МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «Совхозная СОШ»)
Исследовательская работа
Есть ли связь математики с литературой?
Выполнила: ученица 9 класса Фиткулёва Людмила
Научный руководитель: Зарочинцева Ольга Михайловна
2018
Содержание:
Введение
Старинные единицы мер
Задачи из литературных произведений.
Анкетирование
Заключение
Литература
Введение.
Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход. Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.
Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.
Подобно тому, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также взаимодействуют друг с другом. Персидский математик и астроном Омар Хайям был одновременно не менее талантливым поэтом и философом. Все знают французского математика и физика Блеза Паскаля, чьи литературные и философские произведения мало известны широкому кругу читателей. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Все это красноречиво указывает на связь между литературой и математикой. Объективным доказательством этой связи также может служить использование многими авторами математических задач при написании своих произведений. Поиску и решению таких задач и посвящена данная работа.
Математика и литература занимают очень значительное место в жизни современного общества, а это значит, вызывают к себе огромный интерес.
Актуальность выбранной темы продиктована необходимостью разрушить стереотип полярности этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.
Главной целью работы является доказательство существования связи между литературой и математикой.
Для достижения цели логично будет поставить следующие задачи:
подбор математических задач в литературных произведениях;
решение отобранных задач, анализ полученных в ходе решения результатов;
оценка проделанной работы и формулировка вывода.
В работе использованы следующие методы: поиск, изучение, анализ, обобщение, сравнение.
Этапы работы над проектом:
1. Отбор и решение задач из литературных произведений.
2. Анкетирование учащихся среднего звена нашей школы.
3. Формулирование выводов и оформление исследовательской работы.
Старинные единицы мер:
Во многих литературных произведениях часто встречаются такие единицы мер, как аршин, вершок, сажень, верста, пядь, золтоник и т.д. Однако мы уже давно их не спользуем, поэтому при прочтении мы сталкиваемся с определенными трудностями в понимании единиц мер. Чтобы избежать их в дальнейшем, мы составили вспомогательный раздел.
Аршин = 71сантиметр. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.
«
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин.
Сына Бог им дал в аршин».
Р
ост сына царя Салтана – 71см.
«Но в это время сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы, и садовник Степан приподнял его на пол-аршина от земли…»
Садовник Степан приподнял мальчишку, который повалил маленького барина, примерно на 36см от земли.
Вершок = 4,4сантиметра. Это ширина двух пальцев руки: указательного и среднего.
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья».
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными, вычислим рост Герасима:
12 * 4,4см = 52,8см.
И что же мы получили? Рост младенца в среднем составляет 51-53см. Какой же Герасим тогда богатырь? Оказывается, раньше, говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
2*71см = 142см (это 2 аршина)
142 +52,8= 194,8см (2 аршина и 12 вершков).
П
олучается, рост Герасима был 1м 98см, а это действительно высокий человек.
«Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами».
Рост Горбунка 13,2сантиметра, длина ушей 71см. Поистине сказочное животное.
Сажень = 3 аршина = 2,13метра.
В
стречается с XI века. Название от слова «сягать», т.е. достигать до чегo -либо.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростёртых рук, это 3 аршина, или 213см.
Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой руки, около 248см.
«Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против теченья реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто».
Получается, Герасим умчался на 2,13*100 = 213м или 2,48*100 = 448м.
Верста = 500 саженей = 1,06километра. При Петре Первом была введена верста в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль важных дорог, окрашенные в три цвета ставили столбы, поэтому пошло название «столбовая дорога». В XIX веке появились чёрно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах.
«…когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…»
1,06 * 35 ≈ 37км
Пядь, пядень (или четверть) – старинная мера длины (от древнерусского слова «пясть», т.е.кулак или кисть руки). Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев равных 18см. Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца – 22-23см.
«Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет».
18*7 = 126см – малая 22*7 = 154см – великая.
Естественно, размеры лба не могут быть такими. Выражение «семи пядей во лбу» - иносказательное, означает «обладатель высокого лба – очень умный человек».
Герой стихотворения Н.А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в полноводье спасал зайцев:
« Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.»3
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
S =ab, а = 1 аршин = 71см, b = 1 сажень =213см.
S= 0,71 *2,13 =1,5123 м2.
Можем сделать вывод: островок и в самом деле был небольшим.
Золотник = 4,26 грамма. В Х веке во времена правления князя Владимира Святославича была монета, которую называли «златник». С конца XVI века и до 1927г в России золотник служил единицей массы драгоценных металлов (золота, серебра, платины).
Эта мера упоминается в автобиографической трилогии Горького: «Мы покупали три золотника чая, осьмушку сахара…»
4,26*3 = 12,78г чая
Ф
унт = 409,5г. Фунтами измерялись масса хлеба, конфет, масла, почти всех продовольственных товаров.
Схимник Ферапонт в «Братьях Карамазовых» «ел всего лишь по два фунта хлеба в три дня, не более». 2
409,5*2 = 819г
«По 20фунтов весу — вот какие дыни!»3
409,5*20 = 8190г
Пуд = 40фунтов = 16,38килограммов.
Гоголевский Тарас Бульба «…вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст».4
16,38*20 = 327,6кг
Храбрый казак не мог весить 327килограммов. Это обычная для Гоголя гипербола.
Когда мы работали над сбором материала о единицах мер, мне захотелось перевести мой рост и рост моей подруги в старинные меры длины. Вот что у меня получилось.
Наш рост.
Имя | Сантиметр | Аршин | Вершок | Пядь |
Людмила | 168 см | 2,37 аршина | 38,2 вершков | 9,5 пядей |
Дарья | 163 см | 2,3аршина | 37 вершков | 9,16 пядей |
Задачи из литературных произведений.
Писатели и поэты, занимаясь высшими вопросами о сущности бытия, не привыкли подвергать свои творческие вымыслы математической строгости выводов. Математика же даёт способы решения задач, не признавая предположения и фантазии.
Задача Носова.
Первое, что могло удовлетворить поиски, было произведение Н. Н. Носова «Федина задача»: «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Эту задачу можно без особого труда решить по действиям.
Решение:
1) 450*80=36000(кг) – всего зерна
2) 36000:6=6000(раз) – по 6 кг зерна в 450 мешках
3) 6000*5=30000(кг) – муки
1 тонна = 1000 килограммов
4) 30000:3000 = 10(маш.) – для перевозки муки
Ответ: 10 машин потребовалось для перевозки муки.
Очевидно, что условие этой задачи способствует получению разумного ответа.
Задача Остера.
Вспомним историю о том, как главные герои измеряли рост удава в сказке Григория Остера « Зарядка для хвоста». Оказывается, что рост удава составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка.
А так ли это на самом деле?
Используя, учебник по биологии и энциклопедию я узнала, что средний рост попугая 22см, мартышки 77см, слона 335см, удава 10м.
1000 : 22 ≈ 45
1000 : 77 ≈ 13
1000 : 335 ≈ 3
Выясняется, что в жизни длина удава приблизительно равна длине 45 попугаев, 13 мартышек, 3 слонов.
Можно сделать вывод, что автор в своем произведении пренебрег точными данными.
Задача Толстого.
Много задач мы встречаем в «Арифметике» Л. Н. Толстого.
«Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идёт 5 вёрст в каждый час, а барин едет 11 вёрст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика?»
1)12-5=7(часов) – выехал барин позже
2) 5*7= 35(вёрст) – прошёл мужик за семь часов
3) 11-5=6(вёрст/час) – скорость сближения
4) 35:6=5 5 /6(часов) – время
5) 55/6*11=64,2(вёрст) – барин догонит мужика
Ответ: на 65 версте барин догонит мужика
Задача из сказок Шахерезады.
М
удрец задает юной деве следующую задачу. "Одна женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через 4 двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину собранных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину оставшихся яблок. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она поделилась яблоками со стражником у четвертых дверей, то у нее осталось лишь 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?"
1 – количество яблок, собранных в саду
1/2 - количество яблок, отданных у первых двере
1/4 - количество яблок, отданных у вторых дверей
1/8 - количество яблок, отданных у третьих дверей
1/ 16 - количество яблок, отданных у четвёртых дверей
Осталось 1/16 всех яблок, что равно 10 ябдокам
10 : 1/16 = 160 (ябл.) – собрала женщина в саду.
Обзор литературы показал, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям, и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку
математика». Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Анкетирование.
В ходе работы над проектом мне захотелось узнать, встречают ли люди математические задачи в литературных произведениях; если встречают, то пробуют ли решать их. И вообще, захотелось узнать, что они думают о связи математики с литературой. Для этого я провела анкетирование. В анкетировании приняли участие 22 учащихся школы.
Вопросы анкеты:
1. Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?
Можно сделать вывод, что большинство респондентов (13 человек) не встречали в литературных произведениях математические задачи.
Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать?
Данные говорят о том, что половина опрошенных пытались решать задачи.
3. Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?
Полученные данные говорят о том, что большинству читателей (15 человек) задачи не мешают понимать прочитанное.
Заключение
Приступая к работе, я ставила перед собой цель: доказать существование связи между литературой и математикой. Для этого:
была изучена научная и научно – популярная литература, исследующая связь между литературой и математикой;
были подобраны отрывки произведений классиков художественной литературы, в которых рассматривались или были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой;
выполнено решение подобранных задач;
проведено сопоставление условий и решений задач с действительностью.
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы Математику и литературу можно назвать двумя дополняющими друг друга противоположностями. Это две грани одного и того же процесса – творчества.
Таким образом, цель моего проекта достигнута. Я доказала, что между математикой и литературой существует неразрывная связь.
Литература
Т. Н. Видеман, Е. В. Алтухова «Математика. Рефераты» .Волгоград: «Учитель», 2009.
Н. Носов «Федина задача».М.: «Детская литература», 1999.
Г. Остер «Задачник».М.: «Росмэн», 1999.
Я. И. Перельман «Живая математика».М.: «Наука», 1978.
Л. Н. Толстой «Арифметика».М.: «Детская литература», 1980г.
Сказки «1001 ночь». «Эксмо». 2008г.
www.krugosvet.ru
http://portfolio.1september.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://allforchildren.ru/why/when9.php
http://botinok.co.il/node