёл к выводу:

  1. Вода в реке средней чистоты и может быть использована для рыболовства и купания в местах рекреации.

  2. Реку можно охарактеризовать как устойчивую водную экосистему.

  3. С загрязнением берегов реки нужно бороться сообща.



Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых

Где пляшет резво лодка у причала

Где теплый вечер так порою тих.

Пусть на Земле не умирают реки

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Сохраним реку

В школе я выступил перед ребятами и рассказал об истории нашей малой реки, её экологическом состоянии. Мы вместе искали пути решения экологических проблем. В результате была создана листовка, в которой мы призывали жителей села и рыбаков, которые приезжают на наш пруд порыбачить, соблюдать элементарные правила сохранения водоемов:

  1. Не выбрасывать мусор в реку;

  2. Не ловить рыбу сетями.

Мои одноклассники приняли решение:

  • вместе с добровольцами из отряда «Инициатива» выйти на уборку берегов реки от мусора;

  • вести разъяснительную работу с населением;

  • продолжить мониторинговые исследования реки и её поймы.

IV. Список литературы

  1. Медведев В.А. «Знаете ли вы свой край?» Ц-Ч книжное издательство 1982г. С.100

  2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. «Основы экологии» Дрофа М.2004г., С.303

  3. Сазонтова О.В. «Природа и экология Липецкой области» Липецк 2006, С.206

  4. Интернет ресурсы.




























V. Приложения



Рис.1 Рис.2

Профиль реки Рис.3





Рис.4

.

Краснопёрка Плотва

.

Окунь Карась

Рис. 5





Рис. 6

Рис.7







Рис.9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!