СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Эпитеты в создании образа Пугачева в романе Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Эпитеты в создании образа Пугачева в романе Пушкина "Капитанская дочка"»

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся общеобразовательных учреждений Республики Дагестан

«Науки юношей питают»





Исследовательская работа на тему:
«Эпитеты в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка»
»

Предметное направление: русская литература














Автор работы: 

 Гусейнова Альпият Магомедкамиловна

Ученица 8 класса

МБОУ «Карабудахкентская СОШ 1 им Г. М. Абдуллаева»

Карабудахкентский район с. Карабудахкент

89884304776

Karsosh01@mail.ru

Научный руководитель: 

 Гаджиумарова Нурияханум Магомедовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карабудахкентская СОШ 1 им Г. М. Абдуллаева»

Карабудахкентский район с. Карабудахкент

89884304776

Karsosh01@mail.ru






Оглавление

Введение
1.История создания романа «Капитанская дочка» 2.Особенности эпитетов
3. Разнообразие видов эпитетов в главах «Капитанской дочки».
4.Заключение
5.Литература











































В  исследовательской работе по литературе "Эпитеты в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка»" учеником 8 класса была поставлена и реализована цель, понять значение эпитетов в процессе создания образа народного вожака - Емельяна Пугачева. Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Эпитеты в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка»" автор исследует, какие эпитеты и с какой целью применил А.С. Пушкин при создании литературного образа Емельяна Пугачева в романе "Капитанская дочка". Для этого подробно исследуются главы произведения: «Вожатый» - глава 2, «Приступ» - глава 7, «Незваный гость» - глава 8, «Мятежная слобода» - глава 11.

В процессе работы над индивидуальным детским проектом "Эпитеты в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка»" автор изучает лингвистическую литературу о функционале эпитета в литературе, определяет емкость эпитетов при создании портрета Пугачева в разных жизненных ситуация, проводит композиционно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа с участием Емельяна Пугачева.





















Введение


Тема работы: «Смысловая нагрузка эпитета в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка». Гипотеза – эпитет как изобразительное средство помогает раскрыть главные черты Емельяна Пугачева как народного предводителя. Проблема – раскрыть роль эпитета в сфере создания образа Пугачева. Цель - понять емкость и значение эпитетов в процессе создания образа народного вожака. Объект исследования – эпитеты, помогают раскрыть образ Пугачева.

Задачи:

  1. Изучить лингвистическую литературу о функционале эпитета в литературе.

  2. Определить емкость эпитетов при создании портрета Пугачева в разных жизненных ситуация.

  3. Провести композиционно-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа с участием Емельяна Пугачева.

План исследования:

  • Лексико-семантический анализ глав: «Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ», «Сирота», «Незваный гость».

  • Изучить конструкции эпитетов в романе.

  • Проанализировать эпитеты в романе "Капитанская дочка"

  • Определить значение эпитетов в романе в целом.

История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» - повесть А.С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. Глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Осенью 1836 года, за год до гибели, Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру на разрешение печатать. Тут же он отправил цензору, некоему Корсакову, письмо. Как мы увидим, Пушкин придавал этому письму большое значение.

«Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги»

«Капитанской дочке», уже с первых набросков плана, действие происходит на широком историческом фоне.

Не кучка бывших крепостных, ютящихся в глухой лесной чаще и промышляющих на большой дороге, а могучий мятеж казачества, крепостных, народностей востока Европейской России, охвативший чуть ли – не треть Европейской России. Поиски сюжета «Капитанской дочки» были неотделимы от упорной работы мысли над прошлым и настоящим России.

Пушкин внимательно перечитывает и передумывает радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Он приближается вплотную к вековой проблеме – к ужасающей пропасти между привилегированными слоями и крестьянством (включая казачество и притесняемых до крайности «инородцев»).

Время от времени в глубине пропасти вспыхивал пламень социального возмущения. Под пеплом повседневного, казалось бы, ставшего привычным угнетения кипела лава страдания и обид. Время от времени озлобление вырывалось наружу извержениями восстаний. Лилась человеческая кровь – и властвующих, и подвластных, господ и рабов.

С обостренным, страстным интересов углубляется Пушкин в исторические материалы о пугачевщине. Он зарывается в архивные документы – занятие, казалось бы, ему несвойственное. Предпринимает поездку в места, где разыгралось восстание. Посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург. Опрашивает старожилов и записывает их показания. Роется в провинциальных архивах.

Одним словом, доискивается исторической правды.

С самого начала он сталкивается с особой трудностью. Пугачевщина была темой запретной. Все архивные материалы, касающиеся крестьянской войны 18 века, считались секретными.

Пушкин прилагает реестр нужных ему бумаг. Там числятся донесения Суворова о кампаниях 1794 и 1799 годов против Франции и приказы его к войскам. Как можно обойти эту неодолимую, казалось бы, преграду?

Пушкин снова применяет «обходной маневр».

Он использует одно случайное обстоятельство. Суворов, будущий великий полководец, принимал некоторое участие в подавление пугачевского восстания. Пушкин обращается к военному министру графу Чернышеву с просьбой позволить ему воспользоваться «драгоценными материалами», которые хранятся в архивах Главного штаба и касаются «истории графа Суворова».

Но на первом месте в реестре неожиданно значится:«Следственное дело о Пугачеве».

Кстати, к этому важнейшему историческому источнику Пушкин так и не получил доступа. В предисловии к «Истории пугачевского бунта» он с сожалением отмечает, что оно «доныне нераспечатанное».

С остальными документами, касающихся пугачевщины, Пушкин получил возможность ознакомиться. Ревностно он изучал их, сопоставляя с записками и свидетельствами частных лиц. Кое-что он узнал от баснописца Крылова: отец его, в чине капитана, участвовал в кампании против Пугачева. Пушкиноведы считают, что фигура Крылова – отца, полунищего боевого офицера, выслужившегося из солдат, явилась прототипом образа коменданта Белогорской крепости Миронова, отца Маши, «капитанской дочки».

Пушкин разыскал современницу Пугачева, 75-летнюю казачку из Берды. Она лично знала самозванца и сообщила некоторые любопытные подробности.

«Капитанская дочка» была задумана еще до того, как Пушкин ознакомился с подлинными архивными материалами. Они только его увлекли, что он отложил набросанный план романа и принялся за «Историю Пугачева».

Исторический труд был написан в довольно короткий срок. Затем Пушкин вернулся к роману. Работы Пушкина – историка и Пушкина – романиста переплелись. Планы задуманного романа составлялись в тесной связи с подлинными фактами, с биографиями реальных лиц.

После появления в печати «Истории пугачевского бунта» министр народного просвещения С. С. Уваров, один из злейших врагов Пушкина, начал травлю его исторического труда. «Историю пугачевского бунта» он назвал «возмутительным сочинением», то есть сеющим возмущение. Происходило это за два года, до сдачи «Капитанской дочки» в цензуру.

Пушкин не мог не опасаться, что этот роман постигнет печальная участь поэмы «Медный всадник». Она была запрещена и увидела свет только после его смерти.

К счастью, отвлекающий маневр удался. Разрешение было дано. «Капитанская дочка» была издана при жизни поэта.














Особенности эпитетовКЛАМА
Эпитет – это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл.

Конструкции эпитетов:

  1. ведущая роль прилагательных

  2. иногда эту роль выполняют другие части речи: наречия, существительные, местоимения, причастия.

Виды эпитетов – украшающие, постоянные, авторские.

Значение эпитетов – сделать текст ярким, запоминающимся.

Разнообразие видов эпитетов в главах «Капитанской дочке»

Разнообразие видов эпитетов в главах:

«Вожатый» глава 2.

Глаза – живые,

Лицо – приятное, но плутовское.

«Приступ» глава 7.

Глаза –сверкающие.

«Незваный гость» глава 8.

«Блистающие глаза; черты лица правильные, довольно приятные, ничего свирепого; удивительное выражение плутовства и насмешливости; непритворная веселость; мрачно ждал.»

«Мятежная слобода» глава 11.

«Сидел важно подбочась; провозгласил важно; весело поздоровался»

Глава 5. «Приступ»

Пугачев предстает перед нами в красном казацком кафтане, обшитым галунами, в высокой собольей шапке с золотыми кистями. Этот образ как бы создает образ государя «Петра Федоровича!». Сверкающие его глаза показывают, насколько он хочет и стремится захватить государство. Грозный взгляд указывает на жестокость, суровость. После слов «Вешать его!», «Целуй руку, целуй руку!» складывается впечатление, что Пугачев был очень настойчивым и решительным. Благодаря эпитету «жилистую свою руку» мы можем понять, какая могучая, сильная, трудящаяся рука была у Пугачева. Он пощадил Петра Гринева, потому что вспомнил личико «барского дитя» и про заячий тулупчик. Значит, Пугачев помнит добро.

Глава 12. «Сирота»

Эпитет «Пугачев взглянул грозно…» говорит о серьезности Пугачева, в то время как эпитет «Пугачев смягчился» говорит о его другой стороне, мягкой и нежной (..и сказал ей ласково»). Эпитет «сказал, смеясь, Пугачев» говорит о том, что он не только суров и серьезен, но также весел.

Глава «Незваный гость»

«Взглянул, как бы ножом насквозь» - показывает, что его взгляд был проницательным и очень пугал людей.

«Ястребиными глазами» - так говорят, когда у человека очень хорошее зрение, но в данном случае это пронизывающий взгляд.

Глава «Мятежная слобода»
С самого появления Пугачева в главе можно оценить его влияние и «важность»: «Пугачев сидел под образами», «важно подбочась». Автор выделяет отношение остальных людей ко всей ситуации и к самому Емельяну («притворное подобострастие», «поддельная важность», «сильное любопытство»). Пугачев старался воссоздать вокруг себя атмосферу процветания.

Эпитет – изобразительное средство для раскрытия образа Пугачева в романе.

Функционал эпитета очень объемный и разнообразный.

Филологическая наука уделяла серьезное внимание эпитету:

Был проведен анализ творчества 45 поэтов за 200 лет. Всего было просмотрено около 2000 эпитетов.

Исследователи установили, что А.С. Пушкин во многих произведениях использовал всю палитру эпитета. Например, к слову «ДУША» у него 300 эпитетов. Вот почему можно говорить о значимости пушкинского эпитета. А. Пушкин не «украшает» одно слово другим, а заставляет его быть расширяющимся. Без эпитетов текст будет сухим и безжизненным.

Пушкинский эпитет проникает в самую сущность предмета или явления, в его сердце.

Количество эпитетов для создания портрета Пугачева.

Всего 140 в романе.

Глава «Вожатый»

8

Глава «Приступ»

9

Глава «Незваный гость»

6

Глава «Мятежная слобода»

4

Глава «Сирота»

4

Для описания Пугачева

30





Заключение

Эпитеты в романе «Капитанская дочка» обладают особой объемностью и смыслом.

Они помогают раскрыть образ Емельяна Пугачева – предводителя народного восстания. В нем живут буйные силы. Пугачев обладает страстным и буйным характером, у него много энергии и воли, доброты и открытости, чуткости и поэтичности.

Однако Пугачев может быть и жестоким, страшным, когда он расправляется с врагами. Заслуга А.С. Пушкина в том, что, используя эпитеты при создании портрета Пугачева, создает образ Емельяна противоречивым, но вызывающим симпатии читателей.

С помощью эпитетов А.С. Пушкин выражает свое отношение к Емельяну Пугачеву. Пушкинские эпитеты сочетают в себе высокую точность и неожиданность, вспышку мысли.




Список используемой литературы:

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

  1. Добин Е. История девяти сюжетов.

  2. Гуковский Г.А. Пушки и русские романтики. 1995.

  3. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. 1981.

  4. Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. 1999.

  5. Пумпянский Л.В. Пушкинская энциклопедия. 1999.

  6. Скатов Н.Н. Русский гений. 1987.















































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!