СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Эволюция музыкальных носителей и проигрывателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Эволюция музыкальных носителей и проигрывателей"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»






Исследовательская работа

«Эволюция музыкальных носителей и проигрывателей»





Исполнитель:

Павлова Анна Евгеньевна

Ученица 4 класса

Руководители проекта:

Колычева Тамара Ивановна -

учитель начальных классов

Павлова Екатерина

Александровна родитель








г. Кировград

2022 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………….

3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………

4

1. История звукозаписи…………………………………………………….

4

1.1 Механические инструменты…………………………………………...

4

1.2 Магнитная запись (магнитные носители и проигрыватели)…………

5

1.3 Цифровая запись (цифровые носители и проигрыватели)…………...

6

Глава 2. Практическая часть……………………………………………….

8

Заключение………………………………………………………………….

9

Список литературы…………………………………………………………

10

Приложения









Введение

Актуальность выбранной темы. В современном мире музыка сопровождает нас повсюду: мы храним музыкальные файлы на компьютере, в памяти телефона, на дисках и флэш-носителях, слушаем её по радио, она – неотъемлемая часть телепрограмм и фильмов. Но мало кто задумывается, какой долгий и непростой путь прошло развитие звукозаписи, чтобы сейчас мы могли наслаждаться любимыми произведениями в любом месте и в любое время. И этот процесс изменений и реформ очень интересен.

Цель исследовательской работы: изучение появления музыкальных носителей и проигрывателей.

Задачи исследования:

- собрать и проанализировать сведения об истории возникновения музыкальных проигрывателей и носителей;

- изучить виды музыкальных носителей и проигрывателей;

- создать альбом семейной коллекции проигрывателей и носителей музыки.

Гипотеза исследования: если я узнаю и расскажу ребятам о развитии музыкальных проигрывателей и носителей, то у них расширится кругозор в области истории музыки и повысится интерес к предмету музыка в школе.

Проблема: большинство моих сверстников никогда не видели музыкальных проигрывателей и носителей прошлых столетий и ничего о них не знают.

Объект исследования: музыкальные носители и проигрыватели.

Предмет исследования: эволюция носителей и проигрывателей музыки.

Методы исследования: сбор, изучение и анализ информации об истории происхождения различных видов проигрывателей и носителей музыки, способах воспроизведения музыки; обобщение полученных материалов; опрос, анализ семейной коллекции проигрывателей и носителей музыки и их демонстрация.

Глава 1. История звукозаписи

1.1 Механические инструменты

Механические музыкальные инструменты – это инструменты, снабжённые техническими приспособлениями для исполнения зафиксированных произведений или наигрышей без участия музыкантов. Они бывают различных конструкций и форм – от маленьких примитивных перстней-печаток, табакерок, шкатулок, кукол, часов-будильников до сложных по устройству стационарных напольных часов, оркестрионов, башенных курантов.

Репертуар механических музыкальных инструментов зависит от степени сложности и совершенства конструкции инструмента. Он состоит из перезвонов, наигрышей, бытовой и развлекательной музыки – модных песенок, танцев, пьесок, а также отдельных номеров из популярных опер, оперетт. Исполнение музыки носит механистичный, лишённый выразительности и оттенков характер, так как постепенное усиление или ослабление звучности в механических музыкальных инструментах - невозможно.

Первые сведения о механических музыкальных инструментах относятся к XVI в. Особенно много систем механических музыкальных инструментов, включая автоматические, действующие при опускании в них монет, появилось в конце XIX - начале XX вв.; применялись они в трактирах, ресторанах, различных увеселительных заведениях и в мещанско-купеческом быту. Широкое распространение в это время получила шарманка, на которой играли бродячие музыканты (Приложение 1).

В 1877 американский изобретатель Томас Эдисон продемонстрировал и подал заявку на изобретение фонографа (от греч. phone - звук, голос и grapho – писать) – первого прибора, записывающего, сохраняющего и воспроизводящего человеческую речь и музыку (Приложение 1).

В 1887 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер изучил наработки Томаса Эдисона и решил сконструировать собственное записывающее устройство, которое запатентовал под названием «граммофон Берлинера». Эмилю Берлинеру удалось избежать недостатков фонографа при помощи плоской пластинки. Граммофон воспроизводил звуки громко и отчетливо, а уровень искажения при этом был минимальный. В связи с этим событием начали выпускать носители звуков – грампластинки (Приложение 2).

В 1907 году заменой громоздкому граммофону стало усовершенствованное и доработанное французским изобретателем Гильоном Кеммлером устройство – патефон. Маленький, встроенный в корпус рупор, возможность размещения всего устройства в одном компактном чемодане привели к быстрой популяризации патефона. В 40-х годах вышла компактная версия устройства (мини-патефон), получившая особую популярность среди солдат (Приложение 3).

Звуковым носителем того периода являлась граммофонная пластинка –аналоговый носитель звуковой информации. Это диск, на одной или обеих сторонах которого нанесена непрерывная канавка (звуковая дорожка) в виде спирали. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) грампластинка была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешёвой аппаратуре.

Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки. Кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Однако недостатки у грампластинки тоже имелись: подверженность влиянию изменениям температуры и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик).

1.2. Магнитная запись

Основными преимуществами записи на магнитные ленты перед другими способами записи информации долгое время были:

- высокие показатели качества, допускающие перезапись;

- возможность многократного повторного использования носителя (стирание и последующая замена информации);

- простые методы монтажа (резка и склейка ленты);

- длительные сроки хранения (сохранились первые фонограммы нач. XX в.).

Первая магнитная лента была создана в 1928 году немецким изобретателем Фрицем Пфлюмером, который нанёс на бумажную ленту слой из оксида железа. Это позволило ей сохранять заряд (Приложение 3).

На протяжении всей истории магнитной ленты производители искали надёжный базовый материал и покрытие для него. Ленты создавались из различных видов пластика, включая поливинил и полиэтилен. Вариантов покрытия тоже было много: от различных оксидов железа и хрома до тонкого слоя чистого железа. С тех времен магнитная лента использовалась в самых разных формах, начиная с бобин, ленточных картриджей и заканчивая компакт-кассетами и видеокассетами VHS. Проигрывались магнитные ленты на магнитофонах.

Первым советским стереофоническим магнитофоном стал аппарат «Яуза-10». А вот магнитофон «Весна», выпускавшийся с 1963 г., был очень распространен и популярен, он представлял собой портативный переносной аппарат, работавший как от батарей, так и от сети. В нем использовались катушки «номер 10» объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут прослушивания на дорожке. Весил такой агрегат (с батареями) 5,5 кг.

Большое распространение в 70-80-е гг. получили магнитофоны семейства «Маяк», «Юпитер», «Ростов», «Орбита».

Одним из первых кассетных стереофонических магнитофонов стал аппарат «Весна-201-стерео», выпускавшийся с 1977 г. Этот магнитофон работал на выносные колонки и весил 4,7 кг (Приложение 4).

В дальнейшем советские, а потом уже российские, магазины заполонила масса самых различных магнитофонов, в том числе и зарубежных.

1.3. Цифровая запись

Цифровая запись – способ записи информации, при котором регистрируемые на носителе сигналы преобразуются в последовательность кодовых (цифровых) комбинаций импульсов.

Цифровая запись обеспечивает более высокое качество (достоверность) воспроизводимых сигналов и допускает возможность многократной перезаписи без потери качества. Методы цифровой записи широко используются в электросвязи, вычислительной и звукозаписывающей технике, телевидении и др.

Первым портативным цифровым проигрывателем был ПКД SONY Discman D-50, изобретенный в 1984 году. Этот цифровой аудиоплеер состоял из устройства хранения файлов, встроенного процессора и микрочипа для преобразования сжатого звука из файла в аналоговый звуковой сигнал (Приложение 5).

Большинство аудиоплееров были рассчитаны на питание от аккумуляторной батареи и не подлежали замене пользователем. Музыку можно слушать с наушниками или через внешний динамик.

С развитием цифровой записи активно стали развиваться оптические носители, имеющие форму дисков, и флеш-накопители USB. Они используются для хранения, резервного копирования данных и передачи компьютерных файлов (Приложение 5,6).

Самое продвинутое изобретение на сегодняшний день – сетевой аудиоплеер (стример). Главным его преимуществом является компактность, подключение к интернет-радиостанциям и воспроизведение желаемых и любимых музыкальных композиций в режиме онлайн (Приложение 6).


Глава 2. Практическая часть

Среди одноклассников мною было проведено тестирование. В ходе которого я решила выяснить, знают ли мои одноклассники, на чем раньше воспроизводилась музыка. Им необходимо было соотнести название и изображение музыкального носителя или проигрывателя (Приложение 7).

По итогу опроса выяснилось, что только двое из 13 учеников смогли соотнести все картинки и названия музыкальных проигрывателей и носителей (Приложение 8).

Затем я представила одноклассникам семейную коллекцию музыкальных проигрывателей и носителей, что вызвало у ребят неподдельный интерес. Некоторые экспонаты удалось запустить и послушать. Мы с ребятами сравнили качество звука, удобство пользования, компактность представленных моделей (Приложение 9).

Итогом моей работы стало создание фотоколлекции имеющихся в семье музыкальных проигрывателей и носителей, так как перемещать их очень трудно из-за тяжелого веса и хрупкости в связи с их возрастом (Приложение 10).







Заключение

Для изучения эволюции музыкальных проигрывателей и носителей нами была проведена исследовательская работа, в ходе которой мы изучили информацию из разных источников по этой теме, рассмотрели и проанализировали семейную коллекцию. Проведено анкетирование и мастер-класс для одноклассников, создана фотоколлекция имеющихся в семье музыкальных проигрывателей и носителей.

В результате проделанной работы я узнала историю возникновения видов музыкальных проигрывателей и носителей, изучила семейную коллекцию и рассказала о ней другим.

По итогам анкетирования увидела, что большинство моих одноклассников плохо осведомлены в данном направлении и проявили интерес к нему во время проведенного мастер-класса.

История развития носителей музыкальных данных насчитывает 150 лет и основывается на достижениях предшествующих этапов. За этот период неоднократно появлялись новые, более совершенные устройства записи и воспроизведения звука, начиная от фонографа и заканчивая компакт-дисками. И хотя новая эра высоких технологий существенно и стремительно меняет музыкальный мир, музыка навсегда останется универсальным языком, объединяющим многие поколения и народы.






Список литературы

Введенский Б. С. // Большая российская энциклопедия. Том 34. Москва, 2017, стр. 359-360

Мишенков С. Л. // Большая российская энциклопедия. Том 18. Москва, 2011, стр. 361-362

Мишенков С. Л. // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017, стр. 470

Электронные ресурсы:

https://gufo.me/dict/music_encyclopedia

https://antikzone.ru/grammophon-istoriya-shedevra

https://fishki.net/2843781-istorija-magnitofona.html © Fishki.net

https://upweek.ru/patefona-k-ipod

https://trashbox.ru/link/history-of-music-players

https://gadgetshelp.com/tekhnologiia-obiasnil/evoliutsiia-muzykalnogo-potrebleniia-kak-my-siuda-popali/



Приложение 1



Рисунок 1. Механические музыкальные инструменты.





Рисунок 2. Фонограф. Томас Эдисон.





Приложение 2

Рисунок 3. Э. Берлинер и его изобретение граммофон.





Рисунок 4. Первые грампластинки.







Приложение 3






Рисунок 5. Гильон Кеммлер и его изобретение патефон и мини патефон.



Рисунок 6. Фриц Пфлюмер. Демонстрация магнитной ленты.



П
риложение 4

Рисунок 7. Катушечный магнитофон Яуза-10

и магнитная лента на катушке.





Рисунок 8. Кассетный магнитофон «Весна».



Приложение 5



Рисунок 10. Первый портативный цифровой проигрыватель.





Рисунок 11. CD диск









Приложение 6





Рисунок 12. Флэш карта





Рисунок 11. Сетевой аудиоплеер (стример).





Приложение 7

Тест «Музыкальные проигрыватели и носители»

Уважаемые ребята!

Вам необходисо соотнести название музыкального инструмента или носителя с их названием. Например: 1 – А, 2 – Б и т.д.

Желаем удачи!

1

2

А. стереомагнитофон

Б. граммофон

В. пластинка

Г. CD диск

Д. магнитофон «Орбита»

Е. шарманка

Ж. флэш карта

З. катушка

И. портативная акустическая колонка

К. аудиоплеер

Л. Сетевой проигрыватель

М. Фонограф

Н. Кассета

О. Патефон

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14




Приложение 8

Результаты тестирования

Ученик

Количество правильных ответов

1

Сережа

8

2

Стася

4

3

Коля

4

4

Вова

12

5

Вика

2

6

Маша

13

7

Максим

3

8

Настя

4

9

Степа

3

10

Соня

2

11

Катя

11

12

Дима

9















Приложение 9

Демонстрация семейной коллекции



















































Приложение 10

Создание фотоальбома