Научно-исследовательская работа
«Числа в народных и авторских сказках»
Содержание
Введение. Употребление числительных в художественных текстах
Использование чисел в русских народных сказках и сказках А.С.Пушкина
Самым распространенным числительным в этих сказках является число 3.
Употребление чисел 1, 4, 6 и 8
Семь – особое число
За тридевять земель, в тридесятом царстве…
Вывод. Числительные играют в художественном тексте немаловажную роль
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.
Цель нашей работы- проанализировать, какое значение имеют числа в сказках А.С.Пушкина.
Метод нашей работы- анализ сказок.
Актуальность работы - данную работу можно использовать на уроках русской литературы.
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. В его произведениях можно встретить целый ряд чисел , например, 3, 6, 7, 8, 33, 39… Неужели его выбор случаен?
Самым распространенным числительным в этих сказках является число 3.
Число «3» издревле считали магическим. Иногда числом 3 обозначали окружающий человека мир. Наземное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. В русских сказках участвуют три брата, герой сражается с трёхглавым змеем, проходит три царства – медное, серебряное и золотое и т.д. В сказке «Царевна-лягушка» три стрелы улетают к невестам царевичей, главная героиня исполняет 3 желания царя-отца, Иван-царевич износил 3 пары сапог. В русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. В сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» три ночи стоит в дозоре главный герой. Ровно три раза он зовет на подмогу своих братьев, три змея: шестиголовое, девятиголовое, двенадцатиголовое, три чудо-юдовы жены.
А в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось». Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет « погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
Первые два задания чертёнок придумал:
«кто скорее из нас обежит около моря».
«кто далее палку бросит».
А третье задание сам Балда задал:
«Кобылу подыми-ка ты,
Да неси её полверсты».
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.
Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».
Так же как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
Интересна история цифры «один». Считается, что единица – это символ мудрости. В русских народных сказках один из трех братьев всегда самый мудрый, самый смелый. Он в одиночку справляется со всеми трудностями. События, как правило, начинаются с первого задания, первой ночи, первой попытки. А в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» одна голова чуда-юда принимает решение. И только одна дверь открывается перед братьями.
В сказках число 4 встречается редко. Но о том, что оно играло на каком-то этапе развития особую роль, видно из русской грамматики. Мы говорим «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади», употребляя существительное в ед.ч., но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей» и т.д. Значит, когда-то за числом 4 начиналась необозримая область «много». В анализируемых нами русских народных сказках это число не встречается, так же как мы не встретили и числа пять. А вот в «Сказке о царе Салтане» мы находим такие интересные строки:
А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят-
Четырьмя все три глядят.
А вот число 6 и 8 – числа смерти. Это четные числа. Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» гроб царевны закреплен на шести столбах.
гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
В русской народной сказке одно чудо-юдо - шестиголовое. Число 8 в русских народных сказках не встречается. А вот в сказке Пушкина о золотом петушке через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага. В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
« Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат»
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семёрка в древности была окружена большим почётом. Число 7 люди любили, считали счастливым, использовали в значении «много. Люди давно считали, что 7 – число особое. В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».
За тридевять земель, в тридесятом царстве… Именно такими словами чаще всего начинаются все сказки, да и в течение сказки не раз повторяются. В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27. Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда.
Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много
Мы подсчитали, сколько раз какие числа встречаются в некоторых сказках
В русской народной сказке «Царевна-лягушка»
число | Сколько раз встречается |
3 | 14 |
1 | 4 |
2 | 3 |
9 | 4 |
10 | 1 |
100 | 1 |
Сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»
число | Сколько раз встречается |
1 | 9 |
3 | 10 |
6 | 5 |
9 | 3 |
12 | 8 |
11 | 1 |
2 | 2 |
Анализируя данные таблицы, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
число | Сколько раз встречается |
1 | 10 |
2 | 1 |
3 | 1 |
6 | 1 |
7 | 7 |
9 | 1 |
40 | 1 |
100 | 1 |
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можем смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные- символы.
Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.
Список использованной литературы
Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.
. Глейзер Г.И. История математики в школе. / Глейзер Г.И. – М., «Просвещение», 1981 –287с.
. Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. / Депман И.Я. – М., «Просвещение», 1999- 288с.
Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. / Кузнецов С.А. – М.: «Наука», 2004. – 1200с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. / Ожегова С.И., Шведова Н. Ю. – М.: «Азъ», 2000. – 900с.
. «Русские народные сказки ». / «Русские народные сказки », М.: «Правда», 1982. - 280 с.
« Сказки » / М.: «Советская Россия», 1989. – 300с.
. Энциклопедия для школьнико. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.
Сказки А.С.Пушкина, сборник сказок, М., 1989