СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Я горжусь своей малой Родиной!"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Я горжусь своей малой Родиной!"»

Доморников Н.И.

учащийся 7А класса МАОУ СОШ №23 г.Липецка

Некрасова Н.В.

научный руководитель, учитель истории

МАОУ СОШ №23 г.Липецка

Я горжусь своей малой Родиной











.















Содержание







  1. Цели и задачи работы…………………………………………стр. 2

  2. Введение………………………………………………………. стр. 3

  3. Основная часть:

    1. Хмелинец – малая моя Родина……………………………стр. 5

    2. Река, давшая название селу………………………………стр. 6

    3. Сахарный завод и барская усадьба……………………….стр. 7

    4. Экологическая обстановка в бассейне р. Хмелинки…….стр. 9



    1. Меры предпринятые по исправлению эколоической ситуации

на реке………………………………..…………………….стр. 10

  1. Заключение………………………………………………….стр. 14

  2. Используемые ресурсы…………………………………… .стр. 15

































Цель работы:

Обратить внимание на проблему чистоты рек, малых водоемов, берегов и прилегающих территорий. Призвать, более бережно относиться к окружающей природе. Беречь и сохранять водные ресурсы не только для современного использования, но и для будущих поколений.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к окружающему миру;

- получение новых знаний;

- проведение краеведческих исследований;

- прививание любви к родному краю;

- воспитание правильного экологически грамотного поведения у ребенка;

- вовлечение в деятельность по защите окружающей среды;

- осознание важности сохранения природных ресурсов для будущих поколений.

Проблема:

Загрязнение малый рек и водоемов.















2. Введение

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.



Как часто мы задумываемся о нашей планете? О том, как она прекрасна. О том, как чудесно каждый день созерцать эту красоту. Дышать свежим воздухом, гулять, лепить снеговика, любоваться осенними красками леса. Природа щедра к нам. Она каждый день дарит нам столько возможностей, а мы воспринимаем это как должное. Умеем ли мы с благодарностью принимать ее щедрые дары? Как мы благодарим ее в ответ? А может она и не ждет от нас благодарности? Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: « Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю воздуху. И лес без зверей, с одними людьми - не лес…»

В своей работе я хотел бы поразмышлять на эту тему. Привлечь внимание к проблеме правильного и грамотного отношения к окружающему миру. Ведь именно мы должны заботиться о красоте и чистоте нашей планеты. Если каждый из нас кинет фантик от конфеты в мусорный бак, а не на землю, мир вокруг нас станет намного чище и добрее. Ведь чисто не там, где убирают, а там где не сорят.

Вода – источник жизни! Но сегодня она под угрозой. В мире очень мало рек не загрязненных продуктами человеческой деятельности. Реки заражены пестицидами, смытыми с сельскохозяйственных земель. Кроме того в них сливают сточные воды из дренажных канав и канализации. А зачастую крупные фабрики и заводы сливают в водоемы потоки грязной воды.

Вода – это наше здоровье! Это единственный продукт, без которого человек не сможет выжить. Отсутствие той или иной пищи можно заменить другой едой иного рода.

Например, при необходимости, можно обойтись без мяса, заменяя его овощами и злаками. А вот воду заменить ничем нельзя. От того насколько чистую воду мы употребляем в пищу, зависит состояние нашего здоровья, бодрость духа и настроение.

Именно поэтому значение имеет каждый водоем и большой, и малый. Мы должны заботиться о сохранении чистоты на нашей планете. Начать нужно с себя. Пусть каждый из нас начнет с малого. Не бросит бумажку на землю, не выкинет пластиковую бутылку или пакет на обочину дороги, уберет за собой место отдыха на пляже. Ведь все эти действия так просты и естественны. А какое значение они буду иметь, если каждый из нас будет поступать так всегда. Только так мы должны благодарить природу за великое чудо – возможность жить на нашей Земле. Только так мы можем показать нашу любовь к окружающему миру, к Родному краю.

3. Основная часть

3.1 Хмелинец – малая моя Родина

Чудесен Липецкий край! На его территории раскинулись рощи и красивые леса, бескрайние широкие поля, быстрые реки. Богат наш край архитектурными достопримечательностями, духовными святынями, уникальными историческими памятниками и уголками природы. В своей работе я хотел бы рассказать об одном близком и дорогом сердцу месте.

Есть в Задонском районе замечательное село - Хмелинец.





Для меня оно примечательно тем, что это моя малая Родина. Здесь прошло детство моих родителей, там живут мои бабушки и дедушки. Я очень люблю приезжать к ним в гости. Известно село с 1615г.  В нем стоит полуразрушенное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которое было построено в 1805 году. В 30е годы купол церкви обрушился, и оно было отдано под клуб. Но недолго здание прослужило в новом качестве. После серьезного пожара оно полностью выгорело. Ремонт здания так и не сделали.

Самым известным уроженцем села был дважды герой СССР лётчик Степанищев Михаил Тихонович, который принимал участие в штурме Кёнигсберга.



3.2 Река, давшая название селу.

Село расположено на реке Хмелинке - правом притоке Дона. Эта река и дала название селу. Саму реку назвали Хмелинкой, потому что в былые времена по её берегам росли густые заросли хмеля. Русло реки проходит прямо вдоль всего села. Подпитывают её множественные родники и ключи, бьющие из-под земли. Речка небольшая, но очень красивая.

Купаться в реке нельзя даже летом, потому что питающие ее ледяные ключи не дают воде прогреться и в самую жаркую погоду. Зато рыбачить там можно круглый год. В реке водятся карась, окунь и даже щука.Водоем является украшением села. С холмов открываются живописные виды на уютные домики, разбросанные по берегам. Эту чудесную картину можно увидеть в истоке реки.

3.3 Сахарный завод и барская усадьба.

Чуть ниже по течению, в центре села, на берегу реки Хмелинки стоит старейший сахарный завод.





Это один из первых сахарных заводов в Черноземье. Построен он в 1859г. и работает до сих пор.

До 1912 года заводом владели помещики Викулины. Барский Дом был построен на холме, напротив завода, чтобы в любое время барин с балкона мог наблюдать за его работой. Здание построено в стиле классицизм в начале ХХ века. И является памятником архитектуры регионального значения, а по совместительству - и сельской школой.

После Викулиных сахарным заводом, а вместе с ним и имением, владели уже новые помещики. Последними владельцами здешних земель стали помещики Горденины. Те, в свою очередь, были людьми очень хозяйственными и очень много денег вкладывали в производство. У них на момент 1912 года было современное оборудование. Это были современные паровые котлы и машины. Ниже по течению от места положения завода сооружена плотина. Речная вода из образовавшейся заводи используется в производстве сахара.

3.4 Экологическая обстановка в бассейне р. Хмелинки.

Конечно, использование речной воды в производстве сахарной промышленности не может не сказываться на чистоте воды в реке. Очистные сооружения завода работают за счет воды их реки. После использования воду фильтруют и возвращают обратно в реку.

Но какова эта вода, после того как прошла заводской цикл сахароварения…

Состояние берегов речки так же оставляет желать лучшего. Жители близлежащих домов не заботились о чистоте реки и превратили берега в настоящую свалку мусора. В некоторой степени это объясняется отсутствием до недавнего времени мусорных баков в селе, но вовсе не оправдывает такого безответственного отношения к живой природе.





Бабушка рассказывала, что раньше, когда она училась в школе, каждый год весной устраивали субботники. Берега реки очищали от мусора, прошлогодней листвы и вырубали сушняк. В последующие годы эта традиция была забыта. Со временем берега речки превратились в густые заросли, дно заилилось, речка обмельчала.



3.5 Меры предпринятые по исправлению экологической ситуации на реке.



Главной задачей для сельчан было привести в порядок состояние реки. А для этого необходимо было:

- ограничить сброс неочищенных стоков Сахарного завода в реку;

- очистить русло от хлама, упавших деревьев, мусора; 
- ликвидировать свалки по берегам рек и оврагов; 
- расчистить родники, ключи, источники; 

Этим летом благодаря усилиям администрации села и сахарного завода часть реки, которая протекает через село, очистили. Берега реки привели в порядок. Вырубили заросли и убрали сушняк и поваленные деревья. Почти целое лето работала бригада специальной службы по очистке рек. Они занимались очисткой воды в реке. Со дна было вывезено огромное количество грузовых машин с илом и мусором.

Хмелинка преобразилась, как будто помолодела, расширилась и стала глубже.





На реке поселились дикие утки. Они не боятся людей. Их можно покормить хлебными крошками. Специально для них на небольшом островке, прямо по середине речки, стоит домик. Работники завода подкармливают их.



А в низовье реки, там, где она выходит из села и дальше стремится к Дону, живут бобры. Их постройки невозможно не заметить.

4. Заключение

Я считаю, что восстановить и сохранить потенциал малых рек необходимо не только для получения чистой воды, дешевой гидроэнергии и рыбы. Мы должны заботиться об окружающей нас природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений.

Важно не только проводить необходимые работы по очистке рек, но и закреплять и сохранять полученные результаты.

Думаю, что в это дело вполне могут внести свою лепту и сельские школьники.

Один из способов – увеличить количество экологических отрядов. Их регулярная работа хотя и не сможет избавить от всего мусора на берегу, но обязательно даст неплохой результат.
Можно не дожидаться организации таких отрядов и проводить субботники по уборке лесных массивов вдоль берегов рек.
Необходимо регулярно проводить воспитательную работу во всех учебных заведениях по правилам поведения вдоль берегов рек.
Также можно вдоль берегов рек развесить щиты с текстом, призывающим людей не мусорить. Перед этим можно в школе организовать конкурс экологического плаката.

Главное не быть равнодушными в этом деле. Понимать, что от состояния нашей планеты зависит наше будущее, наше здоровье и жизнедеятельность.

Вода – источник жизни. Так давайте беречь ее!!!

  1. Используемые ресурсы:

Печатные издания:

- «Елец веками строился» А. Новосельцев, В. Горлов

Интернет-ресурсы:

- https://ok.ru/khmelincha

- http://vmulder.livejournal.com/116286.html

- http://arch-heritage.livejournal.com/2018097.html