
Управление народного образования г. Бендеры
МОУ «Бендерская гимназия №1»
Секция «Информатика»
Исследовательская работа
До чего дошёл прогресс

Пихтина Анна,
учащаяся 4-А класса
Руководитель : Сапункова Л.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Бендеры, 2018 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
1. Из истории мультипликации ……………........................................................ 6
2. Технологии создания мультипликации……………………………………………………….8
3. Практическая часть………………………………………………………………………………………. 9
3.1 Анализ результатов опроса…………………………………………………………….. 9
3.2 Создание мультфильма………………………………………………………………… 10
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………………………………………….. 16
Приложения……………………………………………………………………………………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в веке технических чудес. Важное место в жизни современного человека занимает компьютер.
О пользе и вреде всеобщей компьютеризации можно спорить долго, но так или иначе компьютер уже плотно вошел в нашу жизнь – в жизнь подрастающего поколения. Дети смотрят фильмы и мультфильмы, читают книги, пишут рефераты, общаются с друзьями, играют. Все это с помощью компьютера!
Мои родители считают, что это оказывает негативное влияние на ребенка. Но с другой стороны, без компьютерной грамотности в современном мире никак не обойтись! Тогда мы решили использовать компьютер, как удобный инструмент для решения творческих задач.
Есть такое направление в Искусстве - "компьютерная графика". Мне стало интересно, а как же создаются мультфильмы в жанре компьютерной графики?
Мама и мой руководитель предложили мне познакомиться с историей появления мультипликации и узнать, какие ее виды существуют. Я заинтересовалась и стала искать ответы на эти вопросы.
Объект исследования: мультипликация как особый вид киноискусства.
Предмет исследования: процесс создания мультипликационного фильма.
В своей работе я использовала следующие методы:
Изучение литературы.
Просмотр видеоматериалов.
Изучение и анализ простейших мультипликационных технологий.
Съёмка собственного мультфильма.
Анализ полученного результата.
ЦЕЛЬ: узнать подробнее о новом жанре мультипликации – компьютерной анимации, понять, как «оживают рисунки» и попробовать создать свой мультфильм.
ЗАДАЧИ: - собрать информацию по истории анимации, изучить разные виды анимации;
- познакомиться с основными этапами создания мультфильмов;
- освоить некоторые художественные приемы, современные технические средства и компьютерные программы, необходимые для создания мультипликационных фильмов;
- обобщить полученные результаты.
ГИПОТЕЗА: при наличии доступного технического обеспечения создание тематических мультипликационных фильмов доступно даже ребенку.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение литературы по данной теме, поиск интернет-ресурсов, наблюдение, сравнение, практическая работа.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современные дети могут использовать компьютер не только для игр, но и как инструмент познания и решения творческих задач. Можно создавать мультфильмы, заниматься веб-дизайном, создавать свою музыку, цифровую живопись и многое другое в зависимости от личных интересов. Тем самым проводить свободное время с пользой, разнообразить свой досуг и приобрести новое хобби.
ЭТАПЫ
1. Сбор и анализ информации (анкетирование разных возрастных групп, изучение литературы, интернет-ресурсов)
2. Обобщение полученных данных.
3. Подготовка к защите: изучение программного обеспечения, создание мультфильма и т.д.
4. Защита (подтверждение гипотезы).
1. ИЗ ИСТОРИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
В процессе поиска ответа на вопрос ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ? я изучила различные источники информации. Мне удалось выяснить, что мультипликация - (от лат. Multiplicatio) умножение, увеличение это процесс создания движущихся изображений. Все дети и взрослые очень любят мультфильмы.
Оказалось, что даже древние люди пытались рисовать животных в разных позах, в действии, и это нашли археологи в наскальных рисунках Палеолита. Также на персидской чаше, найденной в Иране, изображено пять картинок с козой, прыгающей среди деревьев(Приложение 1 ). Конечно, эти примеры нельзя назвать анимацией, но они показывают интерес древних людей в изображении движущихся объектов.
Более 1500 лет назад в Азии появилась форма визуального искусства – Театр теней. В нем использовали большой экран, который подсвечивали сзади, и плоские куклы, на тонких палочках, с помощью которых ими управляли. (Приложение 2). Потом куклы заменили различными объемными куклами и даже человеческими руками... (Приложение3)
Уже в 1825 году был изобретен ТУАМАТРОП. Его принцип очень прост. Он состоит из небольшого картонного круга с двумя изображениями с двух сторон. Осталось только придать ему движение. (Приложение 4 )
В 1832году появляется прибор ФЕНАКИСТОСКОП ( Приложение 5 ). Это диск, на котором нарисованы картинки, при вращении получается вот такое изображение.
В 1833 году У.Д.Хорне изобрел ЗООТРОП ( Приложение 6 ), который основан на том же свойстве человеческого глаза. По краю открытого сверху барабана идет лента с картинками, над которыми есть щели. Когда барабан быстро вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры», которые образуют короткий мультфильм. Можно сказать, что картонная лента стала прототипом кинопленки! Этот прибор по праву можно считать одним из первых способных воспроизводить анимацию, пока еще в очень примитивном виде. В этом приборе картинки можно наблюдать через специальное окошко. Конечно, это неудобно, потому что, приходится смотреть в окошко каждому человеку в отдельности.
Кстати, в 1868 г. Популярность приобретает КИНЕОГРАФ (Приложение 7 ). Название сложное, но на самом деле, это то, что все умеют делать и хоть раз, наверное, делали в своей жизни. На листы бумаги, сшитые в тетрадь, наносились отдельные кадры. При быстром перелистывании тетради создается иллюзия движения. Я сделала свой кинеограф, посмотрите. Кинеография стала одной из форм мультипликации.
Дальше, в 1877 г., взяв за основу ЗООТРОП, Эмиль Рейно изобрел ПРАКСИНОСКОП ( Приложение 8 ), наиболее совершенный аппарат на то время. Этот прибор также как и другие позволял видеть последовательность рисунков как плавное движение. Но изображение нужно было смотреть через ряд маленьких зеркал закрепленных внутри цилиндра. Благодаря этому отраженное изображение оставалось неподвижным. Поэтому картинка была более яркая и плавная. Давайте посмотрим, как это выглядело.
Оказалось, что именно это открытие имело большой вклад в развитие истории мировой мультипликации.
Сегодня официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа, с помощью которого создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы продолжительностью от 5 до 15 минут.
Главным открытием в истории мультипликации было изобретение братьев Люмьер – КИНЕМАТОГРАФА в 1895г. Это установка для покадровой съёмки рисунков, которая позволила снимать мультфильмы.
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
Из литературы я узнала, что существуют различные техники мультипликации. Остановлюсь лишь на некоторых.
Рисованная анимация. Самые первые мультфильмы были сделаны именно в этой технике. Она возникла в начале ХХ века. Для создания рисованной анимации нужно сделать огромное количество почти одинаковых рисунков. Рисованные мультфильмы получили широкую популярность. Как уже говорилось выше, именно в этой технике работал Уолт Дисней и советская студия «Союзмультфильм» ( Приложение 9 )
Кукольная анимация. Появилась в России в 1906 году. Это объемный метод создания мультфильмов. Суть метода заключается в том. Что на небольшой сцене-макете размещают фигурки героев и фотографируют, затем понемногу изменяю положение рук, ног, тела или головы персонажа и снова фотографируют. При просмотре отснятых кадров создается иллюзия движения. В этой технике сняты, к примеру, мультфильмы «Волк и теленок», «Чебурашка и крокодил Гена», «38 попугаев», «Приключения Незнайки и его друзей», « Волшебник Изумрудного города» и многие другие ( Приложение 10)
Пластилиновая мультипликация. Эта технология очень схожа с кукольной анимацией, разница лишь в том, что герои, реквизит и пейзаж изготовлены из пластилина. Фигурки тоже размещают, фотографируют, вносят изменения и снова фотографируют, потом монтируют полноценный мультфильм. Самый знаменитый и любимый уже несколькими поколениями мультфильм, созданный в этой технике – «Пластилиновая ворона» ( Приложение 11 )
Компьютерная анимация. Это создание мультфильмов с помощью компьютера. Компьютер ускоряет и облегчает работу над мультфильмом. Сделанный на компьютере мультфильм может быть объемным, как пластилиновый или кукольный, например, «Маша и медведь» (Приложение 12 ) , а может быть очень похожим на рисованный мультик, например, «Три богатыря и Шамаханская царица» (Приложение 13 )
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Анализ результатов опроса
Мультфильмы – это удивительный и прекрасный мир, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые. С ними происходят невероятные чудеса. Нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже их очень люблю. За свою жизнь я посмотрела очень много мультфильмов. Приняла решение изучить мнение одноклассников, предложив им анкету.
Я предложила ребятам ответить на 6 вопросов анкеты ( Приложение 14 ). В анкетировании приняли участие 32 моих одноклассника. Вот что показал опрос.
На первый вопрос «Интересны ли тебе мультфильмы?» утвердительно ответили все участники опроса. Поразительное единодушие !
На второй вопрос «Какие мультфильмы вызывают у тебя интерес?» ответы были очень разными. Среди своих предпочтений ребята назвали мультфильмы о животных , о роботах, о феях, по мотивам любимых сказок.
На третий вопрос «Какие техники изготовления мультфильмов тебе известны?» 4 человека затруднились дать ответ, остальные указали рисованные мультфильмы, компьютерные, кукольные и пластилиновые.
На четвертый вопрос «Какие приспособления необходимы для создания мультфильма?» ребята назвали камеру, бумагу, краски. Были названы даже актеры и музыкальные инструменты.
На пятый вопрос об истории появления мультипликации все мои одноклассники ответили, что незнакомы с этим вопросом.
На шестой вопрос «Есть ли у тебя опыт создания мультфильма?» мои одноклассники так же дружно ответили отрицательно.
Итак, по результатам опроса я сделала вывод, что все мои одноклассники очень любят смотреть мультфильмы самой разнообразной тематики. Среди стран-производителей лидируют Россия и США . Большинство ребят знакомы с техникой изготовления мультфильмов, но не знают, что необходимо для их создания. С историей появления и развития мультипликации не знаком никто из нас, в том числе и я . И, как выяснилось, ни один из моих одноклассников не пробовал создать свой мультфильм. Результаты анкетирования представлены в диаграммах ( Приложение 15 )
Очень популярны среди моих сверстников российские и американские мультфильмы.
3.2 Создание мультфильма
В настоящее время существует очень много специальных программ, с помощью которых создается компьютерная анимация. Среди этого множества я остановилась на программе Synfig Studio, потому что:
- во-первых, эта программа является свободной и открытой для скачивания в интернете (http://synfig.org);
- во-вторых, она переведена на русский язык. Меню, документация, помощь – все есть на русском языке;
- в-третьих, среди множества сложных профессиональных программ с огромными возможностями, она оказалась наиболее понятной простой для самостоятельного изучения.
В программе Synfig Studio можно использовать метод «перекладной анимации», который я сейчас изучаю и осваиваю.
Суть этого метода: нарисованный объект (человек, животное, дерево…) делится на составные части и проводится отдельная привязка к каждой из них. После этой привязки каждую часть можно перемещать, вращать, изменять размеры, тем самым изменять следующие кадры, не перерисовывая заново объект.
Вот мой первый векторный персонаж, привязанный к контрольным точкам, с помощью которых мы можем его передвигать

Мне не хотелось пользоваться готовыми рисунками, поэтому я сама нарисовала сцену для моего видео.

Второй персонаж – Дедушка был получен на базе модели Муравьишки с небольшими изменениями.

Наступил самый интересный момент моей работы!
Персонажи будут учиться двигаться!

Для того, чтобы добиться плавного движения этих объектов, оптимальная скорость смены должна быть 24 кадра в секунду.

И на данном этапе у меня возникли трудности. Даже с учетом всех современных возможностей этой программы, в режиме анимации очень сложно кадрировать каждый шаг объектов.
Во-вторых, как оказалось, эта программа требует большой вычислительной мощности компьютера для анимации.
Для того, чтобы прорисовать кадры для сцены длительностью 2 секунды, у меня ушло несколько дней.
С помощью родителей я смонтировала мини мультик (или даже сценку).
Но расстроилась, что моя гипотеза не подтвердится.
И тут, благодаря неожиданному случаю, мы с братом увидели в магазине занятную игрушку.

Прочитав описание и инструкцию, я узнала, что набор таких фигурок – это домашняя мини студия для съемок мультфильмов.
Мы приобрели одного героя, а дальше все оказалось очень просто!
Первым делом необходимо на смартфон скачать приложение Stikbot Studio. Которое находится в свободном доступе в интернете.
Затем разместить героев мультика на подготовленной сцене.

С помощью программы Stikbot Studio я попробовала сделать небольшое видео с другими игрушками.

На видео продолжительностью 20 секунд у меня ушло приблизительно 30 минут.
Процесс создания мультфильма в Stikbot Studio очень увлекательный и куда менее трудоемкий, чем в Synfig Studio.
От первого и до последнего этапа ребенок сам, без помощи родителей может справится с интересным делом.
Мне понравилось, что в готовый видеоролик можно добавить эффекты голоса и музыкальное сопровождение!
В отличие от Synfig Studio – профессиональной анимационной студии, Stikbot Studio была создана специально для детей. Мой четырехлетний младший брат с удовольствием снимает свои мультфильмы.

Подводя итог проделанной работы, несмотря на возникшие трудности, я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. И я хочу представить Вашему вниманию 2 мини мультфильма.
Первый создан в профессиональной анимационной программе Synfig Studio.
Второй – в домашней мини студии и приложении Stikbot Studio.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анимация – очень интересный, с богатой историей, постоянно развивающийся вид современного искусства. В процессе исследования я узнала много нового об анимации и поняла, что съемки собственного мультфильма – интересное и сложное занятие.
Нелегкая эта работа — снимать мультфильмы! Свои мультфильмы я показала одноклассникам, им они очень понравились.
В процессе работы я поняла, что гипотеза моя подтвердилась. Любому ребенку при желании по силам создать мультфильм в домашних условиях. Но нужно набраться терпения, ведь смотреть мультики – это легко, а сделать – не просто.
Теперь я знаю точно, что такое мультфильм! Мультфильм – это тяжкий труд многих людей, их творчество и фантазии, Мультфильмы затрачивают много время, но вместе с тем это очень интересное занятие!
Теперь просматривая даже короткий мультфильм, я понимаю, что там была сделана большая работа целой командой людей.
Литература
1. Асенин С. Волшебники экрана - М., «Искусство», 1974. – 145с.
2.Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
3. И.Вано «Рисованный фильм» (книга в Интернете)
4.Гамбург Е., Пекарь В.. Художники ожившего рисунка, Союз кинематографистов СССР, 1984 г.
5. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., ООО «ИТИ Технологии», 2003.-944 стр.
6. Саймон М. Как создать собственный мультфильм – НТ Пресс, 2006.- 337с.
7. Сайты в Интернете:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультфильм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластилиновая_анимация
http://ecorucheyok.ru/pedagogicheskaya-kopilka/multfilm-svoimi-rukami-v-proekte-bumazhnyj-akvarium.html
https://www.stikbot.toys/
https://www.synfig.org/
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9


Приложение 10



Приложение 11

Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Дорогой друг ! Ответь, пожалуйста, на мои вопросы. Они очень важны для проведения моего исследования.
Интересны ли тебе мультфильмы ?
Какие мультфильмы вызывают у тебя особый интерес?
Какие техники создания мультфильмов ты можешь назвать ?
Какие приспособления необходимы для работы над мультфильмом?
Знаком ли ты с историей мультипликации?
Есть ли у тебя опыт создания собственного мультика?
Спасибо за сотрудничество !
Приложение 15.


