СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Ансамбль "Русь" - хранитель и исполнитель фольклорного наследия села Незнамово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе показаны результаты исследования создания песенного фольклора ансамбля "Русь"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ансамбль "Русь" - хранитель и исполнитель фольклорного наследия села Незнамово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»













Исследовательская работа:

«Ансамбль «Русь» - хранитель и исполнитель фольклорного наследия села Незнамово».































АННОТАЦИЯ.

В работе показаны результаты исследования создания песенного фольклора, исполняемого ансамблем «Русь» Незнамовского ЦКР. Тема работы актуальна, потому что через изучение истории создания песенного фольклора Оскольского региона мы узнаем историю своего края. С помощью изучения интернет ресурсов и личным знакомством с Ниной Григорьевной Сальниковой – хормейстером, которая с 2002г. и по настоящее время возглавляет ансамбль, мы познакомились с ансамблем «Русь» - одним из хранителей традиций народной художественной культуры региона. Ансамбль народной песни «Русь» постоянно совершенствует исполнительское мастерство и является активным участником конкурсов и фестивалей различного уровня: от муниципальных до Всероссийских и Международных.




































На просторах России много больших и малых городов. Старый Оскол – один из таких уголков. Небольшой городок находится в Белгородской области, на живописных берегах реки Оскол и ее притока Осколец. Старому Осколу – более 500 лет. Так приятно побродить по улицам древнего и, одновременно, молодого города-труженика. Размеренная жизнь и постепенное движение к современности – отличительные черты Старого Оскола.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что обучающиеся, да и их родители не знают истории создания песенного фольклора Старооскольского региона, который бережно сохраняют многие самодеятельные коллективы.

Объект исследования - самодеятельный коллектив Незнамовского сельского модельного Дома культуры - ансамбль «Русь».

Предмет исследования - ансамбль «Русь» - один из лучших самодеятельных коллективов Незнамовского сельского модельного Дома культуры.

Цель исследования - узнать информацию создания ансамбль «Русь», поделиться с одноклассниками полученной информацией.

Методы исследования - наблюдение, интервьюирование, анализ и синтез.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы поближе познакомить одноклассников с ансамблем «Русь» - одним из хранителей традиций народной художественной культуры региона.












Введение. Все мы хорошо знаем, что настоящего нет без прошлого. А прошлое – это наши традиции. Вглубь веков уходит история Оскольского края. Это старинная исконно русская земля. Здесь в древние времена славянские племена скрещивали свои мечи с недругами, шедшими с юга и востока. Здесь на заре создания Русского государства проходил пограничный рубеж, защитниками которого было приказано: «Стеречи бережнее и стояти с коня не сседая».

В 1593 году город под именем Оскол основан как застава на южных рубежах Русского царства. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. Празднества, обряды, обычаи, ритуалы, игры были обусловлены сельскохозяйственным трудом и бытом оскольчан, вобравших в себя опыт многих поколений с переплетением давних народных и церковно-христианских элементов. Особо почитаемыми были предновогодние и новогодние праздники – Сочельник, Рождество, Василин вечер, Новый год, Крещение. В этот период устраивали гадания, колядки, катание на лошадях, шествие ряженых и массовые гуляния. Из весенних праздников наиболее яркими были Масленица, Пасха, Троицын день, где помимо традиционных религиозных обрядов устраивались массовые гуляния, приготовление и употребление обрядовой пищи, украшение жилища растительностью, плетение венков, гадание девушек на замужество и многих других обрядов и увеселительных мероприятий. Среди летних праздников выделялся июльский Ивана Купала с хороводами, купанием и гаданием. Успенье и Семенов День совпадали с окончанием уборки урожая и осенние хороводы оповещали о подведении итогов минувшего лета, что заботы о будущем можно на время отложить, что с этого времени наступает период относительного отдыха. С Крещения до Масленицы, Семенова дня и до дня Святого Гурия устраивали свадьбы. Особая обрядность этих торжеств в Староосколье несли в себе огромный пласт народной культуры, затрагивая практически все стороны быта и нравов оскольчан. Многие из элементов этой обрядности дошли и до наших дней. Свои особые сезонные песни исполнялись здесь для каждого времени года, для каждой знаменательной даты земледельческого календаря.

Внутрислоговые распевы на «е» и «о», огласовки согласных, богатство ритмического рисунка, неразвитость мелодии, преобладание гетерофонного соотношения голосов, унисонные звучания, многообразие поэтических образов свидетельствуют о довольно раннем происхождении жанра.

«До сих пор нигде в России: ни в прошлом, ни теперь, — не было зафиксировано подобного исполнения. Перед тем как начать «игру» такой песни, певцы договариваются между собой: «Мы будем приказывать, а вы лелёкать», т.е. один хор ведет песню — рассказывает текст, а второй хор, вступая вслед, «лелёкает» припевные слова» - рассказала мне мама. «Фольклорные традиции – это неотъемлемая часть богатейшей народной культуры бесписьменной традиции, тесно связанной с календарными праздниками земледельческого круга и обрядами семейно-бытового назначения» - объяснила мне мама.

Летом мы слушали выступление народного самодеятельного коллектива ансамбля народной песни «Русь», который и исполняет народные песни, бережно воссоздавая в пении особые сезонные песни, обрядовые святочные, масленичные, семицкие, покосные, жатвенные, величальные «полевые» песни. Вот что мы узнали о нём. В 1990 году самодеятельным композитором Иваном Максимовичем Прокудиным в Незнамовском Доме культуры создан ансамбль «Русская песня» и под его руководством ансамбль получил звание Народный. С 1999 по 2001год ансамблем руководил Николай Маслов. Николай Маслов - это самородок, и старооскольская гордится им, потому что он создал много коллективов. «Когда он пришел в Незнамово, он привез с собой и Русь, и хор ветеранов. Это талантливейший человек, самородок, который не знал ноты. У нас много его всяких песен, мы их везде поем, они никогда не потеряют смысл. Потому что это о России, о Старом Осколе» - рассказала о нём Нина Григорьевна Сальникова.

Нина Григорьевна Сальникова – хормейстер, которая с 2002г. и по настоящее время возглавляет ансамбль. Мы с мамой узнали, что Нина Григорьевна работает в Доме культуры 20 лет, была его директором. Дом культуры для Нины Григорьевны - это не просто работа. Это ее жизнь. Благодаря Нине Григорьевне хор ветеранов «Русская песня» - самый активный участник всех мероприятий проводимых в Доме культуры, а также городских фестивалей и конкурсов. Затем коллектив преобразован в ансамбль песни и танца «Русь». В течение 14 лет ансамбль «Русь» является одним из лучших самодеятельным коллективом Незнамовского сельского модельного Дома культуры.

Мы узнали, что в этом году коллектив стал лауреатом первой степени Международного интернет конкурса «Звездный путь». Ансамбль «Русь» неоднократно подтверждает звание «Народный». Концертные программы и сольные номера ансамбля «Русь» зрители всегда встречают тепло, и по достоинству оценивают талант самодеятельных артистов, не только в Доме культуры, но и на многочисленных площадках сельских учреждений культуры Старооскольского городского округа.

«Традиционными стали выездные поздравления пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в Незнамовском сельском поселении на дому» - рассказывает нам Сальниковой Н.Г.

С большим успехом проходит свадебный обряд в народных традициях, который является брендом Незнамовского сельского модельного Дома культуры, где основные действующие лица — участники ансамбля «Русь». Мы с мамой узнали, что 5 сентября 2020 года ансамблю народной песни «Русь» вручили благодарность за проведение традиционного свадебного обряда для молодожёнов Старооскольского городского округа!

С 1 января 2010 г. после капитального ремонта изменился статус Дома культуры, ему было присвоено звание модельный, и директором была назначена Морщагина Татьяна Ивановна. Под ее руководством в 2012 г. «Незнамовский сельский модельный Дом культуры» вошел в число 2000 лучших сельских учреждений культуры России и получил грант Президента РФ. На протяжении последних 5-ти лет Дом культуры занимает лидирующие позиции в сфере культуры своего региона, за что включён в Национальный реестр «Ведущих учреждений культуры России».

В рамках сохранения и пропаганды народных традиций и обрядов ансамбль «Русь» совместно с ТЮЗом «Арлекин» и хореографическим коллективом «Поппури — плюс» в 2013г. показали постановку обряда сватовства на местном материале «Сватовство по — Незнамовски», который с успехом был представлен на V областном фестивале «Живи, родник, живи», II Всероссийском фестивале народности и исторических реконструкций «Маланья», III Международном фестивале славянской дружбы «Славянский круг». А ещё мы с бабушкой узнали, что ансамбль «Русь» принимает активное участие, как на муниципальном и региональном уровне, занимая призовые места. А у нас, зрителей после выступления - восхищение и слёзы радости того, что каждый благодаря песням вспоминает детство, помнит историю своей малой родины, помнит традиции и обряды, которые многие люди совершают и по сей день. Так, 5 сентября 2020 года ансамблю народной песни «Русь» вручили благодарность за проведение традиционного свадебного обряда для молодожёнов Старооскольского городского округа! (Приложение 1).

А раньше, 22 августа 2020 года ансамбль «Русь» принимал участие в торжественном концерте, посвященном Дню государственного флага Российской Федерации.

6 сентября 2020 года участницы ансамбля Народной Песни «Русь» на площади Дворца Бракосочетания для всех пар, создавших семью в День города, проводили традиционный свадебный обряд. (Приложение 1)

19 сентября в селе Воротниково состоялся престольный праздник села - Рождество Пресвятой Богородицы. В концертной программе приняли участие коллективы Озерского СДК, Тереховского СДК, Дмитриевского СДК, Хорошиловского СК, Архангельского СМДК, и конечно же Незнамовского ЦКР (Приложение 1).

Заключение.

В ходе исследования и систематизации музыкально-обрядового фольклора села Незнамово Белгородской области нами осуществлен анализ базовых компонентов предмета исследования:

- формирование фольклорных традиций села Незнамово: историко-культурный аспект; характерные особенности музыкально-обрядового фольклора села Незнамово; история создания народного ансамбля «Русь», его деятельность.

Мы считаем, что систематизированный нами материал будет полезен и востребован в образовательном процессе музыкальных учебных заведений, уроках музыки, творческих коллективов народно-хоровой направленности для «воспроизводства» утраченных образцов музыкально-обрядового фольклора, их освоения, адаптации и развития в настоящем и будущем.

Список литературы

  1. Бромлей, Ю.В. Этнография / Ю.В. Бромлей, Г.Е Марков. – М., 1982. – 365 с.

  2. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

  3. Жиров, М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. – Белгород, 2002.

  4. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. – М., 1976.

  5. Родачинский, А.П. Ожившие страницы Приосколья / А.П. Родачинский. – Белгород, 2003.


Полезные ссылки

  1. https://neznamovo.oskol-kultura31.ru/presscentr/.

  2. https://vk.com/zkrneznamovo.

,





























Достояние наших предков не должно потерять своего значения. Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. История даёт нам возможность познать самих себя. Это не просто информация о прошлом, о том, что было, а процесс познания себя и своих предков. История показывает нам глубокие корни нашей жизни. Этика, дух традиции здесь неотделимы от эстетики. Живой образ рождается из живого переживания себя, мира, прошлого, настоящего и будущего, целостности мироздания как Божьего Творения и реальности вечного. Этим и дорого народное искусство, и в этом его сила! И это было открыто русской народной культуре Православием, это помогло сохраниться ей, традициям народного искусства до наших дней живым».



7