МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА ИМЕНИ А.Ф.ДЬЯКОВА»
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
XIV открытая общелицейская научная конференция младших школьников
Секция валеология.
Тема: Использование мобильных телефонов как средство отдыха на переменах
Автор: Карапетян Белла
ученица 4 Б класса
МБОУ ЛК им А.Ф. Дьякова
Научный руководитель:
Ермашкевич Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
высшей категории
г.-к. Железноводск, п. Иноземцево
2021 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава I.Роль мобильного телефона в жизни современного школьника … | 4 |
I.1.История создания мобильных телефонов ………...…………… | 4 |
I.2.Достоинства современных мобильных телефонов……………. | 5 |
I.3. Значение перемены в процессе формирования учебного дня… | 6 |
Глава II. Влияние, оказываемое игрой на мобильном телефоне на переменах ……………………………………………………….…... | 8 |
II.1. Влияние мобильных телефонов на психофизическое состояние детей……………………………………………………... | 8 |
II.2. Влияние игры на мобильном телефоне на быстроту реакции, внимательность, работоспособность детей……………………… | 9 |
Заключение...................................................................................................... | 10 |
Библиография.................................................................................................. | 11 |
Приложение ………………………………………………………………… | 12 |
Введение
Сегодня сложно представить жизнь человека без телефона. Современный телефон включает в себя большое количество важных и полезных функций, удобных для человека в повседневной жизни. Кроме полезных функций сегодня телефоны являются важной частью досуга молодежи. Очень часто многие телефоны имеют доступ к интернету и развлекательному контенту: различные игры, социальные сети, программы для общения. Именно такие приложения для проведения досуга все больше начинают интересовать взрослых и детей. Сегодня общение и игры в телефоне становятся основной деятельностью людей в пути, например, на работу; в перерывах между работой и на переменах у ребят; во время отдыха. Многие знают об удобных и полезных функциях своих телефонов, но так ли они безопасны как нам кажется?
Гипотеза: мобильный телефон влияет на здоровье человека, но не влияет на успеваемость школьников.
Цель исследования – выяснить: является ли использование мобильных телефонов средством отдыха на переменах.
Для наилучшего раскрытия данной темы поставили перед собой ряд задач:
- понять, какое место занимает мобильный телефон в жизни современного ученика;
- определить значение перемены в учебном процессе;
- провести практический опыт и выявить, какое именно влияние оказывает игра на сотовом телефоне на переменах на работоспособность детей на уроках.
Объект исследования: мобильный телефон.
Предмет исследования: влияние мобильного телефона на здоровье и успеваемость школьников.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме, наблюдение, сравнение, исследование, эксперимент, анализ.
Опытно-экспериментальная база исследования: 4 Б класс МБОУ ЛК им А. Ф. Дьякова
Глава I. Роль мобильного телефона в жизни современного школьника
I. 1. История создания мобильных телефонов
Современный мобильный телефон - это специальное легкое, компактное, портативное устройство, которое можно взять с собой, передвигаясь по городу, стране и миру.
Первый сотовый телефон был изобретен в США украинским иммигрантом 46 лет назад и весил он больше 1 кг.
Мобильные телефоны получили широкое распространение, начиная с 80-х годов XX века. Телефон заряжался от батареи, ему было не нужно постоянное подсоединение к базе. Первоначально мобильные телефоны служили лишь для передачи речи.
Осуществляется данный вид связи при помощи наземной радио- или спутниковой связи. На земле находится ряд передатчиков, каждый из которых располагается в центре отдельной зоны, так называемой ячейки, или соты. Отсюда второе название этой системы – сотовая связь.
Современные мобильные телефоны компактные, усовершенствованные. По виду они напоминают что-то среднее между карманным приемником и маленькой телефонной трубкой.
С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат — это маленький компьютер.
При правильном использовании мобильный телефон в жизни школьника является большим помощником. С помощью этого компактного прибора в любой момент можно быстро связаться со своими родственниками, друзьями, одноклассниками, чтобы узнать интересующую информацию. При этом не надо напрягать память и вспоминать номер знакомого: записная книжка мобильного телефона всегда под рукой. Многие помимо контактов хранят на телефоне еще массу другой информации – записывают свои идеи, мысли, памятные даты, различные файлы и т.д. То есть телефон заменяет сразу записную книжку и флешку.
I.2.Достоинства современных мобильных телефонов
Главное достоинство современных мобильных телефонов – это экономия времени, удобство, возможность общаться без непосредственного контакта.
Мобильные телефоны это и компьютеры, и Интернет, фото и видео съемка, всё то, без чего невозможна жизнь современного человека и школьника, в частности.
Но также следует отметить, что мобильный телефон – это замечательная игровая консоль. И многие школьники стали воспринимать сотовые телефоны прежде всего, как игрушки, а не средство связи.
Относительно полезности использования мобильных телефонов как игровых консолей мнения специалистов (в том числе психологов, медиков и педагогов) разделяются.
Положительное влияние игр на телефоне:
- развивают воображение. В процессе игры играющий сталкивается с виртуальным миром и многообразными героями, в каждой игре заложен свой сюжет, в котором играющий растворяется, начиная "дофантазировать" - включать воображение, ставя себя на место героев игры;
- тренируют память. В ходе игры играющий раз от раза возвращается к определенным уровням, заданиям, выиграть в которых помогает запоминание предыдущих ходов, действий;
- развивают быстроту действий и реакций. Иногда играющий должен всё сделать в считанные секунды и это отличная тренировка для мозга.
- воспитывают целеустремленность. На более сложных уровнях в играх ребенок сначала проигрывает, но он не сдаётся и продолжает пробовать снова и снова, используя накопленный опыт, до тех пор, пока не одержит победу - не дойдет до поставленной цели.
- помогают овладеть в быстром темпе чтением и письмом. Молодые любители игр должны читать инструкции, следовать истории и целям, получать информацию из текстов на протяжении игрового процесса, что становится невозможном при медленном чтении и восприятии прочитанного.
Отрицательное влияние игр:
- вызывают психологическую зависимость. Дети настолько погружаются в виртуальный мир игры, что даже прекратив ее, в мыслях продолжают "проигрывать" определенные сцены, уровни - при этом создается эффект "зомбирования" игрой. Дети живут ожиданием продолжения игры;
- вызывают проявление агрессии в реальности, когда грань между игрой и настоящей жизнью у игрока несколько стирается и он перестает понимать, что можно делать только в игре, а что – только в реальности. Некоторые игры даже были запрещены в ряде стран, поскольку были признаны потенциально опасными для психики;
- снижают подвижность. Долговременная игра удерживает игрока у экрана в неподвижном положении, несвойственном в обычной жизни, что является причиной искривления позвоночника, остеохондроза и других заболеваний;
- ухудшают остроту зрения. Наиболее опасны те игры, где глаз меньше всего бегает по монитору, и взгляд максимально привязан к одной точке, особенно это относится к имеющим маленький экран сотовым телефонам;
- сужают круг интересов. Игры настолько увлекают детей, что все остальные занятия, в том числе хобби, кружки, спортивные секции, уходят на второй план;
- создают проблемы в свободном говорении в реальном мире. Около половины школьников, проводящих большое количество времени за игрой в телефоне, испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно, отсюда, и отставание в усвоении устных предметов. Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т.д
I.3. Значение перемены в процессе формирования учебного дня
Чтобы выяснить, является ли использование сотовых телефонов средством отдыха в процессе учебы, определим, что такое перемена и ее значение для ученика.
Перемена - это перерыв между уроками, являющийся неотъемлемой частью учебного процесса в школе. Перемена не только определяет границы уроков, но и несет в себе определенные психоэмоциональные функции.
Во-первых, перемена позволяет детям наладить внутри классное, внутри школьное общение. Именно в этот период налаживается контакт между детьми, между детьми и учителем. В течение перемены школьники могут общаться на отвлеченные темы, обсуждать общие интересы, объединяться в группы, тем самым формируя дружеские отношения. В процессе общения на переменах дети делятся сокровенным, выговариваются товарищам или просто получают обмен информацией. То есть перемена - это важный фактор общения детей в школе.
Во-вторых, в течение перемены ученик может повторить следующий урок, подготовиться. Это предает уверенности ребенку в себе и своих знаниях, снижает уровень нервозности на занятиях, что конечно благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние в целом.
В-третьих, основная функция школьной перемены - отдых. Ребенку необходимо иметь возможность расслабляться между уроками, отвлекаться от обучения. От содержания и организации отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного занятия.
Различают пассивный и активный отдых. Пассивный отдых предусматривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный физический покой организма (например, спокойно посидеть за партой или на диванчиках в холлах школы), активный отдых — переключение активности организма на иной вид деятельности (например, игры, в том числе и на мобильных телефонах).
Недостаточный отдых способствует накоплению утомления, приводит к потере интереса к труду.
Глава II. Влияние, оказываемое игрой на мобильном телефонена переменах
II.1. Влияние мобильных телефонов на психофизическое состояние детей.
Чтобы определить влияние мобильных телефонов на психофизическое состояние детей мы провели несколько экспериментов, в проведения которых привлеклиучеников нашего класса. Исследование проходило в два этапа.
В первый день у участников эксперимента провели медицинское обследование с участием нашей медсестры Пыхтиной Ириной Николаевной: измерили температуру, давление, пульс.
Далеепредложили ребятам поиграть в течении 10 минут на своих телефонах, после чего провели повторное медицинское обследование.
В ходе данного эксперимента мы хотели выяснить способна ли десятиминутная игра изменить медицинские показатели состояния детей. И при положительном исходе эксперимента попытаться объяснить, какое влияние это может оказать на работоспособность или утомляемость школьника.
Игра, которая была выбрана детьми в ходе эксперимента, относится к типу стрелялок-бродилок. Надо отметить, что во время игры участники проявили большой интерес к телефонам, поведение детей носило зацикленный, увлеченный характер, дети практически не реагировали на окружающие их звуки, посторонние действия, оклики по именам.
Обратимся к таблице с показателями медицинского обследования детей:
Участник | Температура | Давление | Пульс |
1 | до | 36,5 | 92/63 | 99 | |
после | 36,5 | 97/68 | 106 | |
2 | до | 36,6 | 93/61 | 84 | |
после | 36,6 | 95/64 | 90 | |
3 | до | 36,6 | 99/73 | 93 | |
после | 36,6 | 105/79 | 99 | |
4 | до | 36,4 | 94/65 | 104 | |
после | 36,4 | 121/78 | 121 | |
5 | до | 36,3 | 90/65 | 95 | |
после | 36,4 | 100/78 | 110 | |
Проанализируем полученные данные:
У всех участников эксперимента после игры на телефоне поднялось давление: у четырех незначительно, а у одного произошел серьезный скачок.
Изменение данного показателя указывает на напряженное эмоциональное состояние, повышенные раздражительность и утомляемость.
Пульс всех участников эксперимента после игры на мобильном телефоне ускорился, что говорит о психическом возбуждении детей.
II.2. Влияние игры на мобильном телефоне на быстроту реакции, внимательность, работоспособность детей.
Второй этап проходил в течение двух дней, в одно и тоже время для того, чтобы у детей был одинаковый уровень усталости. В первый день предложили учащимся пройти логический тест (Приложение 1).
Во второй день сначала предложили поиграть 10 минут на мобильном телефоне в свою любимую игру или посмотреть видео, после чего они вновь выполнили подобный логический тест (Приложение 2).
Время прохождения теста у участников эксперимента после игры на мобильном телефоне не увеличилось.
Исходя из этого, влияние телефона на детей может быть благотворным и способствовать развитию определенных навыков. Мобильные игры (головоломки, стратегии, спортивные) помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое.
Отрицательно воздействуют игры агрессивного содержания. Чрезмерное увлечение жестокими играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга.
Заключение
Большинство людей сейчас не представляют свою жизнь без сотового телефона. Современный мобильный телефон - это не просто средство связи. Он приносит множество возможностей. Главное – это экономия времени, удобство. Может существовать возможность общаться с родственниками, друзьями без непосредственного контакта.
Безусловно, сотовый телефон очень нужен в современном обществе. Это очень удобно. Если использовать телефон по назначению и с ограничением по времени, то данный аппарат – большой помощник, дающий ребенку чувство уверенности, безопасности и удобства.
Телефон – это средство общения, непосредственно связанное с техникой, которое стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Но нужно помнить, что он таит в себе опасности, которые может избежать и преодолеть каждый здравомыслящий человек.
Библиография
Илюшин В. Компьютерные технологии сегодня. – М.: Издательская Группа Аттикус, 2009. – 127с.
Новая детская энциклопедия. – М.: Росмэн-Пресс, 2009. – 192с.
Ортега Ф. Энциклопедия школьника. Виртуальный мир. – М.: Махаон, 2011. – 96с.
http//www.mobilka-world.ru
http//www.wikipedia.org.ru
Приложение 1
Тест № 1
На доске цветными мелками написали слова:ПОМИДОР ПИЛА МИР
У красного и синего слов одинаковая первая буква, у красного и зеленого – последняя, у синего и зеленого – вторая.Какое слово зеленого цвета?
Михаил – отец Маргариты. Маргарита – родная сестра Николая. Николай – отец Виктора. Кем может приходится Виктор Михаилу?
Ребята соревновались в беге на коньках.Юра пробежал дистанцию быстрее, чем Люда, и медленнее, чем Даша. Кирилл пробежал не так медленно, как Леша, и не так быстро, как Люда. Кто из ребят занял первое место?
В зоопарке жили три черепахи разного возраста и размера – большая, средняя и маленькая.Большой черепахе через несколько лет будет меньше лет, чем средней в этом году. А средняя в этом году намного старше возраста маленькой черепахи несколько лет назад.Какая черепаха самая молодая?
Одно слово было на третьей странице, одно – на второй, одно – на первой, одно – на пятой.
КНУТ МУКА
КЕПКА РЕКА
Слово с первой страницы левее слова со второй страницы. Слово с третьей страницы ниже слова с пятой страницы и правее слова со второй страницы. Слово с пятой страницы выше слова с первой страницы.
Какого слова нет на первой странице?
Приложение 2
Тест № 2
На страницах блокнота написали слова:ЛОДКА КОЛОС ПИЛА
У слов на первой и второй страницах одинаковая вторая буква, на второй и третьей странице – одинаковая первая, на первой и третьей - пятая. На какой странице было слово КНИГА?
Аркадий – брат Игоря. Игорь – отец Ларисы. Лариса – двоюродная сестра Олега. Олег – сын Егора.Кем может приходится Егор Аркадию?
Гена, Витя, Саша, Коля и Вася соревновались в прыжках в воду.
Витя нырнул не так глубоко, как Гена, и глубже, чем Саша. Ваня нырнул так же глубоко, как Гена. Пеня нырнул также глубоко, как Саша. Коля нырнул глубже Васи и не так глубоко, как Саша.Кто нырнул глубже всех?
В старом парке были деревья разного возраста.
Дубу в этом году немного больше лет, чем будет березе через много лет. А березе несколько лет назад было немного больше лет, чем липе в этом году. Какое дерево самое старое?
Одно слово написали в тетради, одно – в альбоме, одно – в блокноте, одно – на листочке.
ЛИСТМЕСЯЦ ВЕТЕРКОРА
Слово из альбома левее слова из тетради, слово из блокнота правее слова из тетради. Слово с листочка выше слова из альбома. Слово из тетради левее слова из блокнота. Какое слово написано на листочке?