СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Диффузия в живописи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Диффузия в живописи"»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГАУ ДО «Центр развития талантов «Аврора»)

Конкурс исследовательских работ и проектов в рамках Малой академии наук

школьников Республики Башкортостан




Направление: «ФИЗИКА»





«Диффузия в живописи»







Ездакова Ульяна Андреевна ученица 7 «Б»класса

МБОУ СОШ с.Шингак-Куль

М.Р.Чишминский район


Научный руководитель:Биккулова Айгуль Хуснулловна

(учитель физики и математики)

МБОУ СОШ с.Шингак-Куль

М.Р.Чишминский район



Шингак-Куль 2022-2023 учебный год





ОГЛАВЛЕНИЕ 


ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………….……..3


Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1.Броуновское движение и диффузия …………………………..……........4

1. Броуновское движение и диффузия……………………………………….4

2. Скорость диффузии,,,……………………………....………………….…...5

1.2. Диффузия в живописи……………………………………………………7

1. Теория цвета. Смешение цветов.………………………………………….7

2. Живопись акварелью ……………………………………………………...8

3. Техника «Эбру»…………………………………………………………...10

4. Хроматография……………………………………………...…………….11

5. Сын родной земли-гордость Чишминского района…………………….12


Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Экспериментальное изучение диффузии)

2.1. Эксперимент № 1«Смешивание жидкостей»….………………..……14

2.2.Эксперимент № 2 «Проверить на опыте зависимость скорости

диффузии от температуры ».……..………………………………...……14

2.3. Эксперимент № 3«Хроматографический анализ красителей»……...15


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………..…………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. .. .17

ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………….….……………… …18



















Введение

«Целью любой науки является знание.»

Мигель де Унамуно

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас: светят на ночном небе далёкие звёзды, горит в окне свеча, ветер разносит аромат цветущей черёмухи. Природа так богата, прекрасна и интересна, что хочется эту красоту отобразить на листе, на фотографии. Но нужно учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть в мир и видеть в нем неповторимое и удивительное – для этого и нужны уроки искусства. Художником в душе может быть каждый..

Мы воспринимаем мир в цвете, и это сопровождает нас всю жизнь. Но многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. А чтобы мои картины смотрели, я должна показать свое видение мира реальным, четко изобразив увиденное .Этого можно добиться только во взаимосвязи физических процессов и явлений с живописью. Одним из факторов позволяющий сделать фрагменты изображений четкими, или наоборот размытыми является вмешательство в процесс создания картины явления диффузии.


Цель исследования: Какова роль явления диффузии в живописи ?Почему краски могут слиться и сделать рисунок нечётким, а могут остановиться, обозначить границы?

Для достижения цели нам необходимо выполнение следующих задач:


1.Ознакомиться с теорией броуновского движения и диффузии, выяснить от чего зависит скорость диффузии.

2.Выявить взаимосвязь физического процесса диффузии в акварельной живописи и в рисовании техникой «Эбру» .

3.Провести экспериментальное изучение данного явления.



Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


1.1.Броуновское движение и диффузия.

При наблюдении в микроскопе взвеси цветочной пыльцы в воде Роберт Броун наблюдал хаотичное движение частиц, возникающее «не от движения жидкости и не от ее испарения». Видимые только под микроскопом взвешенные частицы размером 1 мкм и менее совершали неупорядоченные независимые движения, описывая сложные зигзагообразные траектории. Броуновское движение не ослабевает со временем и не зависит от химических свойств среды; его интенсивность увеличивается с ростом температуры среды и с уменьшением ее вязкости и размеров частиц. Даже качественно объяснить причины броуновского движения удалось только через 50 лет, когда причину броуновского движения стали связывать с ударами молекул жидкости о

поверхность взвешенной в ней частицы.

Первая количественная теория броуновского движения была дана А. Эйнштейном и М. Смолуховским в 1905-06 гг. на основе молекулярно-кинетической теории. Было показано, что случайные блуждания броуновских частиц связаны с их участием в тепловом движении наравне с молекулами той среды, в которой они взвешены. Частицы обладают в среднем такой же кинетической энергией, но из-за большей массы имеют меньшую скорость. Теория броуновского движения объясняет случайные движения частицы действием случайных сил со стороны молекул и сил трения. Согласно этой теории, молекулы жидкости или газа находятся в постоянном тепловом движении, причем импульсы различных молекул не одинаковы по величине и направлению. Если поверхность частицы, помещенной в такую среду, мала, как это имеет место для броуновской частицы, то удары, испытываемые частицей со стороны окружающих ее молекул, не будут точно компенсироваться. Поэтому в результате «бомбардировки» молекулами броуновская частица приходит в беспорядочное движение, меняя величину и направление своей скорости примерно 1014 раз в сек.

В 1908 Перрен начал количественные наблюдения за движением

броуновских частиц под микроскопом. Он использовал изобретенный

в 1902 ультрамикроскоп, который позволял обнаруживать мельчайшие частицы благодаря рассеянию на них света от мощного бокового осветителя. Крошечные шарики почти сферической формы и примерно одинакового размера Перрен получал из гуммигута –сгущенного сока некоторых тропических деревьев (он используется и как желтая акварельная краска). Эти крошечные шарики были взвешены в глицерине, содержащем 12% воды; вязкая жидкость препятствовала появлению в ней внутренних потоков, которые

смазали бы картину. Вооружившись секундомером, Перрен отмечал и потом зарисовывал (конечно, в сильно увеличенном масштабе) на разграфленном листе бумаги положение частиц через равные интервалы, например, через каждые полминуты. Соединяя полученные точки прямыми, он получал замысловатые траектории, некоторые из них приведены на рисунке (они взяты из книги Перрена «Атомы», опубликованной в 1920 в Париже). Такое хаотичное,беспорядочное движение частиц приводит к тому, что перемещаются

они в пространстве довольно медленно: сумма отрезков намного больше смещения частицы от первой точки до последней. Последовательные положения через каждые 30 секунд трех броуновских частиц – шариков гуммигута размером около 1 мкм. Одна клетка соответствует расстоянию 3 мкм. Если бы Перрен смог определять положение броуновских частиц не через 30, а через 3 секунды, то прямые между каждыми соседними точками превратились бы в такую же сложную зигзагообразную ломаную линию, только меньшего масштаба.(Приложение №1)

Из этой теории следовало, что, измерив смещение частицы за определенное время и зная ее радиус и вязкость жидкости можно вычислить числоАвогадро.
Закономерности броуновского движения служат наглядным подтверждением фундаментальных положений молекулярно-кинетической теории. Было окончательно установлено, что тепловая форма движения материи обусловлена хаотическим движением атомов или молекул.

Теория броуновского движения сыграла важную роль в обосновании статистической механики, на ней основана кинетическая теория коагуляции (перемешивания) водных растворов.
Таким образом, 

  • Диффузия, или броуновское движение– это беспорядочное движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости или газе, происходящее под действием ударов молекул окружающей среды;

  • Диффузией -называется самопроизвольное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. При этом происходит перемешивание частиц.

Диффузия наблюдается для газов, жидкостей и твердых тел.

2.Скорость диффузии.

При движении частицы в веществе, она постоянно сталкивается с его молекулами. Это одна из причин, почему в обычных условиях диффузия идёт медленнее обычного движения. От чего же зависит скорость диффузии?

Во-первых, от среднего расстояния между столкновениями частиц, т.е. длины свободного пробега. Чем больше эта длина, тем быстрее частица проникает в вещество.

Во-вторых, на скорость влияет давление. Чем плотнее упаковка частиц в веществе, тем труднее частице-пришельцу проникнуть в такую упаковку.

В-третьих, большую роль оказывает на скорость диффузии молекулярная масса вещества. Чем крупнее мишень, тем вероятнее попадание, а после столкновения скорость всегда замедляется.

И, в-четвёртых, температура. С ростом температуры колебания частиц увеличиваются, растёт скорость молекул. Однако, скорость диффузии в тысячу раз медленнее скорости свободного движения.





1.2Диффузия в живописи.

1. Теория цвета. Смешение цветов.

Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком. Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов. Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки: механическое, оптическое, пространственное.

Механическое смешение:   Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре.  Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.
Оптическое смешение: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях). Насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется  меньше, чем у смешиваемых цветов.

Пространственное смешение: при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния. (Приложение 2)
2.Живопись акварелью.

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом , во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол.

Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения. Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета.

Акварель – настоящая гармония воды и цвета: с каждым чистым листом открываешь для себя ее поразительные свойства, ее легкость и прозрачность, ее самые тонкие оттенки.

Картины акварелью, несмотря на кажущуюся легкость техники, очень сложны в исполнении. Воздушная живопись акварелью по сырой бумаге в результате диффузии позволяет получить самые невероятные цветовые переходы. Техника акварели не образует рельефного мазка, который так характерен для классической живописи маслом. Также при смешивании разной консистенции раствора воды и акварели я добиваюсь яркости или наоборот, тусклости различных оттенков .В результате ,картина впечатляет зрителя переливами красок и свойственной им полупрозрачностью.

Акварель сложно использовать еще и потому, что возможности исправления рисунка уже на высохшей поверхности не будет, что при неправильном исполнении может привести к «мазне» или нечеткой композиции.

Стараясь исследовать весь диапазон возможностей акварели, мы должны знать, что краски можно удалять, размывать, наносить в виде лессировок кистью и с помощью губки; краски должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать наносимый на них новый слой и при этом не растворяться, так как живопись- это диффузия красок.

Картины акварелью чаруют простотой, легкостью, естественностью, которая появляется в удивительном взаимодействии моей души ,знаний по физике, воды и красок.(Приложение №3)


3.Техника «Эбру»

Во взаимосвязи изучения физики и искусства я для себя открыла новую сторону живописи -технику «Эбру» .

"Эбру - древнейшее искусство рисование на воде"Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя вероятнее всего, здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке.

Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. 
Художник наносит рисунок красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры. Первоначальная задача художника – создать красивый мраморный фон. Для этого краски разбрызгиваются на поверхность жидкости и при помощи специального приспособления, похожего на большую расческу или специальной палочки, образуется неповторимый узор. Можно этим и ограничится, ведь фон после высыхания – отличная основа для нанесения основного рисунка или трафарета.

Обычно рисуют мечети, силуэты людей, розы, тюльпаны и другие красивые, причудливые цветы и узоры. Затем на рисунок накладывают бумагу и через несколько секунд осторожно снимают, высушивают и фон для Эбру готов.

Меня очень заинтересовала это искусство тем ,что процесс рисования не на поверхности бумаги, а происходит на поверхности вязкой прозрачной жидкости .Диффузия в этом случае протекает медленно благодаря постепенному растворению краски в вязкой среде. Краска сохранять форму капли, которую впоследствии можно преобразить  по своему усмотрению.

В качестве вязкой среды я использовала раствор крахмала в воде. На полученный «кисель» пробуем капать по очереди разные акварельные краски . Капли держат форму и цвета практически не смешиваются. Предугадать, как растекутся краски, в своем прекрасном танце, очень сложно. В этом и лежит вся таинственность проникновения и смешивания красок друг с другом , в этом и вся прелесть явления диффузии. (Приложение №4)

Вдохновившись красотой полученных картин, я решила применить технику «Эбру» в оформлении интерьера кухни , в частности в дизайне посуды.

Учитывая ,что процесс диффузии протекает медленно в вязких жидкостях, и лак для ногтей не растворяются в воде ,получилась очень красивая гамма цветов , которую нанесла на поверхность вазы.(Приложение №5)

4. Хроматография.

Явления диффузии могут также использованы для анализа некоторых растворов. Этот метод называется хроматография.

Хроматогра́фия (от др.-греч. χρῶμα — «цвет») — метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Название метода связано с первыми экспериментами по хроматографии, в ходе которых разработчик метода Михаил Цвет разделял ярко окрашенные растительные пигменты.

Является одним из возможных вариантов получения необходимой экспресс-информации о химическом составе органических соединений микропроб живописного материала. Метод является одним из способов подтверждения подлинности картин и основан на бесконтактном анализе состава красок. Кроме того, данный метод позволяет практически полностью исключить подмену картин при их транспортировке за пределы музеев (экспонирование картин на внутренних и зарубежных выставках и т.п.) за счёт возможности создания электронного паспорта картины, который невозможно подделать.

Известно, что краски, применявшиеся в разные эпохи, отличались по составу, а перечень красок чрезвычайно разнообразен. Учитывая этот факт, а также то, что у каждого художника были свои предпочтения относительно используемых красок, анализ химического состава краски на поверхности художественного полотна позволяет с определённой степенью вероятности судить о том, соответствует ли краска, которой написана картина, исторической эпохе, которой эта картина датирована.

Метод хроматографии в различных точках картины позволяет не только определить время написания картины, но и выявить более поздние наслоения, сделанные при её реставрации.

5.Сын родной земли-гордость Чишминского района.

В ходе своей исследовательской работы меня заинтересовало творчество нашего земляка, заслуженного художника Республики Башкортостан Расиха Ахметвалиева.

Расих Хасипович родился в 1956 году в деревне Бекеево Чишминского района Республики Башкортостан. Окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (ныне университет) в 1981 году. Живописец. С 1977 года — участник республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных и зарубежных выставок.

Член творческой группы «Инзер» (1989–1993). Член творческого объединения «Чингисхан» с 1990 года.Лауреат первой международной независимой культурологической премии независимого культурологического фонда «Туран» (Казань) в 1993 году (в составе ТО «Чингисхан»).

• С 2002–2009 гг. — жил и работал в Онфлере и Париже, сотрудничая с галереями Робера Барту (Galeries Bartoux).

• С 2009 г. — сотрудничает с галереей «Visio Dell’Arte» в Париже, с 2014 г. представлен в филиале галереи в Нью-Йорке.

• Член Союза художников России (1992).

• Член Maison des Artistes , Франция (2002).

• Заслуженный художник Республики Башкортостан (2010).

Работы художника хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Московском музее современного искусства (Москва), Музее национальной культуры культурного центра «Казань» (Казань), Новосибирском государственном художественном музее (Новосибирск), в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Расих Ахметвалиев деликатный, утончённый человек, безмерно любящий искусство, тонко чувствующий живопись, сочетания красок.
И меня радует тот факт, что он находится в постоянном художественном поиске выразительности. Смело экспериментирует, уходит от реальности, но чудесным образом остаётся в ней. Его картины оставляют впечатление праздника в душе, гармонии  и счастья Нужно отметить его превосходное чувство цвета, фактуры и композиции. Все его полотна чувственны и выразительны и поэтому не могут оставить равнодушными ценителей искусства.
Ныне Расих Хасипович живёт в Уфе. Заслуженный художник Башкирии. Его работы полны лирики, лёгкости, нежности и любви к прекрасному, к родной земле,к родному Башкортостану.










Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .

Экспериментальное изучение диффузии.


2.1.Эксперимент №1. «Смешивание жидкостей» (Приложение №6)

Приборы : мензурки-2шт,спирт,раствор марганцовки.


Описание работы:

1.В 2 мензурки налили в одну воду- 10 мл, в другую спирт -10мл.

2.Смешали жидкости.

3.Получили объем смеси 18 мл.

Вывод: Опыт доказывают, что между частицами вещества(воды) существуют промежутки; во время диффузии они заполняются частицами вещества – пришельца(спирта).


2.2.Эксперимент №2 «Проверить на опыте зависимость скорости диффузии от температуры .»(Приложение №7)

Приборы: мензурка ,термометр , секундомер ,линейка, таблетки шипучие быстрорастворимые мультивитамин «С»

Описание работы:

1.Сначала мы взяли мензурку с водой при 33 градусов и положили таблетку витамин «с» наблюдали время поднятия и растворения таблетки на поверхности воды.

2. Затем мы повышали температуру до 61 градусов и проделали те же действия. Таких опытов мы проделали по 3раза на каждую выбранную температуру воды.

Скорость диффузии вычислили по формуле V= S:t

где V- это скорость поднятия таблетки со дна мензурки,

s - это путь который проходят таблетка в результате полного растворения до поверхности воды,

t - это время полного растворения таблетки.

Таким образом мы вычислили скорость диффузии. Полученные результаты мы поместили в таблицу представленную ниже.

Вывод: Диффузия напрямую зависит от температуры воды. Чем температура воды выше тем быстрее происходит диффузия. Сделав этот вывод мы построили график зависимости скорости диффузии от температуры и получили следующие результаты:

при t=33C◦ v=(0.00191+ 0.0001)м/с,

при t=43C◦ v=(0.00250+ 0.0001)м/с,

при t=61C◦ v=(0.00531+ 0.0001)м/с.


Эксперимент №3.  «Хроматографический анализ красителей».

(Приложение №8)


Приборы :фильтрованная бумага,(нарезанная в виде полосок),фломастеры -2шт,хроматографическая камера(тарелка )на дно которой налит раствор спирта.


Описание работы:

1.Прикрепляем хроматограмму на банку скотчем, при этом нижний конец на котором нанесены образцы красителей ,опускаем в раствор спирта. Последний поднимаясь по бумаге увлекает за собой нанесенные фломастерами пигменты.

Вывод:Мы установили из каких пигментов состоят данные цвета фломастеров. Наблюдая, как намокает бумага, мы видим, что вода поднимается по ней вверх, доходит до нарисованной линии и увлекает краску с собой. Через 1час мы наблюдаем, как, например синяя линия расплывается за счет диффузии и оказывается двухцветной: внизу – синий цвет, вверху – красный, а черная краска фломастера на самом деле состоит из двух красок: розовой и черной.

















Заключение.


Закономерностям диффузии подчиняются процессы физико-химических перемещений элементов в земных недрах и во Вселенной, а также процессы жизнедеятельности клеток и тканей живых организмов. Диффузия играет важную роль в различных областях науки и техники, в процессах, происходящих в живой и неживой природе.

Новизна моей работы заключается в том, что процесс создания картины я связываю с успешным применением знаний такого физического явления, как диффузия. Поскольку именно это позволяет улучшить технику работы с красками.

Данная работа позволила мне познать процесс диффузии. Понять как важен он при работе с красками (получение более ярких и бледных тонов; четких и расплывчатых контуров …). Возможно в будущем, подтолкнет на создание новых стилей письма и направлений в живописи.

В детстве люди особенно чувствительны к красоте. Детские яркие впечатления сохраняются на всю жизнь, поэтому с детства надо воспитывать в себе художника – широко и любознательно смотреть на мир вокруг себя, пускать красоту природы в свою душу!














Список литературы.


1.Бальва О. П. Новейший полный справочник школьника:5-11 классы. Физика – М.: Эксмо, 2018. – с 336;

2. Иванова О.В. «Акварель: практические советы». – М.: ОО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2021.

3.Перышкин А.В. «Физика: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений– 2-е изд. – М.: Дрофа, 2021. – 221с.;

4.Хейзелвуд Р. «Самоучитель по рисованию. Обучение с нуля: освоение техники рисунка шаг за шагом»; пер.с англ. С. Фрейберг. – М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 208с.: ил.;

5.сайт- страницы Интернета.





























Приложение 1.

Броуновское движение.

Броуновское движение частицы гуммигута в воде. Точками отмечены последовательные положения частицы через каждые 30сек. Наблюдения велись (Ж.Перреном) под микроскопом при увеличении ок.3000.























Приложение 2.

Теория цвета .Смешение.

Механическое смешение.

Оптическое смешение

Пространственное смешение «Гавань в Марселе» Синьяк Поль,1907г , Эйфелевая башня», Жорж Сера,1889г

Приложение 3. Творчество

«Портрет сестры Ксении»



«Чайка»

«У леса на опушке, жила зима в избушке»

«Муся»

Приложение 4.Техника «Эбру»

.

Приложение 5. Оформление вазы в технике «Эбру»

1 2 3

Приложение 6.

Эксперимент №1 «Смешивание жидкостей»

1. 2.

Приложение 7.Эксперимент №2 «Проверить на опыте зависимость скорости диффузии от температуры .»

Температура воды,С◦

Средняя

температура

Высота уровня воды, м

Средняя высота, м

Время. с

Среднее время, с

Средняя скорость, м/с

1.

34

33

0.085

0.086

45

45


0.00191

33

0.086

45

32

0.087

46

2.

43

43

0.086

0.085

35

34

0.00250

43

0.084

33

44

0.084

33

3.

62

61

0.085

0.085

17

17

0.00531

61

0.084

18

60

0.085

17

График зависимости скорости диффузии от температуры.

Приложение 8.

Эксперимент №3 «Хроматографический анализ красителей».

1. 2 .



3.

Приложение 9.

Творчество Р.Х.Ахметвалиева

Расих Ахметвалиев: «Художник рисует на холсте свои мысли, переживания и трансформации, но не обязан объяснять их публике»

30




Скачать

© 2023 606 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!