СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Информационные технологии в сфере безопасности жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа совместно с учеником 8 класса, по информационным технологиям

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Информационные технологии в сфере безопасности жизнедеятельности»»










Исследовательская работа



«Информационные технологии в сфере безопасности жизнедеятельности»











Автор работы: Шайдуллин Азамат Азатович 8 класс

МБОУ « ИСЕРГАПОВСКАЯ СОШ»
Руководитель работы:
Асылгараев Шарифзян Мубаракзянович

преподаватель-организатор ОБЖ.













2017


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4

1.1 Общая модельь информационных технологий 4

1.2 Решение проблемно-ориентированных здач, связанных с управлением безопасностью 5

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 9

2.1 Использование информационных тхнологий управления безопасностью жизнедеятельностью.
Проведение опроса среди родителей 9

2.2 Общий подход к использования информационных технологий управления безопасностью жизнедеятельности Ошибка! Закладка не определена.

2.3 Мониторинг объектов техносверы и окружающей среды 9

ВЫВОД 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11


ВВЕДЕНИЕ


Вряд ли стоит напоминать, что компьютеры стали настоящими помощниками человека и без них уже не может обойтись ни коммерческая фирма, ни государственная организация, ни современная школа.

Информационная технология управления безопасностью жизнедеятельности представляет системноорганизованную последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Типовыми операциями являются элементарные действия над информацией, начиная от сбора и регистрации данных и заканчивая процессом выработки управленческого решения. Средства и методы автоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организации информационных систем и технологий. Информационные технологии, связанные с управлением безопасностью жизнедеятельности, различаются составом, назначением, степенью автоматизации, надежностью, объемом решаемых задач. Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности на современном этапе предполагает использование информационных технологий для управления источниками и причинами возникновения опасностей, прогнозирования и оценки их воздействия в пространстве и времени, защиты человека и окружающей природной среды от опасностей техногенного характера.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Управление безопасностью техносферы на базе мониторинга опасностей и применение наиболее эффективных мер и средств защиты позволяет использовать информационные системы и технологии во всех областях деятельности человека.

Цель исследования: Управление безопасными условиями жизнедеятельности общества на современном этапе развития требует использования информационных технологий для решения многих задач в области безопасности, таких как:

1) определение воздействия негативных факторов на человека и техносферу;

2) анализ опасностей;

3) идентификация вредных факторов и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях;

4) государственное управление охраной труда на правовой и нормативно-технической основе.

Предмет исследования: Использование информационных систем поддержки принятия решений и экспертных систем на основе применения программно-аппаратных средств, баз данных, методов управления, а также подключение к работе подготовленных специалистов позволит наиболее эффективного решать задачи управления безопасностью жизнедеятельности в техносфере.

В процессе работы над темой мы опирались на общенаучные методы исследования, большой объем литературы и интернет ресурсов.

Объектом исследования информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности.

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы и других источников информации.

- эмпирические: анкетирование, беседы, наблюдения, эксперимент.

Этапы работы над проектом:

- Анкетирование одноклассников и родителей;

- Поиск информации в Интернете и других источниках;

- Обучающие занятия с программистом.

- Защита проекта.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1 Общая модель информационных технологий

Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности так же, как и любые другие технологии, ориентированы на решение определенного круга научных и производственных задач. Они используются для управления безопасностью деятельности коллективов, структур и объектов.

Необходимость получения информации и информационных услуг в сфере управления безопасностью жизнедеятельности обеспечивает развитие, распространение и все более эффективное использование ИТ. Создание современных технологий невозможно без использования разнообразных технических средств и, в первую очередь, компьютеров.

Информационная технология - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием современных средств и методов автоматизации.

Основные цели информационных технологий - обеспечение управления безопасностью в различных видах человеческой деятельности, развитие безопасных и качественных условий труда в техносфере, его управляемость и эффективность, конкурентоспособность и рентабельность.

Операциями в информационных технологиях являются элементарные действия над информацией, которые можно рассматривать как базовые и различающиеся в конкретных реализациях только деталями или отдельными процессами, например, программным сервисом сканирования и постсканерной обработкой, возможностями преобразования исходной информации, качеством материала и т. д.



Подготовительные работы

Сбор и регистрация информации

Анализ и подготовка исходной информации

Ввод графической и семантиеской информации, ее контроль

Обработка информации

Формирование баз данных

Моделирование процессов управления

Решение проблемно-ориентированных и запросно-справочных задач

Формирование системы поддержки принятия управленческих решений

Анализ полученных результатов

Накопление, хранение и поиск информации

Составление, оформление и печать выходной информации

Формирование и поддержка архива данных


Технологии различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации (долей машинного и ручного труда), надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основных операций и наличием их разнообразного контроля. Кроме того, организация информационных технологий определяется рядом факторов и критериев. Главные из них: объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов.

Средства и методы автоматизации процесса управления включают технику, программы, способы и подходы в организации информации, информационных систем и технологий, в обслуживании пользователей.


1.2 Решение проблемно-ориентированных задач, связанных с управлением безопасностью жизнедеятельности

На данном этапе функционирования информационные технологии должны решать проблемы запросно-справочного характера, связанные с управлением безопасностью жизнедеятельности. Основная цель безопасности жизнедеятельности в техносфере - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

Главная задача безопасности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени. Как известно, потенциальную опасность хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологические активные компоненты. Безопасность жизнедеятельности решает три основные и взаимосвязанные задачи:

-идентификация опасностей - процесс обнаружения опасностей и установление их характеристик (качественных, количественных, временных, пространственных и др.);

- защита от опасностей на основе сопоставления затрат на обеспечение безопасности и выгод от реализации этих мероприятий;

- ликвидация возможного, остаточного, сверхдопустимого риска.

Для решения всего комплекса проблемно-ориентированных и запросносправочных задач в области управления безопасностью жизнедеятельности следует предусмотреть создание базы и банка данных, а также базы знаний на основе использования информационных технологий. Информационные технологии позволяют решать задачи управления безопасностью в различных областях функционирования предприятия или организации: на уровне органов власти, государственных служб, учреждений; в сфере услуг; в транспортных системах; на производственных предприятиях и др.

Для каждой области функционирования предприятия или организации существует свой, приоритетный вид безопасности, например:

- для объектов, использующих опасные и вредные вещества -

химическая безопасность;

- для объектов атомной энергетики и оборонных комплексов -

радиационная безопасность;

- для потенциально опасных объектов - безопасность в чрезвычайных ситуациях и др.


Все существующие виды безопасности можно условно объединить в три основных блока:

Безопасность жизнедеятельности




Производственная безопасность

Безопасность в ЧС

Экологическая безопасность





Для решения запросно-справочных задач следует учитывать в базе данных информационной системы законодательные и нормативно-правовые акты, основными из которых являются: «Всеобщая декларация прав человека»; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Федеральные законы РФ; Указы президента РФ; Постановления правительства РФ; Постановления министерства труда и социального развития РФ; Постановления Федеральных органов исполнительной власти и др.

При создании управляющих информационных технологий должны предусматриваться вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера, а также локальные военные конфликты и террористические акты. На средних и крупных предприятиях созданы силы гражданской обороны, которые, взаимодействуя с районными управлениями МЧС, участвуют в ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Использование информационных технологий в оперативном режиме работы позволит определять количество сил и средств, необходимых для ликвидации каждого типа и масштаба аварий. Управляющая информационная система позволяет выполнять следующие виды информационного обеспечения в автоматизированном режиме работы:

- осуществление инженерных расчетов по выбранному типу аварии на объектах экономики (химическая, биологическая и др.);

- определение зон обслуживания систем жилищно-коммунального хозяйства (тепло- и водоснабжение, канализация, электроснабжение) по адресу или названию предприятия;

- отображение паспортов потенциально опасных объектов экономики, в которых имеется необходимая графическая и семантическая информация для обеспечения безопасности;

- осуществление отображения аварийной обстановки средствами ГИС в соответствии с принятой в МЧС системой условных знаков;

- разработка типовых сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций

с учетом сложившейся обстановки на электронной рабочей карте;

- осуществление работы объекта экономики в режиме чрезвычайной обстановки по единому алгоритму действий в реальном режиме времени, разработанному для оперативного дежурного и дежурного офицера;

- получение информации справочного характера по химическим, взрывчатым и опасным веществам, используемым в производственном процессе предприятия;

- определение состава сил и средств постоянной готовности для

предупреждения и ликвидации ЧС;

- работа с нормативно-правовыми документами;

- формирование донесений, отчетов справок в автоматизированном режиме работы;

- осуществление редактирования, обновления и пополнения базы данных об опасных производственных процессах без участия разработчиков;

-прогнозирование и моделирование ситуаций, связанных с распространением, например, распространение пожара, опасного вещества (хлор, аммиак и др.).

Доминирующие тенденции развития информационных технологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и оперативной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения и структуры в единое целое на качественно новом управленческом уровне. Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмотрим наиболее известные из них.

Видеотехнология - это технология использования изображений. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени.

Мультимедиатехнология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков, изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Использование мультимедиатехнологии особенно эффективно в обучающих системах. Это связано с тем, что при активной работе в мультисреде пользователь запоминает 75 % воспринимаемой информации, в то время как из услышанной информации запоминается лишь 25 %.

Нейрокомпьютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание образов, управление техногенными рисками, прогноз чрезвычайных ситуаций, определение надежности объекта с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды и др. Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими параллельно.

Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т. д. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменяются понятием «объект». Объект - это предмет (событие, явление), который выполняет определенные функции и является источником или потребителем информации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет получать более эффективные решения в системах управления.

Технология управления знаниями дает возможность создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становятся достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью по какой-либо предметной области. Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База знаний включает набор данных, знаний (их моделей), правил логического вывода для работы со знаниями.

Интернет-технология основана на объединении информационных систем в глобальную информационную структуру. Иными словами Интернет - это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей. Эти центры предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис электронную почту, службу новостей, передают файлы и т. д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.

Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.



2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ


2.1 Использование информационных технологий управления безопасностью жизнедеятельности. Проведение опроса среди родителей

Основные положения концепции создания информационной технологии для обеспечения деятельности различных структур и служб по защите от воздействия негативных факторов, опасностей, чрезвычайных ситуаций и др. возникают из задач, решаемых этими структурами. Обеспечение безопасности населения и территории должно основываться на соблюдении правовых норм, требований и правил, а также на проведении комплекса организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на прекращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу и нарушений условий жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности населения, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, а также обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, должно являться задачей каждого руководителя. Решение данной проблемы обязательно входит в функциональные обязанности всех территориальных и ведомственных органов управления, а также их подсистем.


2.2. Общий подход к использованию информационных технологий управления безопасностью жизнедеятельности

Данные, поступающие из различных подразделений, ведомств и структур должны храниться и обрабатываться в единой системе пространственной базы. Это позволит оперативно контролировать ситуацию, организовывать взаимодействие различных служб всех государств, а также оперативно принимать решения и проводить мероприятия по обеспечению безопасности.

Вся информация о потенциально опасных объектах должна иметь динамический характер, так как возникает необходимость не только отслеживать чрезвычайные ситуации в режиме реального времени, но и обновлять и пополнять информацию.


2.3. Мониторинг объектов техносферы и окружающей среды

Наблюдения за объектами техносферы и окружающей средой позволяют контролировать состояние потенциально опасных объектов и определять комплекс мероприятий по защите населения и территории от влияния антропогенной и техногенной деятельности. При использовании информационных технологий необходимо выделить основную цель мониторинга - обеспечение своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния опасных объектов, процессов или явлений; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить мероприятия по предотвращению опасных ситуаций.


ВЫВОД

В социуме, в процессе жизни человека постоянно присутствуют и действуют опасности - естественные, техногенные и антропогенные.

Полностью устранить негативное слияние постоянно действующих, спонтанно возникающих естественных опасностей до настоящего времени не удавалось, но использование современных средств информационного обеспечения позволяет определять наиболее вероятные зоны действия этих опасностей, предупреждать их и ликвидировать с минимальными материальными и людскими потерями.

Техногенные опасности прогнозируемы, и у человечества достаточно средств и способов защиты от них. Использование информационных технологий нового поколения позволяет практически полностью устранить воздействие вредных техногенных факторов, а воздействие техногенных травмоопасных факторов ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения средств защиты.

Антропогенные опасности обусловлены недостаточным вниманием человека к проблемам безопасности, склонностью человека к риску, пренебрежением к потенциальным опасностям. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет использования информационных процессов в обучении населения и персонала опасных производств основам безопасности жизнедеятельности. Полностью устранить ошибку человека невозможно, а, следовательно, и антропогенные опасности не представляется возможным.

Использование информационного подхода в научных исследованиях и на практике, технологизация управленческой деятельности в области обеспечения жизнедеятельности и защита населения от всех видов опасностей может производиться на основе анализа и синтеза отношений внутри объектов, предметов или их элементов и их отношений с внешним окружающим миром.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1) Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г.А. Титаренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2) Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. А.И. Сидорова. - М.- КНОРУС.- 2007. - С. 10-22.

3) Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / А.В. Маринченко.- Москва.- Дашков и К.- 2006.- С. 34-38.

4) Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Ю. Микрюков. - Ростов-на-Дону: Феникс.- 2006.- С.71-73.

5) Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций / А.И. Лобачев.- Москва.- Юрайт.- 2006.- С. 45-47.

6) Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А.С. Гринин; В.Н. Новиков; Под ред. А.С. Гринина.- М.- ФАИР-ПРЕСС.- 2005.- С. 56-58.

7) Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.- 2006.- С. 34-37.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!