Хоринский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность темы: Среди математических форм, таких как уравнение, задачи, неравенства и прочее - решение уравнений одна из проблемных в математике. В 5-м классе изучение уравнений начинается с определения уравнения, его корней, что значит решить уравнение. Чтобы решать более сложные уравнения, повторяются правила нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Решаются уравнения, которые содержат буквенные выражения только в одной части уравнения. Для их решения учащиеся должны выполнить последовательно несколько преобразований, каждое из которых освоено ими в начальной школе. Однако, учащиеся 5 класса, затрудняются решать более сложные уравнения такого вида как (х + 111) - 38 =279 или 966 : (х + 17) = 23. Поэтому в своей работе я хочу показать, что процесс решения сложных уравнений можно осуществить через нестандартные способы решения и эти способы решения могут быть полезным и интересным занятием. В связи с этим, я считаю тему моей работы актуальной.
Гипотеза, цель, объект исследования, предмет исследования
Гипотеза: помогут ли мне в решении сложных уравнений изучение и применение нестандартных способов решения уравнений.
Цель: узнать нестандартные способы решения сложных уравнений и показать одноклассникам, что решать уравнения просто.
Объект исследования: сложные уравнения.
Предмет исследования: нестандартные способы решения сложных уравнений.
Задачи и методы исследования
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомиться с информацией из разных источников по данной теме.
2. Изучить существующие нестандартные приёмы решения сложных уравнений
3. Поделиться опытом применения нестандартных способов решения сложных уравнений со своими сверстниками
Мероприятия:
- Анкетирование учащихся;
- Изучение и сбор нестандартных способов решения сложных уравнений для выявления более простого их решения
- ознакомление одноклассников с разными способами решения уравнения
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 . Тематический (изучение литературы из разных источников и в сети Интернет)
2. Эмпирический (организация и проведение анкетирования)
3. Статистический (обработка данных, полученных в ходе анкетирования)
:
1. Бекаревич А. Н. «Уравнения в школьном курсе математики» Минск. 1968 г., 99 стр.
2. Большая школьная энциклопедия 5 –11 классы – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
3. Мерздяк А.Г. Математика: 5 класс: учебник/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир):. – М.: Вентана-Граф, 2019, 301 с.;.
4. Парканова, С. И., Линейные уравнения// С. И. Парканова, С. И. Ревтова, Т. М. Катлерова. Школьная педагогика. – 2016. – №2. – С. 19-22.
Сайт https://www.youtube.com/watch?v=ZRPlh6sFHbk
Сайт http://wiki.iteach.ru/index.php/История_возникновения_
уравнений
Отвечаем на вопросы – да или нет.
- Вы знаете, что такое уравнение?
- Вы знаете правило нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении?
- Вы знаете, что значит решить уравнение?
- Вы знаете, что такое корень уравнения?
- Вы умеете решать уравнения?
и практической
х + 25 = 124; (х + 39) – 43 = 27;
х – 27 = 100; 253 – (х – 459) = 138;
19х = 95; (2х + 1) * 2 – 10 = 12
х + 25 = 124 (100%), (х + 39) – 43 = 27 ( 33%),
х – 27 = 100 (100%), 253 – (х – 459) = 138 (33%)
19х = 95 (56%), (2х + 1) * 2 – 10 = 12 (11%)
х : 25 = 16 (56%)
Вывод: Анкетирование показало, что более половины учащихся знают теоретический материал о решении уравнений. Практическая часть показала, что 44% учащихся не могут решать простые уравнения, из-за незнания правил работы с компонентами и 67% не могут решать более сложные уравнения.
После получения результатов анкетирования я решил изучить тематику линейных уравнений, выяснить какие способы решения линейных уравнений существуют, а затем ознакомить одноклассников с наработанным мною материалом и показать способы решения уравнений. Что и было сделано.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Традиционный способ
Решим уравнение 987 - (х + 364) = 519
987 – уменьшаемое, (х + 364) – вычитаемое, 519 – разность
Применяем правило компонентов: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого
вычесть разность: х + 363 = 987 – 519
х + 363 = 468
х – первое слагаемое, 363 – второе слагаемое, 464 – сумма
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
Способ подстановки
Решим уравнение 987 - (х + 364) = 519
Шаг 1. Введем новую переменную у = (х + 364)
Скобку заменим через у и получим уравнение
987 – у = 519
Шаг 2. Применим традиционный способ решения уравнения:
987 – уменьшаемое, у – вычитаемое, 519 - разность
Применяем правило компонентов: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого
вычесть разность: у = 987 – 519
у = 468
Шаг 3. Вместо у подставим в уравнение его значение х + 364, получим:
х + 364 = 468
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
987 - = 519
= 987 – 519
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Решение уравнения по действиям
Рассмотрим линейное уравнение (2х + 1)*4 – 20 = 24.
Шаг 1: расставим порядок действий в левой части уравнения:
1) Умножение в скобках;
2) Сумма в скобках;
3) Умножение за скобками;
4) Вычитание.
Шаг 2: выполняем действия с конца уравнения, т.е. с четвертого по первое:
- (2х + 1)*4 – уменьшаемое;
- 20 – вычитаемое;
- 24 – разность.
Применяем правило компонентов: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое:
(2х + 1)*4 = 44
Решаем полученное уравнение (2х + 1)*4 = 44
(2х + 1) = 44 : 4
(2х + 1) = 11
2х =11 – 1
2х = 10
Решаем полученное уравнение 2х = 10
х = 10 : 2
х = 5
Способ «закрывашка»
Покажем применение данного способа на том же уравнении
987 - (х + 364) = 519 закроем скобку «закрывашкой», получим уравнение
Х = 468 открываем «закрывашку» и получаем уравнение
х + 364 = 468
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Американский способ для талантливых детей.
Основная идея его состоит в том, что все наши действия идут от обратного:
50х + 10 = 210
Шаг 1. В уме берём 210 и переходим в обратную сторону и делаем обратное действие:
210 - 10 = 200,
Получаем 50х = 200, этот результат не записываем, а держим его в уме.
Шаг 2. Еще раз идём в обратную сторону и делаем обратное действие
200: 50 = 4
х = 4
Американский способ для «ленивых» учеников
Рассмотрим уравнение: 50х + 10 = 210
Шаг 1. Вычесть с обеих сторон 10, т.е. надо выполнить действие обратное данному. Учитель заставляет ленивых школьников писать все шаги .
Получится: 50х + 10 = 210
+ -10 -10
Шаг 2. Подводим черту и выполняем действие, получаем уравнение:
50х = 200
Шаг 3. Обе стороны уравнения делим на 50:
х = 4
Вывод: Изучив литературу и интернет ресурсы по данной тематике, я убедился в том, что линейные уравнение имеют большое практическое значение.
Из всех способов решения линейного уравнения, я выбираю традиционный, т к он является классическим, хотя для простоты решения могу рекомендовать способ «закрывашка».
Как видите, эта идея решения линейных уравнений очень проста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВТОРНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ
х + 25 = 124 (100%), х – 27 = 100 (100%)
19х = 95 (100%) х : 25 = 16 (100%)
(х + 39) – 43 = 27 ( 77%), 253 – (х – 459) = 138 (77%)
(2х + 1) * 2 – 10 = 12 (44%)
На вопрос «Какой способ при решении уравнений вами выбран и почему?»
Традиционный способ (33%), т к он классический
«Закрывашка» (77%) наиболее простой
Вывод: считаю, что моя гипотеза «помогут ли мне в решении сложных уравнений рассмотрение и применение нестандартных способов решения уравнений» подтвердилась, поставленную перед собой цель и задачи я выполнил. Так же я сумел убедить своих одноклассников в том, что решать уравнения легко и просто, если ты владеешь разными способами решения уравнений .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Изучив литературу и интернет ресурсы по данной тематике, я убедился в том, что линейные уравнение имеют большое практическое значение как в математике, так и в физике, информатике, химии. Изучил и познакомился с разными способами решения линейного уравнения с одной переменной: традиционным, способ «закрывашка», подстановка, решение по действиям, американский способ для «ленивых» учеников, американский способ для талантливых детей.
Из всех способов решения линейного уравнения, я выбирал традиционный, т к он является классическим, хотя для простоты решения могу рекомендовать способ «закрывашка», позволяющий легко и просто решать сложное уравнения с одной переменной. Однако нужно отметить, что каждый способ решения уравнений по-своему уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на контрольных работах и ВПР.
Считаю, что моя гипотеза «помогут ли мне в решении сложных уравнений рассмотрение и применение нестандартных способов решения уравнений» подтвердилась, поставленную перед собой цель и задачи я выполнил. Так же я сумел убедить своих одноклассников в том, что решать уравнения легко и просто, если ты владеешь разными способами решения уравнений.
Спасибо за внимание.
исполнитель: Скрипин Дмитрий ученик
5 – го класса.
руководитель: Романова Евгения
Ильинична
должность: учитель физики и математики
место работы: МБОУ «Санномыская СОШ»