Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Росток»
Забытые дворовые игры моих родителей
Автор: Пономаренко Евдоким ученик 4 «А» класса МБОУ«СОШ№36»
п.Новый Уоян Северобайкальский р-н Руководитель: Юсупова Ю.Р. Учитель физической культуры
Цель исследования : изучение дворовых игр с последующим возрождением и проведением игр среди учащихся МБОУ «СОШ №36» на уроках физической культуры.
Задачи исследования :
- Узнать о дворовых играх, в которые играли наши папы и мамы.
2. Изучить материалы из средств массовой информации.
3.Провести анкетирование в четвертых классах.
4.Поделиться своими знаниями со сверстниками на уроках физической культуры.
Гипотеза : Поколение "Next" постепенно превращается в неороботов, которые проводят все свободное время перед экраном компьютера общаясь со сверстниками виртуально. Если приобщать детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом со школьного возраста, то это создаст потребность к здоровому активному образу жизни на все последующие годы.
Методы исследования : изучение проблемы, анализ данных, анкетирование.
Объект : Игры старшего поколения
Предмет : Дворовые игры прошлого века .
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время в нашем районе, да и в Республике Бурятия очень активно развивается спорт. А подвижная игра помогает стать ловкими, быстрыми, а самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
… через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют …
Е.А.Покровский
Игры являются сокровищницей человеческой культуры.
Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой–либо конечной задачи игры, т.е. получение результата.
Горе́лки
Правила игры таковы: играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик ( горелка). Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят, гляди не воронь – беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик не оборачиваясь, старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется. Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Веселые ребята
Это очень старая игра. Построение ее все время сохраняется, но тематическое содержание изменялось несколько раз. В настоящее время эта игра проводится под названием «Мы - веселые ребята». Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!» Играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадки между двумя чертами должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последний осаленный игрок .
Кашевары
Корни игры уходят в прошлое столетие, прототипом этой игры являются « городки».
Детская игра типа городков, в которой битой, палкой с определенных расстояний поочередно выбивают чурку, жестяную банку и т.п., а затем должны успеть добежать за своими битами и вернуться за линию водящего, а водящий «кашевар» - установить чурку на место и, не давая игрокам сбить её битой, коснуться своей битой игрока, а затем сбить чурку (этот игрок становиться водящим).
Русская лапта
Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
Кроме упомянутых выше и широко известных дворовых игр, в России также были популярны такие игры как:
Штандер - играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего. В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!»
«Классики»
Играется, как правило, на асфальте расчерченным мелом на квадратики или другие фигуры (классы). Играющие прыгающие на одной ноге, ей же толкают битку (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть биткой на черту и не наступить на черту ногой.
Резиночка
Два игрока, встав на некотором расстоянии, друг от друга, натягивают резинку, зафиксировав её вокруг своих и образовав длинный прямоугольник — двойную прыгалку. Третий игрок, заступив в середину прямоугольника, должен в определённом порядке перепрыгивать, поджимая ноги, через одну, либо обе линии резинки, выполняя различные фигуры. В случае ошибки, если он задевает ногами резинку или нечаянно наступает на неё, ход переходит к следующему игроку, а допустивший ошибку занимает его место «в резиночке». Когда подойдёт его очередь, он начинает прыгать с того места, где сбился
Крутые вышибалы
Выбираются вышибалы Они встают друг напротив друга на расстоянии примерно 10-15 метров. Вышибаемые встают в центре площадки. Задача вышибал – попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача вышибаемых – быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча. Когда в команде вышибаемых остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.
Результаты исследования (анкетирования):
1. Кто посещает из ребят после занятий в школе спортивные секции или другие кружки, и какие?
2. Кто не занимается ни в каких дополнительных кружках, секциях, а предпочитает проводить время за компьютерными играми и книгами.
Результаты анкетирования: какие игры учащиеся знают
В результате проведенного опроса было выявлено, что мало детей ведут активный образ жизни. Для популяризации активного образа жизни посредством подвижных и коллективных игр на уроках физкультуры были мною проведены некоторые дворовые игры . Практически все забытые игры из детства наших родителей, вызвали неподдельный интерес у всех ребят из четвертых классов.
Игра горелки
Игра «вышибалы»
Игра «третий лишний»
Главный вывод нашего исследования:
Если ребята будут играть в дворовые игры, то:
1 . Они овладеют коммуникативными навыками, умению работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность.
2. Снизится рост гиподинамии.
3. Познакомятся с историей дворовых игр.
4. Будут заботиться о своём здоровье.
Таким образом, можно сказать, что приобщение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, начатое в школьном возрасте, создаст потребность в здоровом активном образе жизни на все последующие годы.
« Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того, каким содержимым вы наполняете его!»
С.Я.Маршак
Список литературы:
1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -М.: физкультура и спорт,1985.
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
3. Покровский Е.А. Детские игры ,преимущественно русские. 1887г. 4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.М.,1979. 6. Lurkmore.ru. . -Дворовые игры.
7. http :// ru . wikipedia . org / wiki / 8. www9009le.ru/search.