СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Добро и зло в литературных произведениях»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Добро и зло в литературных произведениях»»



МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»





ХI городская научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее-2017»

Направление: гуманитарное

Секция: Литература

Исследовательская работа

«Литературные произведения, в которых описывается добро»





Автор: Давлетгериева Петимат,

ученица 8 «а» класса

МБОУ «СОШ №29»

Руководитель: Тугузова Р.А.,

учитель русского языка и литературы





Грозный

2017

Проблемный вопрос: Как проявляется добро в литературных произведениях?

Цель: выяснить, в каких произведениях русской литературы

присутствует добро, и как в произведениях проявляется добро?

Задачи:

  1. Собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра в русской литературе.

  2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих тему добра.

  3. Провести классификацию произведений.



  1. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.  

  2. Систематизировать материал.  

  3. Сделать выводы по теме исследования.  

  4. Выполнить компьютерную презентацию.



Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы добра. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними- и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература-отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место добру.

 







Оглавление                                                                                               
1. Пояснительная записка                                                                  
1.1. Область исследования, объект исследования.                                                 
1.2.Актуальность темы.

1.3. Формулировка цели и задач исследования.                                                      
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.     


2. Теоретические исследования                                                          
2.1. Добро – как литературное явление. Востребовано ли оно в наше время?

2.2.Что такое добро?
2.3.Восприятие добра учащимися.

2.4. Добро в литературных произведениях.



3. Практические исследования                                                              
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью  определения :

  • Что побеждает в литературных произведениях: добро или зло?

  • Чего в мире больше: добра или зла?



4. Вывод

5. Список используемой литературы

6. . Приложения

Введение

В моей работе речь пойдет о доброте. Данная тема будет волновать человечество всегда. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце мы ждем, что добро победит все невзгоды. Доброта-это великая сила, способная бороться с пороками человека. Беззащитным человека делает не доброта, а сомнения и неуверенность в своих силах. Уверенный в своей правоте человек всегда силен. А доброта помогает быть сильным. Только русская литература, на мой взгляд, может взрастить душевную чистоту человека.

Что такое добро-рассуждать трудно. Однако примеры того, как авторы понимают значение этого слова в литературе наблюдаются очень часто.

С первого класса мы изучаем литературу. Это один из самых интересных школьных  предметов.  Но  ни у  кого  не  возникает сомнений  в том,  что  изучать  литературу  надо. Кому   надо?  Мне, моим  друзьям-одноклассникам, тем, кто  придёт в   школу  после  нас.  Я  искренне верю в то,  что  литература –  хороший проводник в мир Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием добра. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному. Примером тому являются литературные произведения, которые сопровождают нас в течение всей нашей жизни.

Как проявляется добро в литературных произведениях?

Данная мысль способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы и определило проблему моего исследования.

1.Пояснительная записка

1.1. Область исследования –Литература

Объект исследования–Добро в литературе.

1.2. Актуальность:


-  В последнее время часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис приводит к искажению представлений о доброте, справедливости, великодушии.

-   Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта-вот те необходимые качества, которые необходимо развивать.

- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к добру в произведениях литературы.



1.3. Цель исследования: выяснить, в каких произведениях русской литературы присутствует добро, и как в произведениях проявляется добро? Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы добра. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними- и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература-отражение жизни. В каждом произведении есть место добру.

Задачи:



1.Собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра в русской литературе.

2.Исследовать ряд произведений литературы, содержащих тему добра.

3.Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. 4.Систематизировать материал.  

5.Сделать выводы по теме исследования.  

6.Выполнить компьютерную презентацию.  



1.4. Этапы исследования:

-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.

-Проведение анкетирования, обработка результатов.

Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
-анализ;







2. Теоретические исследования.

2.1. Доброта - как литературное явления. Востребовано ли оно в наше время?

Тема Добра-вечная тема. Она интересовала людей на протяжении всего срока существования человечества. Что есть Добро? Как оно воспринимается? Каждый писатель в своих произведениях отвечает на эти вопросы по-своему.

Итак, Добро-коренное понятие, определяющее не только сущность человека, его внутренний мир. Писатели всего мира пытались определить для себя, выяснить, понять… Но этот поиск будет продолжаться вечно, пока существует мир и человек на Земле.

Добро в литературе играет важную роль в духовно-нравственном развитии учащихся.

Добро в творчестве русских писателей находилось в центре внимания. Писатели отражали в своем творчестве, что путь добра был, есть и будет единственным верным жизненным путем человека.

Мне кажется, что литература воспитывает в людях добрые чувства. Без доброты невозможна душевная красота человека.

Добро в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что это нравственная категория является определяющим в духовной жизни человечества. Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.









2.2. Что такое добро?

Значение слова «Добро» в толковых словарях русского языка:      

Добро- все положительное, хорошее, полезное. ( По словарю Ожегова)

Добро- хорошее, доброе дело, поступок. (По словарю Ефремова)

Добро-  вещественно, все доброе; имущество или достаток. (По словарю Даля)

Я провела небольшую словарную работу:

Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта- это лучшее человеческое качество.



2.3. Восприятие добра учащимися.

Все писатели и поэты стремились показать в своих произведениях только добро. Они учат нас о том, что всегда нужно поступать по совести. Когда я читаю произведения, я всегда переживаю за главных героев, думаю о том, как бы я поступила на их месте. В литературных произведениях добро всегда возвращается.

«Ничто, кроме литературы, -говорил П.М.Неменский, -не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества.»





2.4.Доброта в литературных произведениях.

«Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.»

Арабское изречение.


Беззащитным добро кажется в сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Царица-Мачеха, пытаясь избавиться от прекрасной падчерицы, замышляет погубить девушку. Сначала подсылает к ней служанку, чтобы та отвела царевну в лес и оставила умирать. Позже приходит в дом семи богатырей и пытается отравить. Прекрасная царевна, конечно, остается живой, об этом мы узнаем в конце сказки. Но она беззащитная перед мачехой, так как та действует обманом и хитростью. А прекрасная царевна прекрасна своей добротой: она не способна на ложь.


В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина.

Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства.



В рассказе А.П. Платонова « Юшка» пример доброты в высшей степени.

Юшка-главный герой рассказа А.П. Платонова, судьба которого счастливая и трагическая одновременно. Конечно, на первый взгляд, очевидным кажутся лишь беды и проблемы этого удивительного человека. Больной и одинокий, Юшка с утра до вечера работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на содержание чужой ему девочки-сироты, а сам отказывал себе даже в покупке насущных, необходимых вещей- одежды, обуви, чая, сахара.



М.Ю.Лермонтов "Мцыри".

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь.

   Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика, который рассказал ему свою историю.

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в одном лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению – вот что такое поэма «Мцыри».

Бесспорно, в поэме «Мцыри» чувства добра и милосердия очевидны. Монахи забрали и приручили бедного больного мальчика, они выходили его, вылечили, окружили вниманием и заботой, можно сказать, подарили ему жизнь... И, это все добро. Однако монахи лишили Мцыри самого главного-свободы, они запретили ему вернуться к родным, близким, найти их, обрести их вновь.… Монахи думали, что Мцыри готов отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных.

В тесной тёмной церкви во время ранней утренней службы стоял худенький, слабый юноша, ещё не совсем проснувшийся, разбуженный оглушительным колокольным звоном от сладкого утреннего сна. И ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи…




В рассказе В.Г. Короленко «В дурном обществе» главный герой совершает добрые поступки. Это произведение заставило меня задуматься о многих важных вещах. В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с детьми, живущими в трущобах. Главный герой Вася еще не задумывался о том, как тяжело живется детям из других бедных- слоев общества. Попав в общество Валека и Маруси, он понял, насколько тяжелы нищета и одиночество. Это произведение учит любви, добру и пониманию. Читая, я думала о том, как необходимо проявлять сочувствие и оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается.





«Легенда о Данко» является центральным эпизодом рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького. Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца сегодня освещает путь к правде и добру. В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью.

В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет сред людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.



Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»? От названия сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб» веет теплом, добротой, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлажденное сердце» и побеждают «злобу людскую». Главный герой сказки – Филька – предстает перед нам «молчаливым, недоверчивым». А прозвище « Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме «неласковости» и даже грубости. Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конем. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька – не злой человек», и конь прощает мальчика. Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был теплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовского учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.



В повести А.С. Пушкина " Капитанская дочка" эпиграф повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги платье снову, а честь смолоду» . Эта фраза говорит о том, что человек должен беречь и ни в коем случае не терять те хорошие качества, которые заложены в нем с самого рождения, не предавать изначального стремления к добру и в жизни руководствоваться благородством и милосердием.
Пример тому — взаимоотношения Гринева и Пугачева. Вспомним, как Пугачев вывел Гринева к постоялому двору, а Гринев в благодарность дарит ему заячий тулуп. В этом поступке, конечно, не только благородство, но и милосердие, уважение к человеку независимо от его социального положения. Все это почувствовал и Пугачев, что видно из его ответа Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель!»
Это взаимное проявление добра продолжается и в более сложных ситуациях: при взятии Белгородской крепости Пугачев, узнав Гринева, спас его от смертной казни. «Я спас тебя за твою добродетель» , — говорит он.. .



В рассказе И.С. Тургенева "Му-Му" - главный герой спас щенка, который тонул. Принес домой, ухаживал за своей питомицей. Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим. Он любил его без памяти, этим и проявляется добро в этом рассказе.

В произведении В.Г.Распутина "Уроки французского" разговор с учительницей Лидией Михайловной после уроков оказался нелёгким. Однако он обернул­ся спасением, а не наказанием для мальчика. Учительница молодая, «аккуратная вся, умная и кра­сивая». В ней чувствуется доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Рассказчика поразило то, что Лидия Михайловна ничего не сообщила директору и не пожаловалась на ученика. Больше всего мальчик боялся быть отчисленным из школы, зная, какую боль доставит этим матери. Несмотря на своё обещание, герой снова начинает играть. Голод толкает его на это. Превозмогая страх, он подходит к избившим его старшеклассникам. Но после того как его снова избили, учительница начала заниматься с ним отдельно. Посылка с макаронами, отправленная Лидией Михайловной, поставила рассказчика в неловкое положение. Поддавшись её уговорам, он принимает посылку, хотя и чувствует себя неловко. Лидия Михайловна, которой не удавалось накор­мить ученика, придумала другую уловку, благодаря которой у мальчика снова появились деньги. Она ста­ла играть с ним в азартные игры, и ученик нередко обыгрывал учительницу. Рискуя своей работой, она помогала мальчику выжить. Узнавший обо всём директор вынудил Лидию Ми­хайловну уехать, но герой запомнил её на всю жизнь. Ведь её доброта, понимание, честность, щедрость были для него важнее куска хлеба. Эта учительница преподала мальчику лучший урок — урок доброты.

Значимость категорий добра в культуре и человеческой жизни несомненна. Четкое определение этих понятий позволяет личности утвердить себя в жизни, оценивая свои и чужие действия с точки зрения должного и недолжного. Многие философские и религиозные системы основаны на представлении о противостоянии двух начал. Так стоит ли удивляться, что персонажи сказок и легенд воплощают в себе противоположные черты? Однако следует отметить, что если представление о поведении героев, воплощающих в себе злое начало, мало менялось во времени, то представление о том, какова должна быть ответная реакция на их действия представителей Добра, не оставалась неизменной. Рассмотрим сначала, как в сказке поступали герои-победители со своими злыми противниками.

Например, сказка «Белоснежка и семь гномов». Злая мачеха с помощью колдовства старается погубить свою падчерицу, завидуя ее красоте, однако все происки ведьмы оказываются тщетными. Добро торжествует. Белоснежка не только остается жива, но и выходит замуж за прекрасного принца. Однако как поступает победившее Добро с проигравшим Злом? Финал сказки словно взят из повествования о деятельности инквизиции: «Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею. И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала, мертвая, наземь».


















3. Практические исследования.



3.1. Проведение анкетирования учащихся:

- Что побеждает в литературных произведениях: добро или зло?

- Чего в мире больше: добра или зла?








Вопросы

Ответы


1

Что побеждает в литературных произведениях: добро или зло?

Добро - 18

Зло - 5

2

Чего в мире больше: добра или зла?

Добро - 20

Зло - 3





В результате исследования было выяснено, что обучающиеся отдают предпочтение добру. Вся мировая культура вращается вокруг этой темы. Это вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время. Доброта- это мощнейшая сила, способная бороться с любым злом. В нас очень много хороших качеств. Наша задача не утрачивать их. Если человек добр, творит добро, то он непримирим ко всякого рода порочным явлениям жизни. Чтобы быть добрым надо быть беспощадным ко всему тому, что называется «бесчеловечным». Кто может достучаться до души каждого человека? Ответ понятен: литература. Силу добра может показать литература.

4. Вывод.

Твори добро без пользы для себя,

В нем благодарность за него любя.

В своей работе я попыталась объяснить, что в основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея добра.Торжество добра наблюдается во всех произведениях литературы.

Добрые, чистые и искренние герои литературных произведений заслуживают неугасающего внимания читателей всех поколений….

Добрым человеком быть сложно. Это качество требует от человека большой душевной силы. Нет ничего лучше обезоруживающей доброты.

Тема добра, поднимаемая авторами произведений, всегда актуальна. Поэтому работать по этой теме мне было очень интересно, я открыла для себя много нового, познакомилась с разными героями, осознала и поняла, что представляет собой в жизни понятие добра в литературных прозведениях.

Берегите добро! Будет обидно, если оно исчезнет. А злу всегда есть место, ведь оно способно и малой частью омрачить крупное добро.















6. Список использованной литературы

1.История русской литературы 19 века. М. Просвещение, 1987г.



2.Русская классическая литература сост. Д.Устюжанин.

М.- Просвещение, 1969г.



3.С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н.Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык» «Просвещение»



4.В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.



5.Литература.8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 /В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016



6. Материалы интернета.























7. Приложения



Вопросы анкеты для учащихся:

-Что побеждает в литературных произведениях: добро или зло?



-Что в мире больше: добра или зла?

Высказывания о добре:

Не задумывай добрых дел, а делай добро. 

Роберт Вальзер.


-Пусть неблагодарность многих не отпугивает вас от того, чтобы делать людям добро; ведь помимо того, что благотворение само по себе и без всякой другой цели – дело благородное, но делая добро, встречаешь иной раз в ком-нибудь одном столько благодарности, что это вознаграждает за всю неблагодарность других. 

Франческо Гвиччардини



-Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека. 

Роберт Льюис Балфур Стивенсон




-Избыток зла порождает добро.

Перси Биши Шелли


-Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки.        Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло. 

 

Хун Цзычен.







12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!