Секция: «Естествознание»
Индекс развития человеческого потенциала для жителей Логойского района
Автор работы:
Петровский Олег,
ученик 8 класса
Руководители:
Бабкевич Е.Н.
Шуманская И.В.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Индекс развития человеческого потенциала………………………...7
1.1. Понятие индекс развития человеческого потенциала…………….....7
Глава 2. Индекс развития человеческого потенциала Логойского района……………………………………………………………..………....11 2.1. Методика расчета…………………………………….……………...11
2.2. Расчет ИЧРП для жителей Логойского района и сравнительный анализ с показателями ИРЧП для населения Минской области….……..11
Глава 3. Причины низкого показателя ИРЧП для жителей Логойского района…………………………………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемых источников……………………………………………16
Приложение…………………………………………………………………..…17
Введение
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:
коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.
В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровни.
Как и многие другие показатели, требующие международного сопоставления, индекс человеческого развития публикуется по датам не менее чем через 2 года после их публикации национальными статистическими службами. Таким образом, большая часть данных в таблицах последнего на данный момент отчёта относится к 2008 году и представляет собой сведения, имевшиеся в распоряжении Отдела подготовки Отчёта о развитии человеческого потенциала на 2010 год, если не указано иное.
Официальная публикация доклада состоялась 14 марта 2013 года в Мехико[3]. Отчёт был составлен на основании статистических данных от 15 ноября 2012 года. Беларусь заняла 50 место (обогнав Россию – 55 место) среди 187 стран и территорий вместо прежнего, 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций. Таким образом, оставшись в группе стран с высоким уровнем ИРЧП.
Поскольку национальные и международные статистические учреждения постоянно совершенствуют свою статистику, то данные, включая значения и рейтинги ИРЧП, которые были представлены в докладе, не являются сопоставимыми с теми, что были опубликованы в предыдущих выпусках. Индекс Беларуси поднялся за прошедший год с 0,778 до 0,793.
По итогам 2012 года Беларусь заняла 50-е место в рейтинге 187 стран по индексу развития человеческого потенциала. По сравнению с 2011 годом она поднялась сразу на 15 позиций.
При этом Беларусь заняла лидирующую позицию среди стран СНГ.
Проблема: от чего зависит высокое или низкое качество жизни населения Логойского района.
Гипотеза: Многие ученики нашего класса считают, что показатели ИРЧП для жителей Логойского района низкие по сравнению с показателями для жителей Минской области.
Цель: расчет и измерение ИРЧП для жителей Логойского района.
В соответствии с поставленной целью решали следующие задачи:
1. Ознакомить с понятием ИРЧП;
2. Исследовать необходимые показатели и методику расчета для вычисления ИРЧП для жителей Логойского района;
3. Сравнить показатели ИРЧП для жителей Логойского района с показателями ИРЧП для всего населения Минской области;
4. Выявить причины низких или высоких показателей ИРЧП для жителей Логойского района.
Объектом исследования являются жители Логойского района.
Предметом исследования являются показатели ИРЧП.
Методы исследования:
1. Информационный (анализ статистических данных);
2. Частично-поисковый (поиск материалов и данных);
3. Эмпирический (предположения по улучшению условий жизни).
Исследовательская работа состоит из введения, теоретической, практической части и заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении поставлены цели и задачи исследования, выявлены предмет и методы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его основных положений для повышения эффективности формирования, сохранения, улучшения качества жизни населения в городе.
Предложенные конструктивные решения по повышению качества населения могут быть использованы местными органами власти при разработке комплексной программы социально-экономического развития района в ближайшем будущем.
При изучении теоретического вопроса и решения практической части мы работали с несколькими группами источников: словарями, электронными ресурсами (Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия, Wikipedia), материалами СМИ по интересующей нас теме, а также научными докладами размещёнными в интернете.
Глава 1. Индекс развития человеческого потенциала
Понятие индекс развития человеческого потенциала.
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальный ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе Беларуси, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5
Глава 2. Индекс развития человеческого потенциала для жителей Логойского района
2.1. Методика расчета.
ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:
дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:
продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет
грамотность взрослого населения: 0% и 100%
совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%
реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.
ИРЧП может принимать значения от 0 до 1. Считается, что регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, 0,5 – 0,8 – средний уровень, 0,8 и больше – высокий уровень развития.
2.2. Расчет ИРЧП для жителей Логойского района и сравнительный анализ с показателями ИРЧП для населения Минской области.
Попробуем рассчитать ИРЧП для населения Логойского района.
Для расчета ИРЧП необходимо вывести три индекса: индекс продолжительности жизни, индекс ВВП и индекс образованности взрослого населения.
1. Индекс продолжительности жизни. В формулу подставляем значение фактической средней продолжительности жизни – для Логойского района средняя продолжительность жизни равна 69,3 года, индекс продолжительности жизни равен 0,733. Он рассчитывается (69,3-25) / (85-25)= 0,733. что на 0,033 меньше показателя Минской области (0,766).
2. Индекс достигнутого уровня образования (образованности). Для выведения индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса: Индекс грамотности и Индекс совокупной доли учащихся.
Индекс грамотности жителей Логойского района составляет 0,926.
Индекс совокупной доли учащихся равен 0,097.
Индекс образования равен 2/3(индекс грамотности взрослого населения)+1/3 (индекс общего количества учащихся)=2/3* 0,926+1/3*0,097=0,650.
Индекс достигнутого уровня образования для Логойского района равен 0,650, что является ниже уровня Индекса образования Минской области, равного 0,867.
Индекс ВВП (ВРП).
При расчёте индекса ВВП на душу населения используем логарифм дохода. Для жителей Логойского района в 2012 году он был равен 6474 долл. США по паритету покупательской способности (ППС), индекс ВВП равен 0,683. Это ниже чем показатель индекса в Минской области на 0,011.
4. Индекс развития человеческого потенциала.
И, наконец, Индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов и составляет для жителей Логойского района 0,689. ИРЧП для жителей Логойского района ниже ИРЧП для населения Минской области, равного 0,776.
Глава 3. Причины низкого показателя ИРЧП для жителей Логойского района
Причиной низкого показателя ИРЧП для Логойского района в сравнении с ИРЧП Минской области является низкий индекс уровня образования. Несмотря на высокий показатель образованности 0,650, индекс совокупной доли учащихся является очень низким (0,097). Состояние грамотности и образования населения даёт представление об уровне подготовленности рабочей силы и кадров высокой квалификации.
Заключение
Независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран.
Комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития, достигнутого той или иной страной, связан с попытками разработки обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы. Поскольку отдельно взятые экономические и демографические показатели, отражающие в большей степени количественную или качественную сторону одного из аспектов развития общества, не способны полностью охарактеризовать благосостояние населения.
Результат анализа средней продолжительности жизни населения позволил выявить наиболее значимые проблемы:
показатели средней продолжительности жизни населения Логойского района ниже показателя Минской области.
естественный прирост населения ниже показателя Минской области, соответственно, минус 1,6 к минус 3,2. Этот показатель ниже, так как в г.Логойске размещается ГУ «Логойский дом- интернат для престарелых и инвалидов».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
формирование у жителей самосохранительного поведения;
пропаганда здорового образа жизни среди населения;
Результат анализа индекса образованности населения позволил выявить наиболее значимую проблему:
Этот показатель формально занижен, поскольку значительная часть молодежи Логойского района получает профессиональное образование в Минске.
Результат анализа индекса ВВП показал:
Индекс ВВП (ВРП) является довольно низким и составляет 0,683, что говорит о невысоком экономическом развитии Логойского района.
Место, занимаемое области или региона по показателю ИРЧП, может существенно отличаться от ее места в списке, распределенных по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о том, что в разных районах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.
Повышение показателя ИРЧП для жителей Логойского района является главной задачей и критерием деятельности местных органов власти.
Жители района могут сами решать ряд проблем:
увеличение уровня грамотности в результате обучения в различных учебных заведениях или самообразования с помощью дистанционных средств;
повышение средней продолжительности жизни за счет самосохранительного поведения и здорового образа жизни.
Список используемых источников
http://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_развития_человеческого_потенциала#cite_note-2.
http://gtmarket.ru/news/state/2010/10/29/2715.
http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/35380/.
Human Development Report 2010 / 20th Anniversary Edition.
http://hdr.undp.org/.
Human Development Report 2013.
http://belstat.gov.by.
http://evolutio.info/index.php?
Приложение 1
Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:
Формула 1
Хi – это фактическое значение показателя, Xi min – минимальное значение показателя, Xi max – максимальное значение показателя.
И
ндекс продолжительности жизни определяется по формуле,
Формула 2
где e00 – фактическая средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.
При расчете индекса ВРП в формулу 1 подставляются не сами значения, а их логарифмы:
Формула 3
где XВРП – величина реального ВРП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности (ППС).
Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле:
Формула 4
где Iграм – индекс грамотности взрослого населения;
Iуч – индекс совокупной доли учащихся;
2/3, 1/3 – весовые коэффициенты.
Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:
Формула 5
Формула 6
где Xграм – фактическая грамотность взрослого населения;
Xуч – фактическая совокупная доля учащихся.
ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie, индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВРП IВРП:
Формула 7
.